Прошло уже более 20  лет с момента начала процесса возрождения и государственного становления российского казачества.  Этот достаточно короткий исторический промежуток ознаменовал еще как минимум два важных события.  В России восстановлено право частной собственности и появились правоохранительные организации, специализирующиеся на ее защите. Начало третьего тысячелетия ознаменовало начало второго десятилетия развития обновленной России. Переход Российской Федерации от командной к рыночной экономике, создание предприятий различных форм собственности вызвали потребность в изменении законодательной базы государства. Одним из первых и практически единственным в области охранной деятельности стал Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности» от 11 марта 1992 года.

Сегодня можно признать, что все эти процессы протекали неоднозначно, некоторые проблемы остаются не урегулированными.

Объективно, казачество – исторически сложившаяся общность людей, обладающая мощной способностью к самоорганизации, защите собственности и земли проживания, имеющея особую воинскую выучку, способность к мгновенной реакции на любые враждебные проявления.

Происхождение самого слова «Казак» имеет несколько гипотез.

Слово «Казак « существовала издревле в языках многих народов Востока средней и малой Азии, Кавказа.

У персов –казак- стоящий на службе и оплачиваемый казной.

У арабов- всадник, сражающийся за веру и законы пророка.

У монгол- свободный воин, крепкий оплот,  страж границ.
В обобщенном варианте -это вольный человек, защищающий, отстаивающий государственные интересы. Но казачество это еще и мощный социо-культурный пласт, исторически сложившиеся традиции.

Традиции всегда были важны для русского народа. На их основе складывалось понимание культуры и духовности, воспитывался патриотизм, чувство долга перед Отечеством.

Взяв на вооружение лучшие вековые казачьи традиции, и сознательно отказавшись от заведомых анахронизмов сегодня, создается новое, имеющее свои современные исторические задачи и перспективы, казачество 21 века.

Важными вехами в истории вопроса о привлечения казаков к охране общественного порядка и совершению других правоохранительных действий стало принятие Федерального закона Российской Федерации «О государственной службе российского казачества» от 5 декабря 2005 г. и обнародование Президентом РФ Концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества.
Механизм реализации этого закона находится в Постановлении правительства от 26 Февраля 2010 г. N 93 "О видах государственной или иной службы, к которой привлекаются члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ". К вышесказанному привем в пример Закон Воронежской области от 24 января 2011 г. N 8-ОЗ "О муниципальных казачьих дружинах в Воронежской области" (принят Воронежской областной Думой 20 января 2011 г.) По этому закону определены виды деятельности казакам Воронежского отдельского казачьего общества Центрального войскового казачьего общества:

Статья 3. Виды деятельности казачьей дружины

Видами деятельности казачьей дружины являются:

1)      охрана объектов культурного наследия;

2)       охрана объектов, находящихся в муниципальной собственности;

3)      охрана лесов;

4)      охрана объектов животного мира;

5)      иные виды деятельности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Да и Концепция государства в отношении казачества наряду с другими функциями включает в себя охранную службу казачества.

Как видим, основное свое предназначение казачество видит в обеспечении охраны собственности. Если учитывать, что по оценке экспертов структура Российского рынка на 80% представлена организациями негосударственных видов собственности.   Складывается правовой казус, с одной стороны главным предназначением казачества является охранная деятельность, с другой стороны, данный вид деятельности могут осуществлять только специализированные предприятия на основе Закон «О частной детективной и частной охранной деятельности в Российской Федерации».

Многие казаки нашли самый простой, но не всегда самый эффективный способ, создав частные охранные организации. Хорошо известны такие бренды ЧОП как «Казачий караул», «Казацкая застава» и многие другие. Работа этих охранных организаций высоко оценивается населением регионов. Так,  в качестве положительного примера можно привести регионы традиционного проживания казачества.

В 2004 г. Законодательное собрание Ростовской области инициировало проведение интерактивного опроса среди жителей региона. Опрос производился в 26 районах и городах области.  Всего был опрошен 1291 респондент. 649 респондентов положительно оценили деятельность МКД, 431 – удовлетворительно, «иное» мнение выразили 211 опрошенных. 72 % опрошенных считает наиболее важным направлением в работе МКД охрану общественного порядка, 85 % -- охрану объектов жизнеобеспечения жизнедеятельности населения, 12 % – сопровождение грузов.

Заинтересованность и востребованность в охранной деятельности в среде казачества заставляет ставить вопросы взаимодействия казацкого круга и частной охранной организации.

Правительство России своим Постановлением наделило войсковые казачьи общества правом учреждать частные охранные организации.

При этом право получат только казачьи общества, внесенные в государственный реестр. На сегодняшний день таких структур насчитывается всего одиннадцать, но численность их участников достигает  700 тысяч человек. Охранять казакам в первую очередь предстоит объекты, имеющие прямое отношение к развитию казачьего движения: собственные кадетские корпуса, школы, штабы и т.д.

Однако точный перечень охраняемых объектов будет согласовываться с главами субъектов Российской Федерации. Предполагается, что создание юридических лиц с особыми уставными задачами, охраняющих казачьи структуры и оказывающих содействие полиции, будет способствовать укреплению правопорядка в стране.

Охранная организация это коммерческое предприятие, которое руководствуется в своей деятельности действующим законодательством и обязано выполнять все лицензионные требования. К числу таких требований относится положение об участниках общества, это должны быть лица основным видом деятельности которых является охранная деятельность. А руководитель охранной организации наряду с высшим образованием и специальной подготовкой в своей деятельности должен руководствоваться трудовым законодательством. Следовательно, директор не может отказать в приеме на работу не казаку, а казацкий круг (общественная организация) не может учредить охранное предприятие.

Вот еще одна проблема. Например, казачество Юга России основными направлениями своей деятельности видят: в организации спецподразделений из казаков для несении охранной службы на объектах, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в том числе на Волго-Донских гидротехнических сооружениях, объекта топливо-энергетического комплекса, железнодорожного транспорта, крупных водозаборных сооружений и т. п.

Участие казачьих обществ в контроле за использованием и охраной земель, в т. ч. заповедников, лесов рыбных запасов и др. природных ресурсов, особенно приграничных районах Юга России. А многие из этих объектов, в соответствии с действующими нормами и прежде всего Приложением 1 Постановления Правительства № 578 подлежат государственной охране. Вновь парадокс, находясь на государственной службе, организуясь в частные охранные предприятия, казаки не могут охранять объекты топливо-энергетического комплекса, гидросооружения, транспортную инфраструктуру (особенно аэропорты).

Без внесения изменений в действующее законодательство и нормативные правовые акты, регламентирующие частную охранную деятельность нельзя добиться эффективного использования потенциала казачества в охранной деятельности.