Уже несколько лет в экспертном сообществе негосударственной сферы безопасности в активной фазе находится обсуждение требующего радикального решения вопроса, заключающегося в определении реальных, отвечающих текущему состоянию профильного рынка цен услуг, оказываемых частными охранными организациями. Неопределенность данной экономической составляющей любых правоотношений, связанных с оказанием услуг на рынке негосударственной сферы безопасности, особенно в части обеспечения охраны объектов, финансируемых из средств государственного и муниципальных бюджетов, представляет собой серьезную проблему, заложенную в основу очевидно низких темпов развития отрасли, а также многочисленных споров, очерченных рамками административного, налогового, гражданского и трудового законодательства.

Более того, именно такая неопределенность в течение достаточно продолжительного срока является мощным стимулом для разного рода действий коррупционного характера со стороны либо руководителей организаций, которые в силу отсутствия квалифицированных специалистов в штате, финансовых и организационных ресурсов объективно не в состоянии обеспечить победу на торгах при заключении договора оказания охранных услуг, либо мошенников, манипулирующих процессом закупок охранных услуг, в том числе посредством откровенного демпинга. С конца прошлого года лидерами общественности негосударственной сферы безопасности, в числе которых нужно назвать председателя Правления Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур» Александра Козлова, председателя Общероссийской общественной организацией «Профессиональный союз Негосударственной сферы безопасности», председателя Гильдии НСБ Московской торгово-промышленной палаты, заместителя председателя Координационного совета НСБ России Дмитрия Галочкина, руководителя Подкомитета по развитию индустрии безопасности Комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по безопасности предпринимательской деятельности, президента Союза ОСО Сергея Саминского, а также ведущими экспертами отрасли – директором Научно-исследовательского центра стратегического развития негосударственной сферы безопасности «Безопасность» Олегом Климочкиным, исполнительным директором СРО Ассоциация «Школа без опасности» Марией Шапкиной, генеральным директором ООО «Аудит, консалтинг и право+» Инной Новиковой и многими другими, были предприняты решительные действия, направленные на устранение этой неопределенности.

Одним из таких конструктивных действий является подписание трехстороннего отраслевого соглашения о взаимодействии между Федеральной службой по труду и занятости, Общероссийским отраслевым объединением работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур» и Общероссийской общественной организацией «Профессиональный союз Негосударственной сферы безопасности». Теперь государство, предпринимательское сообщество НСБ и представители работников отрасли, доверяя друг другу, реализуя взаимную помощь, и при этом осуществляя взаимный контроль, будут сообща действовать в целях всестороннего развития социального партнерства, в том числе направленного на обеспечение формирования легальных правовых и экономических рычагов воздействия на рынок охранных услуг. Подписание трехстороннего отраслевого соглашения, официально знаменующего начало полноценного сотрудничества между Рострудом, ФКЦ РОС и Общероссийским профсоюзом НСБ, позволило создать эффективный механизм контроля за соблюдением в отрасли трудового законодательства, надежный инструмент защиты трудовых прав работников, в том числе в области охраны труда, оптимизировать процедуры, касающиеся профилактики нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также усилить возможности совместного конструктивного использования информационных, правовых и организационных ресурсов, которыми обладает каждая из сторон трехстороннего соглашения. Это соглашение фактически являет собой новое направление на пути нелегкого поиска решений проблемы выстраивания цивилизованных отношений в социально-трудовой сфере отрасли НСБ, одним из фундаментальных элементов которых служит их экономическая составляющая.

Именно об экономической составляющей формирования рынка охранных услуг в негосударственной сфере идет речь, когда мы рассуждаем о демпинге, фактически нивелирующем все то положительное, что было создано, сформировано и принято в рамках позитивных шагов общественных институтов НСБ за последние годы. И вправду, декларирование отдельными компаниями цен оказываемых ими охранных услуг ниже их себестоимости, во-первых, является безответственным по отношению к заказчикам, к собственному персоналу и к государству, во-вторых, дезориентирует профильный рынок, в-третьих, как следствие, прокладывает прямой путь к необратимому снижению качества оказания услуг, связанных с обеспечением безопасности.

Мы все отдаем себе отчет в том, что главной целью подразделений любой компании, осуществляющих закупки услуг, работ и товаров, особенно касающихся обеспечения безопасности, является формирование такой системы организации закупок, которая обеспечивала бы приобретение искомого по минимальным ценам, с одновременным удовлетворением соблюдения всех установленных условий в отношении прочих характеристик, касающихся качества, надежности и эффективности. Ну хорошо, с ценой все понятно. А вот все остальное… Остальное – борьба «без правил», стремление вырвать победу в тендере любым способом, даже заведомо нарушая закон. Как отмечает член Общественной палаты России, руководитель ФКЦ РОС Александр Козлов, «масштаб злоупотреблений при участии в государственных и муниципальных контрактах на закупку охранных услуг, значителен. Огромная доля госзакупок являются «фикцией и профанацией»… торги по государственному и муниципальному бюджету «катятся в пропасть»».

Таким образом, отсутствие на сегодняшний день эффективного законодательно закрепленного механизма, регулирующего ценовые характеристики охранных услуг и надежно защищающего интересы их заказчиков, равно как и тех субъектов охранного бизнеса, кто добросовестно стремится выполнять требования, установленные законом, не позволяет квалифицированно сформировать полноценно функционирующий рынок услуг и работ в негосударственном сегменте экономического пространства нашей страны. «Подобная практика, когда по итогам проведенных тендеров, касающихся обеспечения безопасности объектов, в том числе финансируемых государством, победителями объявляются недобросовестные предприниматели, компетентность, квалификация и репутационная составляющая которых никоим образом не соответствуют надлежащему уровню, является преступной. Мы должны найти пути, чтобы исключить эту проблему», – заявляет председатель Общероссийского профсоюза НСБ, председатель Гильдии НСБ Московской торгово-промышленной палаты Дмитрий Галочкин.

Экспертным сообществом НСБ единодушно сделан вывод о том, что определение размера минимальной цены услуг, связанных с физической охраной объектов силами частных охранных организаций, должно основываться в зависимости от минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленном для того региона, на территории которого эти услуги оказываются. При проведении закупочных процедур заказчик не имеет права, считают специалисты отрасли, устанавливать начальную максимальную цену договора охранных услуг ниже определенной величины, рассчитанной в соответствии с правилами, принятыми в том регионе, где расположен подлежащий охране объект. Результаты тендера, в котором победу одержит участник, снизивший цену услуг ниже уровня минимальной для конкретного региона величины, установленной соответствующим актом, должны быть, по мнению экспертов, подвергнуты серьезной проверке, поскольку в этом случае выигравшая тендер организация объективно не будет способна обеспечить надлежащее исполнение условий контракта, а также исполнить относящиеся к рассматриваемой теме нормы трудового и налогового права: компания либо применяет «серые» схемы выплаты заработной платы, либо всеми доступными ей способами уклоняется от уплаты налогов и внебюджетных отчислений.

Большинство субъектов российского охранного сообщества, действующих в негосударственном секторе экономики, категорически не приемлют полулегальных и откровенно криминальных способов и, объединившись, в тесном взаимодействии стремятся разорвать порочный круг сомнительных сделок, заключенных на торгах. И в рамках, установленных действующим законодательством, они делают все, что позволяют существующие на сегодняшний день правовые нормы и интеллектуальные ресурсы частного охранного сообщества, чтобы сформировать такие правила поведения на рынке частной охраны в Российской Федерации, которые позволили бы предпринимателям быть цивилизованными участниками этого рынка, имея в качестве «общего знаменателя» для всех хозяйствующих субъектов пиковую цель – обеспечить заказчику охранных услуг наивысший из возможных в каждой конкретной ситуации уровень безопасности при условии строгого соблюдения буквы закона.

Имея в качестве одного из главных ориентиров именно эту цель, нужно решать последовательно, шаг за шагом, локальные задачи.

Во-первых, при расчете минимальной стоимости в обязательном порядке должна учитываться обязанность работодателя уплатить работнику заработанную плату в размере не ниже установленного в конкретном регионе минимального размера оплаты труда, при этом необходимым условием такой уплаты должны являться исполнение работником надлежащим образом своей трудовой функции и факт отработки в полном объеме месячной нормы рабочего времени.

Во-вторых, как было отмечено выше, необходимо императивно запретить устанавливать начальную максимальную цену договора оказания охранных услуг ниже минимальной цены услуг, рассчитанной на основе MPOT региона, в котором находится объект, подлежащий охране.

В-третьих, следует принять в качестве постулата тезис о том, что факт выигрыша профильного (касающегося оказания услуг частной охранной организацией) тендера участником закупки, уменьшившим в процессе торгов цену будущего контракта ниже региональной расчетной минимальной цены охранных услуг, будет рассматриваться как сомнительный, подлежащий всестороннему исследованию, в том числе в рамках процедур общественного контроля при участии общественных институтов негосударственной сферы безопасности и в порядке надзора силами органов прокуратуры.

И наконец в-четвертых, если немного гиперболизировать рассматриваемую проблему и не игнорировать совершенно очевидные вещи, то необходимо признать, что большинство частных охранных организаций не преуспевают, зарабатывая миллионы, а стремятся выжить в условиях нестабильности экономики и серьезного отставания законотворческого процесса, стараясь выполнить свои социальные обязательства и обеспечить своим работникам минимально приемлемый уровень жизни. Те частные охранные предприятия, которые работают добросовестно, по закону, вынуждены использовать все имеющиеся у них ресурсы, мобилизовать все возможные резервы, вплоть до минимально допустимого, чреватого последующим банкротством, уровня доходности компании для того, чтобы не преступить в своей деятельности границ правового поля. Последние годы показали, что даже при благоприятном развитии взаимодействия между общественными институтами негосударственной сферы безопасности и органами государственной власти, ощутимых подвижек «сверху» в отношении проблемы ценообразования в частной охранной деятельности не наблюдается, хотя ее наличие не оспаривается.

Существующие правовые нормы, определяющие экономическую основу работы частных охранных организаций, особенно участвующих в процедурах закупки охранных услуг, нацеленных на обеспечение безопасности объектов, финансируемых за счет средств государственного и муниципальных бюджетов, изначально ставят ЧОПы в условия, вынуждающие либо прекращать свою уставную деятельность в силу невозможности обеспечить прибыльность, работая «по закону», либо «танцевать на лезвии» уголовного, налогового и трудового законодательства. Однако зачастую приходится сталкиваться с относительно пассивной в этом отношении позицией некоторых федеральных ведомств в этом вопросе. В частности, по мнению начальника Управления юридического сопровождения деятельности центрального аппарата и правовой поддержки территориальных органов Роструда Федеральной службы по труду и занятости Романа Страхова, заказчики, в том числе охранных услуг, «руководствуются требованиями федерального закона и действующими методическими рекомендациями Минфина России, а исполнитель, сознательно выходя на рынок, должен четко представлять свои возможности, и, если заключив контракт, он вынужден нарушать закон, то говорить о том, что на это его толкнуло государство – неправомерно».

Таким образом, мы подошли к тому, что на сегодняшний день совокупность действующих правовых норм, описывающих правила оценки результативности, надежности, стабильности, эффективности частных охранных организаций, вполне в состоянии, грубо выражаясь, попросту угробить перспективу цивилизованного развития негосударственного рынка услуг, касающихся обеспечения безопасности, оказываемых частными структурами, действующими в рамках специальной правоспособности.

Поэтому, на наш взгляд, если правовые нормы таковы, как описано выше, то они подлежат обязательной разумной, квалифицированной корректировке. Они должны быть изменены, причем в кратчайшие сроки. И в первую очередь это должно коснуться общих, рамочных вопросов частной охранной и частной детективной деятельности в Российской Федерации в целом, и вопросов ценообразования в системе оказания услуг частными охранными организациями в частности.

Но законодательными манипуляциями с одними лишь строго экономическими характеристиками невозможно добиться полноценного решения проблем общеотраслевого характера. Нельзя оставить ситуацию в частной охранной отрасли в том состоянии, когда показатель цены услуг, оказываемых отраслевыми структурами, является единственным и главным критерием оценки их профессиональной деятельности.

Эксперты негосударственной сферы безопасности давно настаивают на введении в качестве обязательного элемента механизма определения позиции конкретного субъекта рынка охранных и иных услуг, связанных с обеспечением безопасности в негосударственной сфере, на профильном рынке использования единых нормативно зафиксированных показателей деловой репутации хозяйствующего субъекта. Данный вопрос широко освещается в отраслевых средствах массовой информации, к нему приковано пристальное внимание всех тех, кто имеет прямое или косвенное отношение к процессам закупки услуг по охране государственных или муниципальных объектов. Проблема повсеместного внедрения использования критериев деловой репутации частных охранных организаций требует серьезной экспертной проработки; методологические исследования решения данной проблемы ведутся многими ведущими структурами негосударственной сферы безопасности, в числе которых необходимо назвать Научно-исследовательский центр стратегического развития негосударственной сферы безопасности «Безопасность», Союз организаций, осуществляющих охрану социальных объектов столицы, СРО Ассоциация «Школа без опасности», ряд членов Гильдии НСБ Московской торгово-промышленной палаты. Решение этой проблемы также стоит на повестке дня вкупе с проблемой ценообразования; на наш взгляд, эти вопросы частично взаимоувязаны, и их проработку следует осуществлять параллельно.

Здесь крайне важна роль самих субъектов негосударственной сферы безопасности и частной охраны как ее наиболее многочисленного сегмента. Ситуация такова, что без инициативных процессов «снизу» ее не изменить в ближайшее время. Законотворческие процедуры – не забег на спринтерскую дистанцию. Корректировка юридических актов, многим из которых уже более двадцати лет, требует времени. Которого у нашего отраслевого сообщества попросту нет.

Это понимают лидеры негосударственной сферы безопасности, флагманы рынка отечественной частной охранной отрасли. Они занимают в этой связи проактивную позицию, именно их руководители и эксперты несут основное бремя взаимодействия с представителями законодательной и исполнительной ветвей власти, разработки и вынесения на общественное обсуждение проектов законов, положений, методик, непосредственно касающихся профессиональной деятельности субъектов отрасли. Они ясно осознают свою ответственность перед миллионным сообществом НСБ, предлагая объективно ожидаемые перемены на пути стратегического планирования и развития негосударственной сферы безопасности.

«Социальную ответственность нашей отрасли невозможно переоценить, – утверждает председатель Общероссийского профсоюза НСБ, председатель Гильдии НСБ Московской торгово-промышленной палаты Дмитрий Галочкин. – Решение вопроса с ценообразованием в деятельности частных охранных организаций является на сегодняшний день одной из важных составляющих формулы успеха нашего отраслевого сообщества в достижении главной цели – добиться наивысшего качества оказания профильных услуг и укрепления доверия к отрасли как со стороны государства, так и со стороны гражданского общества в целом!».