В числе обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда ст. 212 ТК РФ предусматривает (в определенных случаях) организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров. Также работодатель обязан не допускать работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований).

В соответствии со ст. 213 ТК РФ основаниями для прохождения работниками обязательных медицинских осмотров являются тяжелые работы и работы с вредными и (или) опасными условиями труда, а также работы, связанные с движением транспорта. Медицинские осмотры проводятся для определения пригодности работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.
Перечень опасных работ, перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся медицинские осмотры (обследования), а также порядок проведения таких осмотров утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83. Кроме того, действует положение о проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников, утвержденное приказом Минздравмедпрома РФ от 14.03.1996 N 90 (далее - Положение о проведении осмотров).

Согласно п. 9 Порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (приложение N 3 к приказу Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83, далее - Порядок проведения осмотров), для осуществления медицинского осмотра руководителем медицинской организации утверждается состав медицинской комиссии, председателем которой должен быть врач-профпатолог или врач иной специальности, имеющий профессиональную подготовку по профпатологии, членами комиссии - специалисты, прошедшие в рамках своей специальности подготовку по профессиональной патологии.
Порядок оформления результатов медицинского осмотра регламентирован п. 11 Порядка проведения осмотров. В соответствии с пп. 11.1 этого пункта результаты медицинского осмотра вместе с заключением медицинской комиссии и выпиской из амбулаторной карты работника вносятся в карту предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований).
По результатам предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников составляется заключительный акт, который в течение 30 дней должен быть представлен медицинской организацией работодателю (пп. 11.2 п. 11 Порядка проведения осмотров).
Кроме того, п. 4.2 Методических рекомендаций "Методологические основы проведения предварительных и периодических медицинских осмотров лиц, работающих во вредных и (или) опасных условиях труда" (утверждены Минздравсоцразвития РФ 14.12.2005) определено, что каждому работнику, прошедшему предварительный или периодический медицинский осмотр, выдается индивидуальное заключение о результатах осмотра с указанием результатов лабораторных и функциональных исследований и экспертизы профпригодности.
Пунктом 2.5 Положения о проведении осмотров определено, что заключение о прохождении предварительного или периодического медицинского осмотра работником, признанным годным к работе с вредными, опасными веществами и производственными факторами, подписывается лечащим врачом и скрепляется печатью лечебно-профилактического учреждения.
Если при прохождении осмотра выясняется, что работнику противопоказана работа с вредными, опасными веществами и производственными факторами (а также в конфликтных случаях) работнику выдается заключение клинико-экспертной комиссии (КЭК), копия которого пересылается в трехдневный срок работодателю, выдавшему направление (п. 2.6 Положения о проведении осмотров).
Деятельность КЭК регламентируется Положением о клинико-экспертной комиссии государственного (муниципального) лечебно-профилактического учреждения, органа управления здравоохранением территории, входящей в состав субъекта федерации, и субъекта федерации (приложение 3 к приказу Минздравмедпрома РФ от 13.01.1995 N 5) (далее - Положение о клинико-экспертной комиссии).
Согласно п. 2.3 Положения о клинико-экспертной комиссии в функции КЭК входит принятие решения о направлении пациента на медико-социальную экспертизу (далее - МСЭ) и о необходимости перевода трудоспособных лиц по состоянию здоровья на другую работу или рациональному трудоустройству лиц с ограниченной трудоспособностью.
Заключения КЭК подписываются председателем и членами комиссии (п. 2.4 Положения об экспертизе временной нетрудоспособности в лечебно-профилактических учреждениях (приложение 1 к приказу Минздравмедпрома РФ от 13.01.1995 N 5).

Также следует отметить, что если при проведении периодического медицинского осмотра (обследования) возникают подозрения на наличие у работника профессионального заболевания, медицинская организация обязана направить его в установленном порядке в центр профпатологии на экспертизу связи заболевания с профессией.
Центр профпатологии, установив связь заболевания с профессией, составляет медицинское заключение и в 3-дневный срок направляет соответствующее извещение, в частности, работодателю и в медицинскую организацию, направившую работника.
Работник, у которого установлен диагноз профессионального заболевания, центром профпатологии направляется с соответствующим заключением в медицинскую организацию по месту жительства, которая оформляет документы для представления на медико-социальную экспертизу (пп.пп. 11.4, 11.5 Порядка проведения осмотров).
В компетенцию государственных учреждений МСЭ входит определение степени утраты профессиональной трудоспособности и разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов (ст. 8 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ).
Оценка показателей способности к трудовой деятельности производится на основании критериев, установленных п. 6 Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 N 1013н).

По результатам МСЭ составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью (п. 29 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95). Непосредственно инвалиду выдается справка по форме, утвержденной приложением N 1 к приказу Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 N 1031н.
Степень ограничения способности к трудовой деятельности, перечень соответствующих ограничений, мероприятия профессиональной реабилитации, рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда отражаются в индивидуальной программе реабилитации инвалида (ИПР), выдаваемой инвалидам учреждениями МСЭ. Форма ИПР утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 04.08.2008 N 379н.
В силу ст. 224 ТК РФ и ст. 11 Закона N 181-ФЗ ИПР обязательна для исполнения организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.
Если исходя из данных, указанных в ИПР, работодатель не может самостоятельно определить, по каким специальностям и какую именно работу может выполнять работник, которому установлена инвалидность с ограничением трудоспособности, то работодатель вправе обратиться в соответствующую клинико-экспертную комиссию для получения необходимых разъяснений. Полученные от КЭК разъяснения будут основанием для принятия решения о переводе работника на работу, соответствующую выданному ему медицинскому заключению (смотрите в связи с этим обзор кассационной практики Верховного суда Республики Коми по гражданским делам за январь 2008 года).
В Москве деятельность КЭК по решению вопросов, возникающих в процессе оказания медицинской помощи в учреждениях здравоохранения окружного подчинения, регламентируется Положением о клинико-экспертной комиссии управления здравоохранения административного округа Москвы (приложение 2 к приказу Департамента здравоохранения г. Москвы от 13.04.2007 N 155). Согласно п. 3.3 названного положения КЭК имеет право направлять представления в учреждения, организации, ведомства, по вопросам оказания медико-социальной помощи пациентам, их трудоустройству, профессиональной ориентации и другим вопросам, входящим в компетенцию комиссии.
Таким образом, по результатам периодического медицинского осмотра основанием для перевода работника на работу, не противопоказанную работнику по состоянию здоровья (часть первая ст. 73 ТК РФ), будут следующие документы:

  • заключительный акт по результатам периодического медицинского осмотра (в Москве его форма предусмотрена приложением N 4 к приказу Территориального управления Роспотребнадзора по г. Москве от 29.05.2006 N 57, акт подписывается специалистом Территориального управления Роспотребнадзора по городу Москве и территориального отдела, участвовавшим в работе заключительной комиссии, а также председателем комиссии);
  • заключение клинико-экспертной комиссии, подписанное председателем и членами этой комиссии;
  • в случае признания работника инвалидом в установленном порядке:
  • справка, подтверждающая факт установления инвалидности, подписанная руководителем учреждения МСЭ;
  • индивидуальная программа реабилитации инвалида, подписанная руководителем учреждения МСЭ.

В случае отказа работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, либо отсутствия у работодателя соответствующей работы трудовой договор может быть прекращен на основании п. 8 части первой ст. 77 ТК РФ (смотрите в связи с этим кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 15.06.2011 N 33-8995).
Основанием для прекращения трудового договора в связи с признанием работника полностью неспособным к трудовой деятельности (п. 5 части первой ст. 83 ТК РФ) будет справка, подтверждающая факт установления инвалидности, и ИПР, если в соответствии с этими документами работник признан полностью неспособным к трудовой деятельности.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим