Сегодня созданию системы безопасности в детских дошкольных и учебных заведениях уделяется большое внимание. Вопросы охраны школ, высших учебных заведений становятся все более актуальными в связи с участившимися случаями беспрецедентной жестокости в отношении учащихся и персонала как со стороны случайных людей, так и со стороны самих обучаемых.  

С тех пор как в 1999 году в результате ужасной резни в школе Columbine погибло 15 человек, было пересмотрено множество возможных вариантов охраны школьных учреждений и всевозможных способов усиления их охраны. Охранное сообщество обязано извлечь уроки из происшествий, выработать новую стратегию и найти эффективные решения, чтобы защитить учебные заведения от насилия, терроризма, криминальных проявлений. 

Китай. Безопасность школ будет одним из решающих факторов при оценке работы местных органов власти в провинции Хубэй в Центральном Китае. «Наши достижения ничего не стоят, если происходят серьезные нарушения безопасности в детских учреждениях», - сказал Ян Сонг, заместитель председателя комитета общественной безопасности. 

«Правительственные чиновники, должностные лица и школьная администрация несут полную ответственность за нарушение требований безопасности и будут подвергнуты строгим наказаниям», - добавил Ян. Хубэй является одной из 18 провинций, регионов и муниципалитетов, которые сделали аналогичные заявления. Должностные лица северных провинций Хэбэй и Шаньси постоянно инспектируют начальные школы и детские сады в столицах провинций Шицзячжуан и Тайюань. Они призывают к строгому соблюдению требований безопасности. 

Руководители народного образования 14 провинций, регионов и муниципальных образований провели конференции для обсуждения путей улучшения безопасности. 

Старшие должностные лица Пекина, Тяньцзиня, Тибета, Хэбэя, Хубэя, Шаньдуна, Хэнаня и многих других областей и регионов сами осматривают местные школы и проверяют, какие меры безопасности предприняты. Кроме того, создаются постоянно действующие рабочие комитеты, следящие за состоянием безопасности в школах и детских садах. 

Провинциальные правительства решили направить больше полицейских патрулей к школам для круглосуточной проверки документов. 

Некоторые крупные города приняли еще более жесткие меры. В Чунцине, на юго-западе Китая, в школах и детских садах круглосуточно будут находиться профессиональные охранники с дубинками, наручниками и баллончиками с перечным газом. 

Во многих провинциальных столицах, в соответствии с заявлениями муниципальных органов власти, усилены меры безопасности, установлены видеокамеры, охранники обеспечены более совершенным оборудованием. 

Эти действия курирует Чжоу Юнкан, член Постоянного комитета Политбюро ЦК Коммунистической партии Китая. По его словам, безопасность детских учреждений – это «важнейшая политическая задача». 

Чжоу призвал к общенациональному улучшению безопасности детских учреждений, в том числе к увеличению числа полицейских патрулей возле школ, лучшему оснащению охраны. Должностные лица будут привлекаться к ответственности за нарушения правил безопасности. 

Он призвал население и гражданские власти лучше лечить людей, страдающих от психических расстройств, так как некоторые из нападавших были признаны психически больными. 

Чжоу призвал местные органы власти прислушиваться к жалобам населения с тем, чтобы вовремя предотвращать насилие, особенно нападения на детские учреждения. Чжоу произнес эти слова после серии нападений на школы и дошкольные учреждения. 

30 апреля 5 детей и учитель получили ранения, когда человек с молотком напал на них, перед тем как убить себя, в школе города Вэйфан провинции Шаньдун на востоке Китая. 

29 апреля 29 детей и трое взрослых получили ранения в результате нападения человека с ножом на детский сад в городе Тайзин в восточной провинции Цзянсу

16 детей и несколько учителей в начальной школе в провинции Гуандун подверглись нападению 28 апреля. 

Некоторые эксперты считают, что полностью предотвратить вспышки насилия в учебных заведениях невозможно: это не под силу ни администрации, ни охране, ни местным властям, другие говорят о том, что руководители учебных заведений имеют все возможности для обеспечения безопасности, несмотря на так называемый человеческий фактор.  

По статистике одной из американских охранных фирм, каждый год увеличивается количество перестрелок в школьных стенах. Например, за прошлый год подобных преступлений было совершено более 85. 

С какими же угрозами сталкиваются сотрудники охранных предприятий, неся службу в стенах школ? На первом плане - угроза личности, включая нападение, оскорбление действием, похищение, несчастный случай и т.д. Далее - стихийные бедствия, которые могут нанести физический или моральный вред учащимся, преподавателям и сотрудникам. А вот угрозы, связанные с ущербом имуществу и собственности, - вандализм, кражи, другие преступления, наносящие ущерб школьному имуществу и личным вещам учащихся, - можно выделить в отдельную категорию. 

Естественно, что первостепенное внимание уделяется безопасности людей. Обратимся к опыту США. Там большинство школ имеет надежные системы охраны и оповещения: около 2000 школ оборудованы самыми современными системами видеонаблюдения. Широко применяются металлодетекторы, а для поиска взрывчатых веществ используют специально обученных собак. 

После трагедии 11 сентября 2001г. были созданы национальные программы комплексной подготовки в сфере безопасности, которые включают в себя работу не только с охранниками учебных заведений, но и с родителями, учащимися, преподавателями и сотрудниками. Все, кто так или иначе относится к учебному процессу, должны уметь распознавать тревожные сигналы в поведении учащихся, знать, куда можно обратиться за помощью. Здесь неоценима работа психологических служб, обязанных создать условия, при которых люди, страдающие психическими отклонениями, не чувствовали себя оторванными от общества. 

В свою очередь образовательные учреждения должны использовать все имеющиеся у них средства и возможности, чтобы повысить готовность к эффективным действиям в условиях чрезвычайной ситуации. 

Несмотря на то, что специалисты охранной сферы неустанно разрабатывают все новые технологии и устройства, направленные на повышение безопасности учебных учреждений, не всегда эти эффективные новшества находят массовое применение. Очень часто усиление мер безопасности затрагивает такую сферу, как свобода личности. Любое посягательство на главное завоевание американской демократии вызывает мощное общественное порицание, даже в ущерб этому самому обществу. Например, система контроля и управления доступа (СКУД), которая позволяет в круглосуточном режиме следить за передвижением персонала, учащихся и посетителей и пресекать несанкционированный доступ и в которую можно интегрировать системы видеонаблюдения и пожарной сигнализации, так и не получила массового применения в школах именно по этой причине. Родители были возмущены, что всех учеников обязали носить на шее значки-пропуска с RFID-чипами, отслеживающими каждое движение детей. В итоге родители направили жалобу в Союз гражданских свобод (American Civil Liberties Union). 

Тем не менее система контроля и управления доступа имеет массу перспективных элементов. Использование биометрической идентификации и бесключевых замков для контроля доступа в школах должно помешать проникновению посторонних лиц в классы и другие помещения. В отличие от обыкновенных замков, которые можно украсть, подделать или потерять, бесключевые гораздо надежнее. Однако есть и существенные минусы: при большом потоке людей в здание эти замки становятся бесполезными, так как они не гарантируют проход только одного человека через дверной проем. 

Для контроля проникновения посторонних лиц, каждая школа или колледж могут использовать собственную систему идентификации. Как правило, это некие опознавательные знаки, которые обязаны носить все учащиеся, преподаватели и персонал. Посетители при такой системе сразу определяются по отсутствию «особой приметы» или этот опознавательный знак имеет отличный от принятого в данной школе вид. 

Следующее интересное решение – это система управления потоком посетителей, при помощи которой сканируется удостоверение личности посетителя, например водительское удостоверение, данные которого, включая фотографию, моментально сверяются с базой данных о преступниках. В считаные секунды система текстовым сообщением оповестит о том, есть ли к данному посетителю вопросы со стороны закона, охраны и соответствующих служб. 

Переносной арочный металлодетектор стал очень популярен в американских школах. Тем более что некоторые модели работают на батарейках, их можно собрать и разобрать за несколько минут и перенести на место проведения массовых мероприятий, где проблемы безопасности стоят особенно остро. 

Система рентгеноскопического контроля, установленная у входа в здание, поможет обнаружить оружие, которое может быть спрятано в сумках, рюкзаках и портфелях учащихся. Оборудование для рентгеноскопического контроля выпускается в портативном варианте, приспособленном для использования в маленьких помещениях, а также узких коридорах и дверных проемах. Досмотр может проводить как сотрудник охраны, так и подготовленный сотрудник школы. 

В современные системы охраны легко интегрируются и средства связи. Так как более 90% населения имеют сотовые телефоны, их используют для оповещения о различных ситуациях. Причем каждое сообщение в зависимости от содержания может иметь свой особый звуковой сигнал, чтобы получивший его человек сразу мог определить характер происшествия. В тех учебных заведениях, где пользование мобильными телефонами запрещено, можно установить тревожную сигнализацию (тревожные кнопки, брелки). При подаче сигнала тревоги администрация получит информацию о месте происшествия. Для оповещения большой школы можно установить радиовещательную башню, которая вместе с локальной телефонной связью станет единой системой оповещения о чрезвычайных ситуациях. 

Системы видеонаблюдения прочно вошли в нашу жизнь и, конечно же, используются для охраны учебных заведений. Эти системы настроены таким образом, что позволяют камерам, расположенным в разных местах, одновременно передавать видеоизображение сотрудникам служб экстренного реагирования прямо в патрульные автомобили, что в свою очеред обеспечивает быстрое и эффективное реагирование патрульных экипажей на сложную ситуацию. 

Использование Интернета также помогает обеспечить безопасность учебного заведения: сетевые видеокамеры позволяют пользователю получать видеоизображение в режиме онлайн в любой точке, где есть компьютер и выход во Всемирную паутину. Эту систему активно используют не только учителя, которые наблюдают за учениками, находясь за пределами класса, но и сотрудники охраны могут видеть на своем компьютере, в какой части здания находится злоумышленник, его действия, вести его по охраняемой территории до места безопасного задержания или локализации до прибытия полиции. 

Камеры ночного виденья широко используются в американских школах и позволяют сотрудникам охраны наблюдать за происходящим в школе после окончания занятий. В сочетании с инфракрасной камерой системы ночного видения обеспечивают видеонаблюдение за периметром школы независимо от их размеров и погодных условий. 

Использование камер видеонаблюдения в школах имеет некоторую специфику. Несмотря на то, что с помощью видеосъемки можно эффективно бороться с кражам и вандализмом, сами видеокамеры зачастую становятся объектами и воровства и разрушения. В связи с этим камеры, установленные в школах, должны быть вандалоустойчивыми, со встроенным ПО, позволяющим автоматически обнаруживать вандализм с помощью сигнала тревоги, который подается в случае закрытия или перемещения камеры. 

Если учесть, что в школах педагогический состав прекрасно знает своих учеников, видеонаблюдение можно осуществлять с помощью самых простых устройств – личность провинившегося ученика будет установлена даже при нечетком изображении. Такие меры позволяют быстро повысить дисциплину, заставив учеников сдерживать необдуманные порывы, а также своевременно сообщать родителям о тех или иных проступках их чад. 

Если для надежного предотвращения и контроля существующих угроз физического присутствия охранника не хватает или оно невозможно, в школе может быть использована система дистанционного контроля. Сигналы, поступающие с видеокамер при обнаружении движущегося объекта, записываются, подтверждаются и поступают в центр удаленного видеоконтроля, где оператор анализирует ситуацию и принимает решение по ее локализации. 

Существуют специальные программы, с помощью которых службы экстренного реагирования могут быстро ознакомиться с поэтажными планами и фотографиями здания, путями эвакуации, помещениями, в которых хранятся опасные материалы, оценить обстановку и определить место сосредоточения спецтехники. Таким образом, сотрудники служб экстренного реагирования будут иметь представление об объекте, когда прибудут на место происшествия. Это особенно важно в школах, так как они, как правило, располагаются в больших зданиях с множеством помещений, переходов, имеют кабинеты с опасными химикатами и приборами. 

В столовых, классах многих американских школ функционируют беспроводные сети, через которые возможны утечка информации, хищение персональных данных и проникновение вредоносных программ. Обычно учебные заведения используют все возможности для защиты веб-зоны, однако учащиеся и сами могут контролировать свои ПК с помощью брандмауэров для защиты файлов. Ученики должны следовать положению о конфиденциальности на веб-сайтах своих сетей, чтобы знать тип шифрования и отключаться от беспроводной сети, когда она не используется. 

Если учесть темпы развития современных детей, то защита от хакеров, как внешних, так и внутренних, становится как никогда актуальной. Взлом школьной компьютерной системы становится невозможным, если она поддерживает режим обнаружения и предотвращения вторжений, которые анализируют проходящий трафик и блокируют сетевые атаки. Для обнаружения вредоносных программ можно также использовать протокол безопасных соединений и виртуальную частную сеть. 

Все чаще американские школы пользуются не отдельными способами защиты от угроз, а переходят на комплексные системы безопасности, интегрированные в беспроводные сети, которые были апробированы на государственных объектах. Эти электронные системы основываются на самых современных технологиях, интегрируются в наружную беспроводную сеть, поддерживающую передачу голоса, видеоданных, создают виртуальное заграждение вокруг всей территории учебного заведения. Конечно, решение о применении, несомненно, эффективной, но достаточно дорогой системы безопасности принимается после анализа происшествий и выявления наиболее криминогенных зон. Как правило, эти зоны находятся вне самого здания, что вынуждает школы подключать к общей системе безопасности и камеры наружного наблюдения. Мониторинг всего комплекса ведется из единого центра, куда стекается вся информация, и оператор принимает решения о направлении подвижного патруля охранников в то или иное место. 

Современный мир диктует свои жесткие условия, и старые подходы к вопросам безопасности уже не работают. Угроз с каждым днем становится все больше, и угнаться за ними, применяя отдельные методы, не представляется возможным. Таким образом, создание эффективных систем безопасности учебных заведений не может базироваться на довольно часто применяемом на практике принципе «разумной достаточности», а требует комплексного подхода. 

Но это зарубежный опыт. Если московские и подмосковные школы достаточно быстрыми темпами компьютеризируются и используют комплексные системы защиты, стремясь максимально обезопасить людей и имущество, то в регионах (особенно в деревнях и селах, отстоящих от больших городов) по-прежнему, кроме вахтера и уборщицы, другими «техническими новинками» в области охраны не располагают. 

Хотелось бы, чтобы создание системы безопасности в каждом учебном заведении начиналось с вопроса: «От кого (чего) защищаем школу?» - и соответствовало существующим реалиям. И при этом лучше положиться на мнение специалиста, нежели основываться на собственных пристрастиях и рекомендациях друзей.