Для решения вопроса о приеме объекта под охрану и выставлении на нем охраны проводится обследование (экспертиза) объекта и подготавливаются необходимые документы.

Обследование объекта проводится двусторонней комиссией в составе представителей охранной организации и заказчика. В необходимых случаях в работе комиссии могут участвовать специалисты отделов охранной организации по направлениям. В ходе экспертизы должно быть определено, почему данный объект нуждается в подготовке заключения по вопросам безопасности и какие мотивы стоят за решением провести экспертизу.

Предварительная информация для анализа должна включать следующие сведения:

- дату начала и окончания экспертизы;

- название и адрес фирмы-заказчика (юридического лица), всех организаций, учреждений, предприятий или участков, подлежащих обследованию;

- фамилии менеджеров или директоров, с которыми следует провести беседы, номера их телефонов;

- описание работ, производимых на каждом участке;

- часы работы каждого участка и число задействованных работников;

- кто выполняет работы по технической эксплуатации помещения (территории) и когда они проводятся;

- примерная стоимость оборудования имущества на каждом участке;

- расположение участков наибольшей денежной стоимости на каждой территории;

- расположение и описание участков с повышенной степенью секретности;

- «криминальное досье» каждого участка: все случаи воровства, применения насилия, пожаров, других чрезвычайных ситуаций, злоупотребление наркотиками и алкоголем работников, факты сбора конфиденциальной информации со стороны подозрительных лиц и пр.;

- возникавшие ранее проблемы с безопасностью фирмы;

- границы территорий организаций, учреждений, предприятий (с приложением схем).

Исходя из задач по надежному обеспечению сохранности материальных ценностей, передаваемых в установленном порядке под охрану, комиссия определяет необходимую численность сотрудников охраны (с учетом руководящего состава охраны объекта), систему и организацию охраны, пропускнойи внутриобъектовый режимы, дислокацию постов, права и обязанности сотрудников охраны, мероприятия по технической укрепленности объекта и оборудованию его средствами охранно-пожарной, тревожной сигнализации и связи.

Результаты обследования объекта оформляются актом. Акт подписывается членами комиссии (представителями сторон). К акту обследования прилагаются:

- соглашение о численности состава охраны и времени дежурства на объекте;

- план-схема охраны объекта.

В стоимость единицы охраны включаются, в том числе, все расходы, связанные с содержанием аппарата управления охранной организаций, вооружения, транспорта, средств связи и специальных средств. Кроме того, в сметную стоимость включаются расходы на обучение сотрудников охраны, организацию контроля несения ими дежурства на охраняемых объектах, расходы, связанные с приобретением форменной одежды.

На основании акта обследования заключается договор на охрану объекта, как правило, сроком на год. К договору прилагаются необходимые соглашения. Обязанности охраны, закрепляемые договором, определяются с учетом конкретных задач, особенностей объекта и организации дежурства. При этом на охрану могут возлагаться только те обязанности, которые предусмотрены действующим законодательством.

При составлении договора необходимо предусматривать конкретные обязанности заказчика по предоставлению сотрудникам охраны:

- помещений для охраны и их оборудования;

- необходимой городской телефонной связи, прямой телефонный связи и связи между сотрудниками охраны;

- бесплатных услуг по отоплению, освещению, водоснабжению, а также помещений для приготовления охранниками пищи и сушки постовой одежды.

В условия договора в обязательном порядке оговаривают вопросы технической укрепленности объекта, внедрения и эксплуатационного обслуживания средств сигнализации, связи и их ремонта, установления надлежащего пропускного и внутриобъектового режимов и другие положения, касающиеся организации охраны материальных ценностей, находящихся на объекте.

Установление и осуществление пропускного режима на охраняемом объекте будет правомерным при наличии:

1) возмездного договора с заказчиком на оказание такой услуги, как охрана имущества, оформленного в соответствии с требованиями гражданского законодательства и законодательства, регламентирующего охранную деятельность. В соответствии с Гражданским кодексом (п.4 ст.421 ГК РФ) стороны свободны в определении условий договора, которые формулируются по их усмотрению. Исключение составляют лишь те случаи, когда содержание соответствующего условия договора предписано законом или иными правовыми актами;

2) локального нормативного акта – приказа заказчика об установлении на объекте пропускного режима, который должен быть доведен до всех работников заказчика;

3) инструкции по осуществлению пропускного режима, утвержденной приказом руководителя частной охранной организации и согласованной с заказчиком;

4) информации, расположенной в обозримых для посетителей местах, свидетельствующей о том, что объект охраняется и на нем установлен пропускной режим, а также правил допуска на охраняемый объект с разъяснением ответственности за нарушение пропускного режима охраняемого объекта (ст.20.17 Кодекса об административных правонарушениях).

Требования по пропускному режиму должны быть доведены в обязательном порядке до каждого сотрудника фирмы. Все рабочие и служащие обязаны их соблюдать. По каждому случаю нарушения пропускного режима должно проводиться административное расследование. Обязанности сотрудников охраны по пропускному режиму определяются в инструкции и в должностных обязанностях охранников.

Важным элементом инструкции по осуществлению пропускного режима является определение прав охранника. При их формулировании необходимо учитывать следующее. нельзя наделять частного охранника правами, которые не предусмотрены законодательством, регулирующим частную охранную деятельность (например, проводить досмотр, проверку документов и пр.), а также разрешать ему совершать действия, посягающие на права и свободы граждан или ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан.

Правомерно отразить в инструкции, что частный охранник вправе:

- задерживать лиц, совершивших противоправное посягательство на охраняемое имущество, на месте правонарушения и незамедлительно передавать их в орган внутренних дел (ст.12 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ»);

- осуществлять вооруженную охрану имущества (ст.11 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ»);

- применять в случаях и порядке, установленном Законом «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», специальные средства и огнестрельное оружие (ст.16-18 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ»);

- использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи (ст.11 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ»);

Предоставление в инструкции других прав охраннику возможно осуществлять с учетом ограничений в частной охранной деятельности, установленных ст.7 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», других законодательных актов, гарантирующих права и свободы граждан, а также целей, на достижение которых направлена частная охранная деятельность (ст.1 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ»).

При оборудовании объекта ТСО составляется схема расположения ТСО с указанием рубежей защиты и типов применяемых приборов, а также оформляется инструкция по эксплуатации ТСО.

О выставлении (снятии) охраны составляется акт, который подписывается начальником охраны объекта, представителем охраняемого объекта и утверждается заказчиком.

В случае, если заказчик не устранил обстоятельства, влияющие на надежность охраны, составляется двустороннее соглашение об ограниченной ответственности охранной организации за возможное наступление вредных последствий.

О снятии охраны каждая из договаривающихся сторон обязана письменно уведомить другую сторону не позднее определенного договором срока (но не менее чем за месяц).