Нельзя знать все,достаточно понимать.

Жорж Санд

В последние годы Федеральная налоговая служба, Министерство финансов, Счетная палата, Министерство экономического развития и торговли, Центральный Банк, Федеральная служба по финансовым рынкам, Министерство внутренних дел, Генеральная прокуратура, Федеральная служба Безопасности, Росфинмониторинг, Государственная Дума, Совет Федерации разрабатывали критерии и пр., вносили инициативы, предложения, согласовывали изменения в законодательство. И все это было направлено на "борьбу" с "фирмами-однодневками". Итогом данной работы был Закон,подписанный Президентом РФ Дмитрием Медведевым в конце 2011 года, устанавливающий уголовную ответственность за создание "фирм-однодневок" Таким образом, Уголовный кодекс РФ дополняется статьей 173, пункт 1, устанавливающей ответственность за незаконное образование (создание, реорганизацию) юридического лица через подставных лиц, так называемых "фирм-однодневок". Кроме того, законом предусматривается введение уголовной ответственности за предоставление или приобретение документа, удостоверяющего личность, и незаконное использование документов при образовании или реорганизации юридического лица.

Изменения также вносятся в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса, устанавливающую, что предварительным расследованием таких дел занимаются следователи органов внутренних дел. Поэтому в ближайшее время изменения коснутся и Гражданского кодекса РФ.

В 2011 году, по рейтингам Bloomberg, Россия заняла 48-е место среди 50 стран по удобству ведения бизнеса. Bloomberg оценил 50 стран по шкале от нуля до 100% по шести критериям: затраты на создание бизнеса, оплата труда и реализация продукции; степень экономической интеграции с другими странами; потери, связанные с такими негативными факторами, как инфляция и коррупция; развитость потребительской базы, в том числе доля среднего класса; потребление домохозяйств и размер ВВП на душу населения.

Рейтинг Bloomberg отчасти совпадает с ежегодным рейтингом Doing Business, подготовленным Всемирным банком (ВБ) и Международной финансовой корпорацией (IFC): В рейтинге Doing Business, России также далеко до лидирующих позиций – она занимает 120-е место. Это на четыре позиции выше по сравнению с прошлым годом.

По мнению экспертов, повышение места России стало возможным благодаря четырем факторам:

· упрощению международной торговли;

· введению электронного документооборота в различных отраслях бизнеса;

· снижению тарифов на подключение к электроэнергии;

· упрощению процедуры регистрации собственности на земельные участки.

Однако последние события на фондовых, валютных и сырьевых рынках, а также статистические данные о ситуации в реальном секторе экономики свидетельствуют о том, что, российская экономика, несмотря на сохраняющуюся видимость благополучия, даёт серьёзные поводы для беспокойства. 4% ВВП, что соответствует 2-м триллионам рублей, незаконно выведено из российской экономики путем отмывания средств за рубежом и обналичиванием внутри страны, что создает угрозу безопасности РФ, сообщил первый вице-премьер РФ В.А.Зубков, возглавляющий рабочую группу по выявлению и пресечению незаконных финопераций. "Комплексный анализ обстановки в финансовой сфере, рассмотрение ситуации по оттоку капитала за рубеж, схем отмывания преступных доходов внутри страны показал, что из 84 миллиарда долларов США (около 2,5 триллиона рублей) чистого оттока капитала в 2011 году, по оценкам Банка России и Росфинмониторинга, с признаками отмывания средств за рубеж выведено около 1 триллиона рублей. В основном - через "фирмы-однодневки", - сообщил Зубков В.А.

"Все это негативно влияет на темпы экономического развития страны, снижает стимулы для привлечения инвестиций, создает серьезную угрозу национальной безопасности", - подчеркнул Д.А.Медведев.

По имеющейся информации правоохранительных органов, ряд банков фактически создан для обслуживания теневых операций. При этом, по словам Зубкова В.А., наиболее уязвимыми для теневого оборота оказываются бюджетные расходы, имущественные и финансовые активы компаний, в том числе компаний и корпораций с государственным участием, сфера ЖКХ, ТЭК, оборонные и строительные комплексы, целевые инвестиционные программы.

Глава межведомственной рабочей группы пояснил, что основные объемы незаконных финансовых операций связаны с деятельностью "фирм-однодневок", которые действуют в налоговой и таможенной сфере, на финансовом рынке, особенно в банковской сфере.

В конце января было проведено первое заседание рабочей группы по выявлению и пресечению незаконных финопераций. В состав группы вошли замглавы аппарата правительства Евгений Забарчук, замглавы МВД Игорь Алешин, ФНС (Светлана Андрющенко), ФСФР (Елена Курицына), ФТС (Александр Васильев), Следственный комитет (Василий Пискарев), первый заместитель генпрокурора Александр Буксман, председатель ЦБ Сергей Игнатьев, первый замдиректора ФСКН Владимир Каланда, глава Росфинмониторинга Юрий Чиханчин, глава Службы экономической безопасности ФСБ Юрий Яковлев.

Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России с начала года проводит крупнейшую за последние несколько лет операцию по выявлению в Москве компаний, занимающихся подпольной банковской деятельностью, в частности незаконной "обналичкой" финансовых средств. Вместе с тем под прицелом силовиков оказалась группа вполне легальных и респектабельных столичных банков.

Вместе с тем была раскрыта еще одна схема, организаторы которой подозреваются в незаконном "обналичивании" 2-х миллиардов рублей. С целью разоблачения этой схемы оперативники одновременно провели 29 обысков по местам жительства и работы фигурантов, в том числе в помещениях нескольких банков, включая "Мастер-банк", "Судостроительный банк", "Золостбанк" и банк "Стратегия".

Поскольку "фирмы-однодневки" представляют угрозу для экономики России, государство всерьез взялось за борьбу с ними. Главным орудием стали, конечно, налоговые органы, которые сформировали признаки "фирм-однодневок". Помимо них в борьбу были вовлечены Банк России, органы финансового мониторинга, таможенные органы. Среди данных структур были распространены ненормативные акты, в которых содержались так называемые "черные списки" - сюда попадали любые организации, банки, физические лица, которые были замечены в связях с "фирмами-однодневками".

О "фирмах-однодневках" в последние два года говорится много и что самое главное на самом высоком уровне. С чем же связано такое внимание к данному вопросу?

В письме МНС России от 30 декабря 2003 г. №БГ-6-09/1390 "О направлении Методических рекомендаций", "фирмами-однодневками" принято называть юридические лица, создаваемые под конкретную операцию или на конкретный срок.

Такие организации, зарегистрированные, как правило, на подставных лиц, пользуются статусом полноценного юридического лица, полученного после прохождения процедуры государственной регистрации. Они имеют официальных учредителей, указанных в учредительных документах, и реальных "теневых", которые руководят юридическим лицом и обладают необходимыми материальными ресурсами. Данные юридические лица не ставят цели осуществления реальной экономической деятельности, их деятельность не направлена на получение прибыли, они не представляют отчетность (либо предоставляют "нулевую отчетность") в налоговые органы и фонды. Эти фирмы создаются для решения определенных задач, с целью уклонения от уплаты налогов (т.е. получения необоснованной налоговой выгоды). После выполнения поставленной задачи они прекращают всякую деятельность и "исчезают".

По статистике Федеральной налоговой службы, в России ежедневно становится на 200 юридических лиц больше – при этом половина из них, по признанию руководства службы, создается с целью уклонения от уплаты налогов и не сдает впоследствии никакой отчетности. Действующее в настоящее время законодательство не препятствует появлению "фирм-однодневок".

Компании, желающие "оптимизировать" налоговые платежи, прибегают к помощи "фирм-однодневок", зачастую маскируя их под оказание консультационных, маркетинговых, информационных и иных аналогичных услуг. Реже – на выполнение работ или поставку товаров.

Это связано с тем, что по договорам об оказании услуг нет овеществленного результата, а потому у заказчика отсутствует обязанность ставить на учет какое-либо имущество, полученное в результате выполнения работ или поставки товаров, и впоследствии решать вопросы с его списанием.

Непосредственная выгода всегда состоит в том, что, "приобретая" услуги "фирмы-однодневки", налогоплательщик, применяющий общую систему налогообложения, во-первых, уменьшает на произведенные расходы налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, а во-вторых, получает право на налоговый вычет по НДС. При этом в реальности эти услуги, конечно, не оказываются, а денежные средства, попавшие в "фирму-однодневку" "обналичиваются" и возвращаются к Заказчику (организатору) схемы.

Суть финансовых схем с участием "фирм-однодневок" сводится к искусственному включению их в цепочку финансово-хозяйственных связей контрагентов. При этом поставленная цель достигается в результате согласованных противоправных действий налогоплательщика и "фирмы-однодневки", которая является формально обособленной от налогоплательщика, что часто, как показывает практика, фактически не соответствует действительности.

"Фирмы-однодневки" нашли широкое применение:

- в схемах уменьшения налоговой нагрузки (за счет уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (на размер произведенных расходов);

- в схемах включения в состав налоговых вычетов суммы "входного" НДС со стоимости оказанных услуг;

- в схемах получения неучтенных наличных денег;

- в схемах получения кредита с последующей ликвидацией заемщика;

- в "экспортных"схемах в качестве дополнительного звена, позволяющего искусственно завысить покупную цену экспортируемого товара в целях возмещения из бюджетной системы РФ соответствующих сумм НДС, либо способствующего созданию ложного экспорта с той же целью;

- в схемах, основанных на замене купли-продажи имущества на лизинг;

- в схемах избежания налоговых долгов путем реорганизации;

- в схемах с использованием вкладов учредителей;

- в схемах расчетов между контрагентами векселей, особенно, когда они предъявляются к оплате третьими лицами;

- в схемах с использованием "интернет-магазинов";

- в схемах российского фондового рынка ценных бумаг и т.д.

Ни для кого не секрет, что сегодня "фирмы-однодневки" представляет серьезную угрозу для экономики России и российского бизнеса. Сегодня экономическая ситуация и состояние Законодательной базы в России, дают широкие возможности для операций с использованием "фирм-однодневок". Несмотря на это, государство в лице фискальных, контролирующих и карательных органов исполнительной власти, обладает не только достаточными средствами для пресечения налоговых правонарушений, но и имеет существенный опыт в противодействии налоговым правонарушителям. Поэтому, прежде чем принимать решения по экономической политике вашей организации, следует оценить риски, с которыми она связана.