16 октября 2019 г. в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации состоялось первое заседание актива Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности (далее: «Комитет») по вопросам перспективы принятия проекта федерального закона о частной сыскной деятельности. На мероприятие были приглашены представители детективного профессионального сообщества.

Действующий на данный момент в Российской Федерации закон "О частной охранной и детективной деятельности", принятый еще в 1992 г., безнадежно устарел, чтó признают и власть, и бизнес. В профессиональном сообществе давно говорят о назревшей реформе отрасли, поскольку за последние годы очень многое изменилось.

Открывая заседание, председатель Комитета член Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный отметил, что детективное сообщество уже более 20 лет наблюдает за развитием института частной детективной деятельности. Все присутствующие как профессионалы глубоко погружены в данную тему. Но чтобы прийти к единому мнению при обсуждении проекта Федерального закона «О частной детективной деятельности», необходимо разобраться, какова динамика его становления и имеет ли он уже право на реализацию.

Оратор заявил, что с самого начала, с тех пор, как в Российской Федерации появилась частная детективная деятельность, государство явно недооценивает возможности института частных детективов. Это несправедливо, поскольку хотя с официальными лицензиями в отрасли работают 920 человек, но всего в частную детективную деятельность вовлечено около 20 тыс. человек. Существует также и «серый» рынок сыскных услуг, не подконтрольный регулированию. Причем всем было бы выгодней, если бы все в отрасли работали строго в соответствии с хорошо продуманным законом. Ведь положение детективов, работающих по единым правилам, всегда будет более привлекательным в глазах участников рынка. Конечно, «закон должен предписывать не только профессиональные обязанности, но и наделять детективов четко сформулированными правами», – напомнил председатель Комитета.

Главные эксперты и разработчики законопроекта также высказались о проблеме объективно и беспристрастно. Член Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности руководитель научного совета Независимого научного Фонда «Институт проблем безопасности и устойчивого развития» Валерий Шестаков в своем выступлении согласился, что закон очень нужен, но обсуждаемый законопроект пока не совершенен. Об этом свидетельствуют замечания и предложения в адрес рабочей группы, возглавляемой президентом «АПС» Сергеем Любименко. Впрочем, практически все из них были учтены в последней версии проекта. И поэтому необходимо принять закон в его теперешней форме, а в дальнейшем в него можно будет вносить изменения. Главное, чтобы проект был воспринят правильно детективным сообществом, с одной стороны, а с другой – отражал бы интересы государства и заказчиков детективных услуг. Главный принцип, лежащий в основе законопроекта, – не навредить действующей практике детективов.

В проекте содержатся принципиально новые положения. Значительно расширены новые виды услуг, которые приведены в соответствие с требованиями государственных контролирующих и налоговых органов; расширен понятийный аппарат и согласован с модельным законом о частной детективной деятельности, принятым в марте 2017 г. на Межпарламентской ассамблее государств – членов СНГ.

Частная детективная деятельность – это разновидность сыскной профессиональной деятельности самой высокой категории, которая включает в себя оперативно-розыскную деятельность, профессиональную деятельность журналистов и представителей других профессий, связанных с расследованием фактов и обстоятельств, поиском сведений и информации и т.п. В свете изложенного частную детективную деятельность необходимо рассматривать, как деятельность юридическую. В связи с этим сформулировано понятие «детективное мероприятие». Составлен расширенный перечень таких мероприятий. Кроме того, расширены и полномочия частных детективов. Заместитель председателя Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности Сергей Саминский напомнил, что в детективной отрасли около 90 проц. организаций применяют различные схемы оптимизации налогов и всего 10 проц. работают «в белую». Так что создание института саморегулирования в детективной отрасли позволит вести реестр добросовестных поставщиков услуг, заниматься очищением отрасли и наводить в ней порядок в целом. В функции государства, как известно, эти задачи не входят. При необходимости заказчик может напрямую обращаться к этому реестру. Вдобавок, СРО разрабатывает и внедряет в жизнь профессиональные стандарты. В этом контексте Президент СРО Ассоциация «Школа без опасности» отметил, что саморегулирующая организация вступает во взаимодействие с детективами и регулятором, при этом, с точки зрения членов Комитета и детективов, государственным регулятором должна быть не Росгвардия, а МВД.

По мнению председателя правления Союза СРО НСБ Анатолия Данилова, закон мог бы быть принятым еще в 2016 г. когда с принятием решения о создании Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации всё детективное сообщество было уверено, что скоро у них появится и свой закон. Но проект постоянно дорабатывался, порой претерпевая сильные изменения. Нынешняя законотворческая инициатива, разработанная профессиональным сообществом, должна быть, наконец, внесена в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и поддержана на всех уровнях государственной власти. Документы, которые нарабатываются в ходе детективной деятельности, а это сбор сведений, предметов и документов по гражданским, арбитражным делам, делам об административных правонарушениях и исполнительного производства и прочее, могут и должны использоваться в судебной практике как доказательный материал.

Член Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности Сергей Любименко привел цифры, согласно которым годовой оборот от детективной деятельности составляет 900 млрд. рублей.
По данным Ассоциации Профессионалов Сыска, однако, только 5-10 проц. рынка детективных услуг приходится на лиц, имеющих действующую лицензию на осуществление частной детективной сыскной деятельности на российской территории. Остальное приходится на деятельность служб безопасности, аудиторских компаний, субъектов деловой разведки и т.д. – и все они в своей работе натыкаются на целый ряд ограничений: малый диапазон дополнительных возможностей получения информации; наличие права на проведение мероприятий государственного лицензионного контроля только у лицензированных частных детективов; в то же время наличие у лицензированных частных детективов дополнительной административной и уголовной ответственности за предоставление услуг.

Вместе с тем и лицензированные, и нелицензированные субъекты рынка сыскных услуг в отдельных случаях пытаются получить и использовать в интересах заказчика сведения о персональных данных физических лиц, составляющие коммерческую и банковскую тайну. Получая такие сведения от недобросовестных муниципальных служащих, участники рынка сыскных услуг, по сути, способствуют росту коррупции в правоохранительной системе. Не секрет, что деятельность участников рынка сыскных структур в отсутствие контроля госрегулятором представляет реальную угрозу национальной безопасности страны, поскольку их услугами в этом случае могут легко воспользоваться представители организованных преступных сообществ, а также представители иностранных спецслужб. «Следует установить контроль и обеспечить пресечение незаконной деятельности такого рода, и в отношении лицензированных частных детективов сделать это будет намного легче, чем в отношении нелицензированных», – подытожил С. Любименко.

В новом законе изменения коснутся и регулирования сведений об оказании услуг заказчику. Детективы будут вправе не разглашать "детективную тайну". Что касается детективного запроса, то ответ на него, по мнению советника президента МОД Павел Вялых, не должен задерживаться дольше, чем на 10 суток, потому что детективная деятельность оперативна и получение информации должно быть оперативным. Известно, что ответ на официальный запрос журналиста предоставляется в семидневный срок. А уведомление об отсрочке в предоставлении запрашиваемой информации вообще вручается в трехдневный срок со дня получения письменного запроса. Если журналист имеет на это право, почему не может иметь детектив? «Нам, – признался Павел Вялых, – пришлось зарегистрировать своё СМИ, чтобы в рамках журналистских расследований осуществлять ряд своих полномочий, как частная детективная организация. Кроме того, журналист имеет право производить скрытые записи, в том числе с использованием средств аудио - и видеофиксации, кино- и фотосъемки (за исключением случаев, предусмотренных законом). если это в общественных интересах и в целях пресечения противоправных действий. Но в отличие от журналиста детектив этим правом не обладает». Для выведения из «серой зоны» недобросовестных детективов советник президента предложил обязать государственные организации и организации с государственным участием нанимать в качестве сотрудников служб безопасности лицензированных детективов.

Генеральный директор детективного агентства «Фемида» Наталья Ковалёва подчеркнула, что новый законопроект – долгожданная инициатива. Профессиональным сообществом было внесено более 30 поправок, из которых было принято почти 80 процентов, чтó говорит о большой заинтересованности сообщества и эффективной работе авторов законопроекта. В этом контексте депутат Государственной Думы ФС РФ Анатолий Выборный также проинформировал собравшихся, что в Госдуме уже формируется рабочая группа по окончательной доработке законопроекта. В нее войдут представители Совета Федерации, Госдумы, Росгвардии, МВД и ФАС, а также профильного Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности. Принятие закона не за горами.

Автор текста и фото: Маркелова Марина