19 декабря 2019 г. Президент России Владимир Путин дал Большую пресс-конференцию. Эта пресс-конференция президента стала уже 15-й по счету

Виктор Смирнов:

- Наше издание пишет про Ленинградскую область. В России стартовала мусорная реформа. Во всех регионах, кроме Москвы, Севастополя и Санкт-Петербурга. Им дали отсрочку до 2022 года. В Ленобласти уже мусорная реформа стартовала. Весь мусор мегаполиса уезжает в Ленинградскую область. Идет рассинхронизация. Два региона, которые друг от друга полностью зависят, логистика страдает, непонятно какие машины едут. И у жителей Ленобласти возникает резонный вопрос: почему под моими окнами растут свалки? Можно ли законодательно поторопить Петербург?

В. Путин:

- Можно и поторопить законодательно. Но вопрос в том, чтобы велся прямой диалог с людьми на этот счет. Люди должны знать, что поступает, откуда поступает, на каком основании поступает и в каком виде это будет дальше развиваться. По поводу мусора. Эта цифра хорошо известна. Мы генерируем в год по стране 70 млн. тонн бытовых отходов. И такой отрасли как переработка бытовых отходов в Советском Союзе и в новой России никогда не было. Мы создаем ее с нуля. И здесь основные решения в целом приняты. Создан федеральный оператор, созданы двести с лишним региональных операторов. Принята схема территориального планирования по решению этого вопроса. Точно совершенно не хватает прямого общения с гражданами. Нужно показывать, как будет развиваться, где будет перерабатываться и где будут захораниваться эти отходы.

Мы должны точно избавиться от всяких серых схем и криминала. Здесь просто нужно наводить элементарный порядок. Люди возмущаются ростом тарифов. Не было никогда отдельной строчки по бытовым отходам. Теперь она появилась. И сразу многократно выросла. Это нужно объяснять. Для того, чтоб объяснить, откуда взялись эти цифры, нужно, чтобы это все было прозрачно. Понятно, кто и за что платит. В сельской местности взяли – вдули многократно эти тарифы за вывоз мусора, когда в сельской местности, как правило, никуда и не выносили. В соседний лес все вываливали. Это же тоже непорядок.

Увозить надо куда-то. За это тоже надо заплатить. Это должно быть прозрачно, людям должно быть понятно, за что они платят. В этом главная проблема. Может быть, и в Ленинграде, в Ленинградской области такая же ситуация. Почему из Петербурга возят в Ленинградскую область? Хорошо, будут вывозить куда-нибудь к Северному Ледовитому океану, тогда тариф еще раз в десять увеличится. Ленинградская область и город Петербург – когда-то Ленинград – это единый экономический район. И в советское время это и руководилось, по сути, из одного органа – из обкома партии КПСС. Теперь, когда у нас произошло такое разделение, интересы у этого единого как бы региона, но по субъектам федерации, они немножко разные. Но для того, чтобы люди, кстати, многие из Ленинградской области, так же, как и в Московской, работают в Петербурге, и они там генерируют эти отходы, в Петербурге. А потом вывозят туда, где они живут, условно говоря.

Прозрачным нужно делать весь этот процесс. Мне кажется, ситуация может и должна поменяться. Но кроме всего прочего, нам нужно развивать отрасль с точки зрения строительства предприятий. Они уже строятся. Количество предприятий должно быть увеличено, по переработке этих отходов. И тоже людям нужно объяснять, что это за предприятия, как они будут работать, каков ущерб. И будет ли ущерб для окружающей среды и создадут ли они проблемы для людей, которые будут проживать рядом с этими предприятия и. В крупных мировых мегаполисах, скажем, в Токио, там перерабатывающие предприятия прямо в черте города находятся. Не дымят, извините за моветон, не воняют, людям жизнь не портят. И экологию не разрушают. Вот если мы будем использовать новейшие технологии, а именно так мы и собираемся делать, то никаких проблем не должно возникнуть. Только нужно делать все это как договорились. А для этого нужен общественный контроль. Для этого нужны общественные организации.

Я уже разговаривал с руководством Общероссийского единого фронта, и прошу их еще раз уделить этому особое внимание. Если мы всем миром будем решать эту задачу, мы ее решим.

Ксения Голованова, Интерфакс:

- Этот год был урожайным на громкие дела, которые вызвали общественный резонанс. О некоторых из них вам говорили члены СПЧ на встрече на прошлой неделе. Одно из них, дело Ивана Голунова, вы не прокомментировали. На «прямой линии» вы назвали эту ситуацию с Голуновым беспределом, и сказали, что виновные должны быть найдены. С тех пор виновные не найдены, материалы дела засекречены, а расследование ведется в отношении неустановленных лиц. Мне кажется, что это «дело Голунова» является отражением таких признаков нашей правоохранительной системы, с которыми, к сожалению, сталкивается, наверное, каждый первый. Это полная безнаказанность и принцип: своих не сдаем.

У меня в этой связи два вопроса. Не считаете ли вы, что, может быть, пришло время как-то перетряхнуть и почистить наши правоохранительные органы снова? И можете ли вы гарантировать, что «дело Голунова» будет доведено до конца, а не будет спущено на тормозах?

В. Путин:

- Я уже вспоминал сегодня, что свою трудовую деятельность начинал в органах безопасности. Когда я только пришел, там еще были ветераны службы, и некоторые из них разбегались по кабинетам, когда в здание входил один старичок. Что это за старичок? Он работал в 36-37-м годах. Что он делал? Тогда как раз были чистки в правоохранительных органах, в том числе в органах безопасности. Утром человек приходил на работу, ничего не подозревая. Против него возбуждали уголовное дело, а вечером уже выдавали тело расстрелянного семье. И вот этот старичок, от которого все разбегались, он приводил в исполнение эти приговоры. Что касается чисток, мы это проходили, это было в нашей не такой уж далекой истории, и лучше никаких чисток нам не проводить. То, что нужно совершенствовать работу правоохранительных органов, контролировать, прежде всего, со стороны общественности, то, что там происходит, это совершенно очевидно.

Во всех правоохранительных органах работают службы собственной безопасности, и работают достаточно эффективно. Вопрос «своих не сдаем» совершенно некорректен, потому что… Да, наверное, могут такие случаи быть, когда начальство хочет прикрыть кого-то, непосредственное начальство. Но, повторяю еще раз, службы собственной безопасности работают достаточно эффективно. И значительное количество уголовных дел (а их много), которые возбуждаются против сотрудников правоохранительных органов, основано на материалах служб собственной безопасности.

Что касается Голунова. Действительно принято решение засекретить эти материалы. Принято это в связи с тем, что в ходе расследования возникают вопросы, связанные с организацией оперативно-розыскной деятельности, а эта информация считается закрытой. Но это не значит, что разбирательство не должно идти должным образом. Хочу вас проинформировать, что от работы отстранены 5 человек из соответствующих служб МВД, они все уволены из органов Министерства внутренних дел и против них возбуждены уголовные дела. Следствие ведет Следственный комитет, а не МВД.

- Владимир Владимирович, когда произойдет рост благосостояния граждан? Мы уже говорим об этом достаточно давно, хотелось бы уже «вырасти».

В. Путин:

- Я взял последние данные по всем основным показателям. Я понимаю, о чем вы спрашиваете. Действительно, в последние годы мы наблюдали снижение реальных доходов граждан. И это очень плохо, это одна из наших проблем, которую мы, безусловно, должны решать, но решать это мы должны на основе роста производительности труда и роста ВВП. Это совершенно очевидно. Вот к этому нам нужно стремиться. Потому что все другое, в том числе раздача денег из резервных фондов, ни к чему не приведет, они быстро закончатся. А если конъюнктура на внешних (в том числе нефтяных) рынках изменится, то и источник иссякнет. Поэтому нам нужно фундаментальные вопросы развития экономики решать и на этой базе поднимать уровень заработной платы.

Уровень заработной платы за прошлый год немножко подрос. Немножко растут и реальные доходы. За третий квартал мы это очевидно наблюдаем. Но этого недостаточно, безусловно. Повторяю, надо уделить этому больше внимания. У нас очень много вопросов, связанных с самой заработной платой в образовании, здравоохранении. О здравоохранении я только что говорил, что там, на мой взгляд, нужно сделать в качестве первых шагов. Будем над этим, безусловно, работать, над всем, что я сейчас сказал.

ВВС:

- Господин президент, Борис Джонсон по-разному отзывался о вас. Он когда-то говорил, что вы безжалостный тиран. Он даже сравнивал с персонажем Добби из книги «Гарри Поттер». А что вы о нем думаете? Какое впечатление он производит на вас? После Брексита как изменятся отношения между нашими странами? Поскольку сейчас в Великобритании ждут опубликования парламентского доклада о предполагаемом вмешательстве России в политические процессы в Великобритании. Мы ждем. Может быть, вы уже скажете – вмешивалась Россия, вмешивается в политику Великобритании?

В. Путин:

- Что касается высказываний различных политических деятелей в различных странах о России, обо мне как о главе российского государства, то я давно привык к этому относиться соответствующим образом. Что это за отношение? Я знаю, что и в чем заключаются интересы моей страны. И чего бы и кто бы обо мне ни говорил, это не имеет ровным счетом никакого значения по сравнению с фундаментальными задачами, в решении которых заинтересована Россия.

Но, конечно, мы это видим, понимаем, слышим, учитываем в своей работе. Но есть одно маленькое замечание, которое я хотел бы сделать. Одно дело, когда человек говорит, когда он стремится к власти, а другое дело, когда он говорит, будучи облеченным этой властью. На его плечах лежит ответственность за свою страну, за экономику и так далее. Я думаю, что просто с учетом в том числе и Брексита, о котором вы упомянули, Великобритания заинтересована в развитии с нами экономических связей. Об этом говорят и предприниматели из Великобритании, которые работают в России и которых мы считаем своими друзьями. Не просто партнерами – друзьями. Потому что это инвесторы, которые приходят, деньги вкладывают в нашу экономику, создают рабочие места. Мы это ценим и делаем все для того, чтобы их поддержать и чтобы они чувствовали себя здесь как дома.

Есть ли какие-то другие точки соприкосновения? Есть. Совсем недавно мы обсуждали с некоторыми европейскими коллегами возможность подключения Великобритании к решению и обсуждению вопросов международной повестки дня, которые и здесь уже звучали. Я даже не буду их перечислять. И Великобритания заинтересована в том, чтобы более активно принимать участие в их решении. В том числе – вместе с Россией.

По поводу вмешательства или невмешательства. Мы много раз, в том числе и со стороны официальных органов власти, представителей органов власти, различных стран мира, в том числе и Великобритании, слышим оценки того, что происходит в России. Вы сейчас сами об этом сказали. Это вмешательство или нет? Вы высказываете свою позицию по поводу того, что происходит в нашей стране. Оставляем за собой право таким же образом вести себя в отношении вас. Если вы считаете, что это вмешательство, тогда так и продолжайте считать. Но мне кажется, что к вмешательству это не имеет никакого отношения.

А что касается того, что сейчас происходит, можно поздравить господина Джонсона. Он все-таки оказался победителем. И он тоньше чувствовал, чем его политические противники, настроения в британском обществе. Поэтому победил. И я так понимаю, что намерен реализовать все свои планы в отношении этого Брексита.

- Меня зовут Дмитрий Кутявин, я шеф-редактор Первого российского национального канала. Семь лет назад была опубликована ваша программная статья «Россия: национальный вопрос». Что-то изменилось в национальном вопросе? Как вы оцениваете межнациональные отношения в стране?

Год назад вы дали поручение поддержать наш канал. За год очень многое сделано. Правительство нам активно помогает. Мы хотели бы активней выходить в субъекты.

В. Путин:

- Вы же только что сказали, что вам помогают. Этой поддержки недостаточно? Вопросы межнациональных отношений в нашей стране относятся к разряду наиболее важных Мы говорили о тяжелых событиях конца 90-х – начала 2000- годов, когда, по сути, на территории страны была гражданская война. Шли активные боевые действия в Чеченской Республике. Сколько народу пострадало тогда. Это ведь тоже результат неблагоприятного развития в сфере межнациональных отношений. Люди не только на Кавказе, но и в других территориях, других субъектах федерации, у них историческая память сохранилась по поводу несправедливых решений, связанных с выселением. Когда их в вагонах для скота вывозили в степи Казахстана. Сколько человек по дороге умирало. Никто этого не забыл. Это тоже результат межнациональных отношений. Мы ни в коем случае ничего подобного не должны допустить. Чтобы у нас не было ничего, что привело бы нас к таким трагедиям. И для будущих поколений российских политиков должно быть понятно, что общественное мнение страны не даст нам возможности принимать решения, которые разрушат межнациональное согласие.

Конечно, мы будем поддерживать все структуры и в СМИ, и общественные организации, деятельность которых направлена на то, чтобы сглаживать имеющиеся возникающие спорные моменты, возможные трения на межнациональном уровне. Жизнь сложна и многообразна. У нас сложно устроенная страна. И столько этносов проживает. Некоторые вещи мы забываем. У нас споры с Украиной идут. Есть украинская идентичность. Да, она сформирована. Кто был автором? Граф Потоцкий. Известный исследователь и ученый. И писатель, который впервые заговорил об украинцах как об отдельном этносе. Потом отдельно были другие польские исследования, которые вообще отнесли украинцев, даже вычеркнули их из числа славян. Они утверждали, что это потомки кочевых народов. Это все ерунда полная. А мы должны знать истину.

Мы должны понимать, что на каком-то этапе произошли элементы реальной идентичности. Мы должны относиться к этому с уважением. И мы делаем и будем это делать. Тем более – внутри страны. вот сейчас только говорили на Алтае о том, что проблема есть со школой. К сожалению, у нас много проблем с языками народов России. С культурой, с обычаями. Проблемы в каком плане? Мало уделяем этому внимание. А каждый человек, который проживает в России, должен чувствовать, что это его дом. И другого дома у него нет.