В Севастополь война пришла раньше, чем во многие другие советские города – в 3.15 утра. 22 июня 1941 года, за 45 минут до нападения немецко-фашистских войск на Советский Союз немецкие самолеты «Ю-88» и «Хе-111» появились над Севастополем. Есть места в Севастополе, где берег омывал прибой из мертвых тел, а море было красным, где земля не успевала впитывать кровь, а камни по-прежнему помнят подвиги, смерть, крики боли и отчаянья. Это 35-я батарея.

Это та война, о которой молчали при СССР, те герои, память которых была стерта, те жертвы, страдания которых остались безмолвными для потомков. На 35-ю батарею стекались последние защитники Севастополя. Под градом бомб и пуль они совершали невозможное: обороняли свою крепость. Именно здесь в июне-июле 1942 г. приняли свой последний бой защитники города-героя.

Гран-при Севастопольского международного фестиваля документальных фильмов и телепрограмм «ПОБЕДИЛИ ВМЕСТЕ», 2011 г.

Режиссер Олег Штром: Первый раз в Крыму я оказался в 1980 году. В Москве шла Олимпиада, а нас – детей и подростков – было рекомендовано отправить отдыхать. Так я с моим старшим братом оказался в Севастополе. Здесь еще не до конца заросли окопы, а бетонные стены крепостей были изрешечены пулями и снарядами. Уже тогда я представил себе, что творилось на этой земле в годы Великой Отечественной войны. Потом был большой перерыв, и только после 2004 года мы с моими друзьями стали ежегодно ездить в Крым на машинах, познакомились с людьми, которые на свои деньги восстановили 35-ю береговую батарею, создали музей. Так я узнал историю Севастополя в подробностях. Эмоциональное впечатление было столь сильным, что я решил сделать фильм о последних днях обороны города в 1942 году. Так и появился сюжет фильма «О чем молчала 35-я батарея». Задумывал и игровое кино вместе с продюсером Олегом Осиповым. В сентябре 2011 года даже приступил к съемкам, но... В этот момент в возрасте 42-х лет Олег ушел из жизни от сердечного приступа. Возможным стало создание только документального фильма, хотя в нем можно увидеть отснятые мной игровые эпизоды в качестве реконструкций событий тех лет. В создании фильма помогали и музейные работники, и простые севастопольцы, и российские морские пехотинцы. Особая признательность ветеранам, героям тех лет, героям моего фильма за правдивый и трепетный рассказ о том времени. Удивительно, но именно фильм «О чем молчала 35-я батарея» до сих пор чаще всего просят меня показывать на творческих встречах. Фильм стал лауреатом семи кинофестивалей.

…После пленения на поверхности обессиленных воинов бои продолжились в казематах батареи, где собрались самые отчаянные храбрецы, не пожелавшие сдаться нацистам.Армию просто бросили умирать. Каждую ночь люди ждали прихода кораблей для эвакуации, не желая верить, что они уже брошены и забыты. Каждый день они отбивали атаки немцев. О берег бился прибой из мертвых тел и крови. Те, кто не погиб и не умер от ран, были взяты в плен.

О 35-й батарее «Потери личного состава на 30 июня не поддались учету, – отчитывался руководитель Береговой обороны генерал-майор Моргунов, – была нарушена вся организация управления, связь, и командиры соединений не всегда имели данные о действиях своих частей. Отдельные дивизии и бригады потеряли убитыми и ранеными до 50-60% личного состава от имевшегося на утро 30 июня, т. е. практически перестали существовать…». После сложного совещания командованием было решено уничтожить батарею. 1 июля 1942 года командир 35-й батареи оставил последние шесть снарядов на картечь. Был отдан приказ открыть кинжальный огонь по противнику, который нанес фашистам страшный урон. В ночь с 1 на 2 июля была взорвана первая, а потом и вторая башня 35-й батареи. Но еще более десяти дней из последних сил десятки тысяч человек обороняли подступы к ней. Немцы жгли их огнеметами, забрасывали гранатами и морили газом. Силы защитников уменьшались с каждым часом. Не было воды, боеприпасов, надежды. Лейтенант-медик В.И. Лучинкина пишет в дневнике:«Было уже 5 или 6 июля. После очередной попытки прорваться к партизанам мы решили закопать наши партийные и комсомольские билеты. Нас было пятеро. Было решено: каждый из нас застрелится, чтобы не попасть в плен. Выстрелов я не слышала из-за контузии». А потом начался ад. Настоящий. 30 июня вице-адмирал Ф.С. Октябрьский отправляет Народному Комиссару ВМФ донесение о невозможности удержать Севастополь. В письме содержится убедительная просьба эвакуировать весь штаб. Ночью 1 июля командный состав военных сил был позорно вывезен прилетевшими самолетами, бросив на верную гибель около 80 тысяч героев. Авиамеханик В.Н. Фокусов: «Пытались прорваться к партизанам, но не было оружия. Пошли под скалы в районе аэродрома. Там было много раненых, стоны, крики, огромная масса людей. Ждали корабли, но потом поняли, что нас бросили на произвол судьбы. Ужасно мучил голод, но особенно жажда. Пили морскую воду и разбавляли ее сахаром». А вот записка неизвестного героя: «За время боев 1 июля вышла из строя почти половина личного состава. Мы были истощены, у нас не было продовольствия, пресной воды, пили морскую, да и ту трудно было достать днем на линии огня. Мы вновь заняли оборону. Без сна, без пищи, расстреливали последние патроны, и все же весь день 3 июля сдерживали натиск врага. Ночью ждали корабли, но они не пришли». После пленения на поверхности обессиленных воинов бои продолжились в казематах батареи, где собрались самые отчаянные храбрецы, не пожелавшие сдаться нацистам. Армию просто бросили умирать. Каждую ночь люди ждали прихода кораблей для эвакуации, не желая верить, что они уже брошены и забыты. Каждый день они отбивали атаки немцев. О берег бился прибой из мертвых тел и крови. Те, кто не погиб и не умер от ран, были взяты в плен.

Режиссёр Олег Штром
Продюсер Олег Штром
Сценарист Александр Другов, Олег Штром
Оператор Олег Миронов
Музыка Николай Хитрук
Звукорежиссёр Николай Хитрук
Монтаж Александр Тарасов
Актёры Александр Порываев
Студия ФильмОКей
Страна Россия
Год 2011
Хронометраж 53 мин.

Ссылка на источник