"По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?"

(Матф.7:16).


Я не случайно взял эпиграфом слова Иисуса Христа из его Нагорной проповеди. Евангелие просто пестрит цитатами, которые убеждают – люди, будьте бдительны, не принимайте овец за козлищ, умейте отделять зерна от плевел, не верьте волкам в овечьих шкурах и т.д. Евангелие, таким образом, доказывает, что актуальность этого учебника жизни не утрачивается со временем… Но сейчас не об этом.

«Ложная цель – устройство, сооружение, образование или средство, имитирующее реальный защищаемый объект по сигнальным характеристикам, параметрам движения (если объект движется) и иным существенным для распознавания признакам и предназначенное для отвлечения средств радиоэлектронного вооружения от действительной цели (защищаемого объекта).» (Военный энциклопедический словарь / Пред. гл. ред. комиссии: С.Ф.Ахромеев.–2-е изд. – Москва: Воениздат, 1986.)

В воздушно-космической операции ложные цели используют для противодействия средствам противоракетной обороны противника путём имитации характеристик боевых целей для затруднения поражения огневыми средствами реальных целей и прорыва ракет в зоны нанесения ударов (определение авт.).

«Маскировкой называется совокупность всех средств военного обмана. Она служит: а) для сокрытия от противника действий и намерений (пассивная маскировка); б) для введения противника в заблуждение относительно предпринимаемых или совершаемых действий (активная маскировка)» (Временный полевой устав РККА 1925.)

«Предупрежден, значит, вооружен» (народная мудрость).

На нашем портале опубликован материал «В МВД прошло координационное совещание с руководителями охранно-сыскных структур» http://psj.ru/saver_magazins/detail.php?ID=70444, из которого я узнал, что у нашей отрасли есть «Еще один наболевший вопрос: подделка документов. ... С декабря 2011г. по март 2012г. в ходе оперативно-разыскной работы была пресечена незаконная деятельность двух групп, состоящих из 20 человек (в которую входили сотрудники полиции), занимающихся изготовлением фальшивых справок о прохождении квалификационного экзамена, удостоверений частных охранников и свидетельств о прохождении обучения в различных НОУ. За неполные три года преступники успели продать более 20 тысяч поддельных документов». http://www.1tv.ru/news/crime/201464. Председатель правления НП «КЦ РОСС» И.Голощапов, в свою очередь, предложил интересный ход для выявления лиц, незаконно занимающихся продажей поддельных справок, дипломов и сертификатов». Не надо задавать себе вопрос, что предложил Игорь Александрович, ничего нового не изобретено. Частные охранные организации должны сами, своими силами выявлять, разоблачать и сдавать правоохранительным органам мошенников. Так как я не был участником описываемого события, не буду давать оценку высказываниям отдельных руководителей как правоохранительных органов, так и некоммерческих партнерств, претендующих на общероссийское лидерство. Замечу, что система отвлечения на ложные цели у этих людей существует давно, и ее способы отработаны.

Постараюсь высказать свое достаточно субъективное мнение о природе и причинах отвлечения людей на ложные цели и нерешаемые задачи. Наше сообщество 11 марта отметило 20-летнюю годовщину принятия закона, закрепившего права частной собственности на услуги безопасности. 15 марта прошло торжественное собрание, посвященное 20-летию Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. При вручении наград членам РТК В.Путин сказал: «Мы должны создавать гармоничные условия для развития человеческого потенциала нашей страны как главного залога национального успеха и прогресса. И еще - наша экономическая, социальная политика должна быть справедливой по духу, отвечать интересам всего российского общества». Читатель может спросить, а какая связь между этими двумя событиями? Правильно, напрямую она не просматривается. Но разве положения, приведенные выше не актуальны для сферы охранной деятельности и есть желающие с этим поспорить?

Сегодня власть делает многое для того, чтобы общественный потенциал был направлен на борьбу за развитие общества и государства, чтобы наиболее активная часть общества участвовала в решении сложных социально-экономических задач. Не остается в стороне и частная охранная и детективная деятельность. И важной составляющей государственно-частного партнерства являются общественные объединения работников и работодателей. На сегодняшний день в нашей сфере деятельности заключены договоренности между основными профсоюзными комитетами и объединениями в вопросах совместного представления интересов работников.

Свой шаг сделало и государство, вынеся на Правительственную комиссию вопрос «О повышении качества услуг частными охранными организациями и укреплении взаимодействия с правоохранительными органами в профилактике правонарушений и обеспечении правопорядка». И вот что странно, руководитель КЦ РОСС И.Голощапов, длительное время выказывавший готовность участвовать в работе по формированию объединения работодателей, в последнее время резко отошел от этой работы. А вот в столице, где наиболее авторитетные руководители поняли, что без представительства работодателей дальнейшее движение невозможно, наметился сдвиг в этом плане, создана инициативная группа, которую возглавил И.Клыков, председатель правления НП «КС НБПС».

Для чего необходимо формирование трехсторонней комиссии? Практика последнего времени свидетельствует о том, что неразбериха на рынке охранных услуг связана, прежде всего, с неупорядоченностью этого сегмента экономической деятельности.

Одним из краеугольных камней является ст.8 Федерального закона от 14.04.1999 №77-ФЗ (ред. от 27.06.2011) «О ведомственной охране», во второй части которой говорится: «Защита охраняемых объектов иных форм собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляется в соответствии с заключенными договорами».

Данное положение полностью противоречит задачам ведомственной охраны, которая «осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти», и позволяет под юрисдикцию этого закона относить коммерческие предприятия, такие как ФГУП «Охрана», службы безопасности крупных энергетических холдингов.

Таким образом, на рынке наряду с государственными охранными структурами (полиция, имеет право оказания платных услуг, о этом нонсенсе писали уже не однажды) появляются структуры ведомств, которые за деньги своих учредителей получают оружие и специальные средства, специальную одежду и обувь, помещения и персонал, и используя административный ресурс «отгрызают» куски рынка, грубо нарушая антимонопольное законодательство. Здесь встает вопрос о нарушении конституционного принципа равенства прав собственности.

Вторым, не менее важным вопросом является проблема стандартизации и регламентации охранных услуг. Широкое толкование права собственника на определения уровня защищенности объекта и последующая реализация доморощенной «системы безопасности» часто приводит к трагическим последствиям (Домодедово, «Хромая лошадь» и т.д.).

Сегодня в вопросах стандартизации и регламентов ФКУ НИЦ «Охрана» МВД России – ведущая организация в России в области научно-методического обеспечения вневедомственной охраны, которая является одним из подразделений Министерства внутренних дел.

При НИЦ приказом Госстандарта СССР и Министерства внутренних дел СССР №814/429 в 1990 году на базе НИЦ «Охрана» образован ВНИИПО МВД РФ, переформированный приказом №51 Госстандарта России от 2.03.93г. в Технический комитет по стандартизации «Системы тревожной сигнализации и противокриминальной защиты» (ТК 234).

В части реализации федерального закона «О техническом регулировании» ТК 234 обеспечивает:

- разработку и участие в разработке технических регламентов в области противокриминальной защиты объектов и имущества, их согласование и экспертизу;

- разработку нормативных документов и организацию работ по оценке соответствия их техническим регламентам;

За прошедшее двадцатилетие так и не разработан Технический регламент в области антикриминальной защиты объектов. В 2010 году поступил в продажу «Список технических средств безопасности, удовлетворяющих «Единым требованиям к системам передачи извещений и системам мониторинга подвижных объектов, предназначенным для применения в подразделениях вневедомственной охраны» и «Единым техническим требованиям к объектовым подсистемам охраны, предназначенным для применения в подразделениях вневедомственной охраны».

Автор с почтением относится к этому уважаемому в сообществе научно-исследовательскому учреждению, не понаслышке зная о тех трудностях и потерях, которое понесло это подразделение бывшего ДЗГИ МВД РФ за последние годы. Но без создания национальных стандартов и нормативов при вступлении в ВТО мы окажемся обязанными работать по западным нормам и правилам, а это, в конечном счете, приведет к уничтожению существующих охранных организаций.

Можно и дальше говорить о несовершенстве законодательства в сфере негосударственной (частной) охранной и сыскной деятельности. В числе наболевших вопросов: социальная защита работников частных охранных организаций, предоставление им возможности использования служебного оружия при оказании охранной услуги по защите жизни и здоровья граждан и т.д.

Полагаю, что читатели могут привести множество примеров неправомерного поведения субъектов рынка охранных услуг, убогой правоприменительной практики, коррупции и т.д. и т.п. И как прикажете понимать призыв самостоятельно (в нарушение Закона об оперативно-разыскной деятельности) проводить расследование по пресечению продажи фальшивых удостоверений? Хотя еще вчера эти же люди утверждали, что нормы 272-ФЗ полностью перекроют возможности для мошенников.

Может быть последним и главным вопросом трехсторонней комиссии должен стать вопрос ответственности должностных лиц за принятые и реализованные решения. Вот тогда и на координационные совещания (честно скажу, не знаю что это такое) будем собираться для постановки реальных целей и решения конкретных задач.

Почему «тормозят» работодатели я расскажу в следующей статье