Одно из наиболее эффективных решений этой проблемы может быть с успехом реализовано с началом работы в полную мощность Единого общероссийского реестра частных охранных организаций НСБ (далее по тексту – Реестр), созданного под эгидой Координационного совета негосударственной сферы безопасности России, Общероссийского профсоюза НСБ при участии Комитета по безопасности предпринимательской деятельности Торгово-промышленной палаты РФ, Союза СРО НСБ, Общероссийского межотраслевого объединения работодателей НСБ, экспертных советов профильных комитетов по безопасности Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, общероссийских объединений и НКО НСБ.
«Рынок охранных услуг в России с течением времени претерпевает объективные изменения и предъявляет его участникам новые требования, – считает Владимир Семёркин. – В российском охранном сообществе есть мнение о необходимости создания Единого общероссийского реестра частных охранных организаций, который позволял бы заказчику выбрать из всего многообразия предприятий то, которое отвечало бы именно его требованиям. Подобная структура, на мой взгляд, будет способствовать выведению отношений между охранным сообществом и гражданами, бизнес-структурами, госзаказчиками на новый уровень и исключению из него тех организаций, которые порочат деловую репутацию большинства частных охранных предприятий столицы нашей Родины, положительно зарекомендовавших себя оказанием качественных охранных услуг в течение многих лет».
В отличие от периодически выплывающих на поверхность необъятного интернет-пространства многоликих сайтов, повсеместно декларирующих высококачественное выполнение работ или оказание услуг в различных областях экономической деятельности, данный Реестр, являющийся не относящимся к профильным СМИ отраслевым информационным ресурсом негосударственной сферы безопасности, призван выполнять весьма полезные статистически-консультативные функции, оказывать предприятиям и гражданам реальную практическую помощь, охватывая при этом всю территорию Российского государства.
Деятельность Реестра всецело направлена на объединение всех субъектов рынка охранных услуг и сопутствующих им видов деятельности: и частных охранных организаций, и профессиональных телохранителей, и заказчиков охранных и сыскных услуг, и специалистов различных специальностей, осуществляющих методологическое наполнение деятельности охранных и детективных организаций, и наемных работников, непосредственно выполняющих функции охранников, телохранителей или детективов, а также иных лиц, осуществляющих профессиональную или общественную деятельность в негосударственной сфере безопасности. Мощный информационный ресурс Реестра аккумулирует объем сведений, достаточный, чтобы обеспечить субъектам рынка негосударственной сферы безопасности правильный выбор достойного контрагента и надежного партнера.
Необходимость повышенного внимания к проблеме такого выбора со стороны собственников и руководителей организаций – участников рынка услуг в сфере безопасности и охраны негосударственного сектора экономики в значительной степени обусловлена усилением контроля за данной сферой со стороны государства с одновременной передачей указанных контрольных функций в ведение новой силовой структуры – Росгвардии. Законодатель существенно расширил полномочия нового регулятора частной охранной деятельности, прослеживается тенденция на ужесточение ответственности за нарушение охранного законодательства, поэтому выбор, о котором идет речь, должен быть осознанным, аргументированным, «зрячим», основанным на гораздо большем объеме информации, нежели тот, который был востребован при решении подобных вопросов десять или пятнадцать лет назад.
Сведения, содержащиеся в Реестре частных охранных организаций, раскрывают особенности деятельности хозяйствующих субъектов – участников Реестра гораздо полнее и подробнее сухих текстов рекламных проспектов и неинформативных вставок на страницах различных СМИ, поскольку эта база данных аккумулирует, в отличие от упомянутой рекламы, не только основные сведения об ОГРН, ИНН, адресе местонахождения исполнительного органа и номере банковского счета, но и ту дополнительную специфическую информацию, которую сама частная охранная организация считает необходимым раскрыть в целях более подробного и детального освещения своей деятельности.
Как правило, диапазон таких дополнительных сведений оказывается широким, чтобы потенциальный заказчик охранных (или иных, связанных с обеспечением безопасности предпринимательской деятельности) услуг сумел провести надлежащий анализ приведенных фактов, выполнить сравнение с характеристиками, предложенными к изучению конкурирующими в исследуемом сегменте рынка организациями, квалифицированно оценить как свои собственные ожидания, так и задекларированные в Реестре компетенции и возможности будущих исполнителей. Совокупность полученной информации позволит определиться с выбором ряда частных охранных организаций, с руководством которых заказчику предстоит провести переговоры по поводу возможного заключения договора. Оптимальным завершением вышеописанных процедур должно стать оформление правоотношений – заключение договора возмездного оказания охранных услуг между заказчиком, полноценно и грамотно воспользовавшимся возможностями Реестра, и частной охранной организацией, информация о которой наиболее полно и выгодно была представлена на страницах этого ресурса.
Однозначно положительное отношение к будущему Единого общероссийского реестра частных охранных организаций выразил в своем интервью член Совета Федерации, председатель Координационного совета НСБ России Виктор Озеров. По его мнению, «ожидаемым результатом этого проекта является простая доступность и возможность, которой будут обладать общество, бизнес и государство в лице уполномоченных органов власти, получить в одном месте, на одном информационном ресурсе достоверную информацию обо всех дееспособных структурах, обо всех предприятиях негосударственной сферы безопасности и при необходимости возможность выбрать лучших, чтобы вступить с ними во взаимодействие для целей сотрудничества, в договорные отношения».
Виктор Алексеевич считает, что «для потенциального пользователя информации, содержащейся в Едином общероссийском реестре ЧОО НСБ, крайне важно облегчить решение задачи по самостоятельной оценке и восприятию уровня деловой репутации того или иного субъекта деятельности в области негосударственной безопасности. К примеру, тот же заказчик услуг, оказываемых частным охранным предприятием, всегда может зайти на сайт Единого общероссийского реестра ЧОО НСБ и поинтересоваться, является ли эта ЧОО, с которой он находится в договорных отношениях, участником этого проекта, содержится ли в этом Реестре информация об этой частной охранной организации. И если частная охранная организация, оказывающая клиенту услуги по обеспечению его безопасности или охране его имущества, не является участником Единого общероссийского реестра ЧОО НСБ, то возникает резонный вопрос о причинах ее отсутствия в этом Реестре. Какова деловая репутация этой охранной организации? Что мешает предприятию следовать естественному принципу деловой открытости на профильном рынке негосударственной безопасности? «Кроме того, – подчеркивает сенатор, – тем самым будут реализовываться и задачи, касающиеся общественного мониторинга в соответствующей отрасли экономики страны».
Нельзя не упомянуть о таком чрезвычайно значимом для государства и для общества аспекте, как антикоррупционная составляющая деятельности Единого общероссийского реестра частных охранных организаций. Открытость и доступность сведений, содержащихся в Реестре, нивелирующие злостные поползновения нарушить закон со стороны недобросовестных игроков на рынке частной охранной и иных видов деятельности по обеспечению безопасности в негосударственном секторе экономики, а также простота и прозрачность всех технических и юридических процедур, осуществляемых участниками Реестра, позволяют уверенно говорить о данном информационно-консультативно-практическом ресурсе как о весьма эффективном способе снижения уровня коррупционных проявлений в одной из наиболее важных отраслей отечественной экономики, ответственных за охрану общественного порядка и обеспечение безопасности общества в целом, а также как об одном из элементов антикоррупционной политики российского предпринимательства.
По словам заместителя председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации по безопасности и противодействию коррупции, председателя Комитета Торгово-промышленной палаты России по безопасности предпринимательской деятельности Анатолия Выборного, «антикоррупционная политика бизнеса может сыграть существенную роль в минимизации этого зла в России и формировании благоприятного делового климата. Это особенно важно с точки зрения развития инвестиционной привлекательности российской экономики, а также популяризации добросовестной конкуренции».
Функционал Единого общероссийского реестра частных охранных организаций способен обеспечить компаниям, участвующим в охранном бизнесе, производящим для охранного бизнеса товары или оказывающим этому бизнесу услуги, те самые доступность, открытость и прозрачность, позволяющие этим организациям комфортно пользоваться почти неограниченными возможностями информационного пространства Единого реестра для связи со своей целевой аудиторией. Легальность и антикоррупционная направленность данного ресурса, масштабно охватывающего всю территорию Российской Федерации, не оставляет никаких сомнений в целесообразности применения этого, полезного во всех смыслах бизнес-инструмента как для многочисленных пользователей информации, содержащейся в Реестре, так и для самих его участников.
Любая компания, деятельность которой прямо или косвенно связана с производством товаров, выполнением работ или оказанием услуг для организаций охранного сообщества, сможет отыскать на страницах Реестра сведения, способные помочь решить многие текущие задачи и ликвидировать длящиеся проблемы.
Грамотно сформированный в сети Интернет и интуитивно понятный пользователю механизм Единого общероссийского реестра ЧОО включает в себя все необходимые технические процедуры, позволяющие субъекту экономических отношений создать в соответствующем разделе Реестра подробное представление своей компании и ее коммерческих и спонсорских предложений, разместить актуальные реквизиты и контактную информацию, фото- и видеоматериалы, которые могут сделать компанию ближе и понятнее для потребителя. Применение ресурсов Реестра дает хороший шанс для заинтересованной организации представить для соответствующей целевой аудитории информацию о своей деятельности в гораздо более доступной форме и принесет ощутимую пользу как собственному бизнесу, так и охранной индустрии в целом.
Помимо бизнес-интересов предпринимателей, осуществляющих уставную деятельность в сфере обеспечения безопасности негосударственного сектора экономики, особое внимание Единого общероссийского реестра частных охранных организаций уделяется развитию трудовых отношений в указанной сфере.
Так сложилось, что за двадцать пять лет своего существования охранный бизнес в России сформировался как полноценная отрасль отечественной экономики. Оказание организациями частной формы собственности широкого спектра охранных и иных услуг по обеспечению безопасности является предпринимательской деятельностью. Любой производственный процесс как воплощение такой деятельности – будь то изготовление спецсредств или оборудования охранной сигнализации, оказание консультационных или юридических услуг по вопросам обеспечения безопасности бизнеса, осуществление непосредственных действий по охране имущественного комплекса заказчика охранных услуг, выполнение иных профильных работ и услуг – реализуется исключительно трудом и интеллектом сотрудников компаний, участвующих в этом процессе в качестве исполнителей. Именно работники – от частного охранника четвертого разряда до руководителя крупного охранного холдинга – формируют отраслевую бизнес-среду, обеспечивают ее функционирование, участвуют в действиях, направленных на ее расширение и модернизацию, оптимизируют, с учетом требований изменяющегося с течением времени законодательства, осуществление уставной деятельности компаний. Поэтому, предположительно, одним из ключевых факторов успеха работы предприятий отрасли является высокая степень эффективности процедуры найма персонала.
К концу второго десятилетия XXI века подавляющее большинство российских частных охранных организаций безвозвратно распрощались со стилем работы начала «лихих 90-х» и сейчас представляют собой действующие в строгом соответствии с требованиями современного законодательства компании, персонал которых обладает достаточно высокой квалификацией. Значительный процент сотрудников имеют за плечами службу в Вооруженных силах или правоохранительных органах страны, достигли зрелого возраста, а значит, накопили значительный жизненный опыт, позволяющий принимать взвешенные решения в критических ситуациях. Эти знания, опыт и профессиональные навыки служат хорошей основой для успешного решения поставленных требовательными заказчиками перед охранными предприятиями задач, в числе которых защита клиентов и их имущества от всевозможных опасностей: грабителей, воров, пожаров, рейдерских захватов, недобросовестных контрагентов и т.п.
Для того чтобы сформировать эту основу эффективного оказания охранных и иных, связанных с обеспечением безопасности бизнеса услуг, требуется серьезная постановка работы по подбору кадров.
К сожалению, стремясь минимизировать затраты предприятия, администрация зачастую недальновидно игнорирует процедуру организации системного подхода к осуществлению деятельности по плановому и внеплановому найму персонала, заключая трудовой договор с лицами, пришедшими «с улицы», людьми непроверенными, чьи персональные данные зачастую практически невозможно подвергнуть тщательному специальному анализу. Результатом такого поверхностного отношения к решению кадровых вопросов становятся как незначительные неблагоприятные последствия, так и серьезные проблемы с бизнесом.
Давно прошли те времена, когда к кандидатам, претендующим на замещение вакантных должностей в организациях, осуществляющих свою деятельность в сфере негосударственной безопасности, предъявлялись требования, основанные лишь на отменном здоровье соискателя, его физических кондициях – тренированных мускулах и высоком росте. Идеалом тут была срочная служба в ВДВ за плечами. Соответствующие изначальные требования к частным охранникам и к представителям других профессий, связанных с обеспечением безопасности, растут из года в год. Сегодня клиенты частных охранных структур рассчитывают видеть в качестве своих защитников не просто физически развитых молодых мужчин, а профессионалов, хорошо разбирающихся в компьютерных технологиях, приборах видеонаблюдения, на практическом уровне разбирающихся в базовых положениях российского права, прилично освоивших основы психологии, владеющих отменными навыками обращения с оружием. Все чаще в частные охранные организации устраиваются работать люди новой формации.
Для успешного развития компании, специализирующейся в оказании услуг по обеспечению безопасности, руководству предприятия и работникам кадровой службы следует уделять больше внимания внедрению в процесс подбора персонала современных технологий, которые в последние годы постоянно совершенствуются, становятся более эффективными.
К числу таковых относится Единый общероссийский реестр частных охранных организаций. Используемые этим ресурсом технологии аккумулирования данных и оперирования имеющимися информационными массивами позволяют организациям, выполняющим работы и оказывающим услуги в сфере негосударственной безопасности, осуществлять поиск и наем персонала в десятки раз быстрее и удобнее, чем они это делали прежде.
Для этого в Реестре предусмотрены соответствующие разделы, используя которые, работодатель может ознакомиться с большим количеством предложений от соискателей работы в охранной или смежных отраслях и связаться с этими кандидатами по указанным ими контактным данным, а соискатель – разместить заявку о найме на работу, просмотреть базу вакансий и, если его интересы и предпочтения совпадут с запросами работодателя, отправить на почту работодателя свое резюме, которое уже хранится в Реестре. Таким образом к работодателю поступают грамотно составленные резюме с ключевой, значимой для охранной отрасли информацией. Форма резюме разрабатывалась квалифицированными экспертами в области работы с личным составом специально для охранной индустрии, с учетом ее особенностей. Информационные базы вакансий и резюме представляют собой постоянно обновляющиеся, актуальные на момент просмотра библиотеки. В базе резюме хранятся данные только тех соискателей, кто позиционирует себя именно как сотрудника, к примеру, охранной организации, что значительно упрощает поиск подходящего кандидата. Операционные действия занимают у пользователя Реестром в среднем не более одной минуты, что нельзя не отнести к одному из многочисленных преимуществ предлагаемого механизма найма персонала.
Таким образом, не только бизнес-сообщество негосударственной сферы безопасности, но и все субъекты коммерческой и общественной деятельности в нашей стране, заинтересованные в безопасном и стабильном развитии своей уставной деятельности, обладают возможностью использования современного, технологичного, доступного и удобного инструмента, позволяющего решать многие вопросы на пути поступательного движения в будущее. Многие из этих вопросов являются актуальными не только для локального пространства конкретного юридического лица, но и для экономики страны в целом. К ним можно смело отнести проблематику оценки деловой репутации отраслевых структур, вопросы противодействия коррупционным проявлениям, в том числе при осуществлении процедур заключения контрактов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, вопросы улучшения качества оказания охранных и иных, связанных с обеспечением безопасности услуг за счет повышения уровня транспарентности деятельности компаний-исполнителей, усиления контроля за их деятельностью со стороны отраслевых саморегулируемых организаций, развития добросовестной конкуренции, повышения уровня квалификации персонала. Использование перечисленных потенциальных возможностей Реестра в совокупности с дальнейшим развитием эффективного и плодотворного взаимодействия предпринимательских и общественных структур негосударственной сферы безопасности с главными регуляторами частной охранной и детективной деятельности - Росгвардией и МВД России - должно в конечном итоге позитивно сказаться на состоянии безопасности российского общества в целом.
Член Совета Федерации, председатель Координационного совета НСБ России Виктор Озеров подчеркнул, что в числе важных дел сообщества НСБ «должно стоять решение задачи – побудить государство в лице уполномоченных органов исполнительной власти рассматривать в своей работе Единый общероссийский реестр частных охранных организаций негосударственной сферы безопасности как ориентир. Федеральный закон от 5.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» гласит, что, помимо цены, компетенций и квалификаций, при выборе частной охранной организации для заключения с нею контракта на оказание охранных услуг в качестве необходимого элемента рассматривается в том числе деловая репутация... Вот как раз на создаваемом ресурсе Единого общероссийского реестра ЧОО НСБ мы, наше экспертное сообщество негосударственной сферы безопасности должны выработать критерии оценки деловой репутации, которые может и должен учитывать заказчик, в том числе госзаказчик, а также гражданин, общество, бизнес в своей деятельности по выбору частного охранного предприятия и иных структур в сфере обеспечения безопасности».
Именно эта свобода выбора будет свидетельствовать о демократических основах развития экономики России – развития динамичного, всеобъемлющего и безопасного!