Вряд ли я является спорной актуальность проблемы предотвращения внутренних потерь в розничной торговли. Цифры, которые приводят многочисленные исследователи, касающиеся процентного соотношения всех потерь торговых предприятий и потерь от собственного персонала приблизительны, и носят большей частью вероятностный характер. Если говорить об убытках, причиняемых умышленными действиями персонала (фактически, - хищениями) то факты эти, зачастую носят латентный характер. Мое глубокое убеждение состоит в том, что все таки большая часть потерь в розничной торговле, - это потери от неумышленных действий персонала (ошибки, нарушения финансовой дисциплины,  корректность заказов продуктов питания, условия хранения скоропортящейся продукции и фруктов-овощей, корректность инвентаризаций, договорная работа коммерческих подразделении с поставщиками и т.д. и т.п.) и это предмет для отдельного серьезного разговора.

В настоящей статье я бы хотел затронуть тему именно хищений, совершаемых персоналом, а точнее некоторых аспектов работы с сотрудниками уже совершившими хищение.

Общаясь с руководителями подразделений охраны ряда гипермаркетов, в том числе и крупных федеральных и иностранных сетей, я с удивлением узнал, что  зачастую, сотрудника, совершившего хищение просто увольняют. Причем увольняют по собственному желанию. Спустя некоторое время этот сотрудник успешно устраивается на другую работу, а его бывшие коллеги, видя, что в сущности, ничего страшно с ним не произошло, продолжают воровать.

Мне лично приходилось от сотрудника, совершившего кражу, слышать фразу: «- я ничего не украл, я просто взял то, что мне не додали!». Уверяю Вас, это позиция подавляющего большинства  работников! Все прекрасно знают, что сдерживающим фактором, удерживающим человека от воровства, являются вовсе не его морально-этические или религиозные убеждения, а страх наказания!

Считаю, что деятельность сотрудников охраны и руководителя службы безопасности гипермаркета по предотвращению, пресечению и выявлению сотрудников торгового предприятия, совершающих хищения, имеет  важнейшее воспитательное, профилактическое и дисциплинирующее  воздействие на всех работников Компании. Не меньшим воздействием обладает и то, каким образом выявленные факты будут доведены до всех остальных работников, какие негативные последствия повлечет за собой разоблачение расхитителей. Страх возможного и неотвратимого наказания является огромным сдерживающим фактором для нечистых  на руку сотрудников.  

Могу предположить, что далеко не все нижеизложенные положения найдут однозначное понимание у всех и будут приняты как руководство к действию. По этому, хотел бы обратить внимание, что эти методы и тактические приемы опробованы на практике и доказали свою эффективность. Применять ли их по отношению к своим сотрудникам каждый руководитель решить для себя сам.  

 

Профилактика хищений, совершаемых персоналом

Прежде, чем обозначить основные моменты, которые должны учитываться должностными лицами в случаях выявления фактов хищений со стороны персонала торговых предприятий, следует иметь в виду, что не менее важной является профилактическая работа должностных сотрудников торговых предприятий в  этом направлении.

В связи с этим можно выделить следующие профилактические мероприятия, которые должны проводиться на объектах Компании в целях предупреждения хищений со стороны персонала:

1.   Проведение собеседований с кандидатами, поступающими на работу в Компанию. Перед проведением собеседования, желательно собрать   максимальное количество информации о кандидате. При приеме людей на работу  необходимо использовать как можно больше средств и способов их проверки для выявления специфических наклонностей и скрытой мотивации. К основным методам проверки кандидата, можно отнести следующие:

  • Тщательная проверка документов, удостоверяющих личность, и наличие постоянной местной прописки. Особое внимание следует уделить записям в Трудовой книжке кандидата. При этом о прошлой трудовой деятельности могут свидетельствовать не только основания увольнения с прежних мест работы. Сам факт отсутствия трудовой книжки у кандидата трудоспособного возраста может являться основанием для более тщательной проверки.
  • Проверка рекомендаций с прошлых мест работы – обязательное условие. У руководителя службы безопасности гипермаркета или другого уполномоченного лица, осуществляющего подобную проверку, должны вызывать подозрения кандидаты на вакансии, отказывающиеся сообщить адрес и телефоны организации, в которой они работали, рекомендующего. Показала определенную эффективность практика обмена информацией о сотрудниках, уволенных по отрицательным мотивам, между руководителями СБ даже «конкурирующих» сетей одного региона. В этом случае информация работает «на опережение». В моей практике были случаи, когда у руководителя, встречающегося с кандидатов, уже была информация о том, что с последнего места работы он фактически был уволен за совершение хищения, а не «по собственному желанию», как свидетельствовала запись в трудовой книжке.
  • Необходимо выяснить или, по крайней мере, обратить внимание на приверженность человека к вредным привычкам: алкоголю, наркотикам, азартным играм;
  • Обязательна проверка человека на наличие судимости, особенно за умышленные корыстные преступления, а также на совершение административных правонарушений, - яркий характеризующий момент, который может сыграть решающее значение при принятии решения и приеме кандидата на работу в Компанию.

2. Следует практиковать, так называемые, этические и корректные провокации на нечестные действия, с оповещением персонала непосредственно на стадии собеседования, что они являются стандартными контрольными процедурами.

3.   Регулярная работа по доведению до персонала торгового центра фактов выявленных хищений персоналом в других торговых центрах сети. При этом информация должна доводиться дозировано, с акцентированием внимания персонала не на методах выявления подобных фактов, а на максимально-негативных последствиях, которые понесут провинившиеся сотрудники. Для осуществления подобной работы необходима налаженная система информационного обмена между розничными структурными подразделениями сети и Центральным офисом Компании. Еще более эффективна система нормативного регулирования этого процесса, чтобы регламентирующий локальный нормативный акт предписывал периодичность, объем, список информируемых должностных лиц и иные вопросы информационного обмена.

4. Регулярный и планомерный контроль за приобретением персоналом гипермаркета во время рабочей смены продуктов питания, предметов личной гигиены и т.д. Считаю обязательным наличие в Компании специального регламентирующего акта, - Стандарта или Инструкции о пропускном и внутриобъектовом режиме. Сотрудники охраны должны осуществлять данный контроль не только по прибытии персонала на рабочее место в утреннее время и при убытии с работы, но и в течение всего рабочего дня. Например, при следовании сотрудников в столовую. Проверки должны носить не регулярный, а неожиданный, спонтанный  характер. Выявленные факты употребления неоплаченного товара, должны расцениваться, как хищения, с применением всех, предусмотренных настоящими рекомендациями, мер юридического и психологического воздействия.

5. Создание такого психологического климата в коллективе торгового центра, на основе которого будет создана атмосфера нетерпимости к ворам в своем коллективе, которая, разумеется, должна подпитываться разумной системой мотивации. Конечно, будет не  правильно развивать в коллективе систему «наушничества», материально стимулируя каждый факт доносительства. Это может привести к такой обстановке в рабочем коллективе торгового комплекса, которая сделает невозможным нормальное осуществление бизнес-процессов.  В подобном случае убытки от нарушения нормального функционирования торгового процесса могут превысить компенсацию потерь от развития системы тотального доносительства.

6. Необходимо создание и поддержание эффективной системы учета товара на всех этапах товародвижения. Ничто так не толкает сотрудников на воровство, как понимание ущербности и изъянов в учете материальных ценностей. Опять же рекомендуется стандартизация и регламентация всех без исключения процессов учетов товародвижения и налаженная система контроля над соблюдением всех существующих регламентов.

7. Использование негласных источников информации. Имеются в виду особо доверенные администрации магазина сотрудники, которые, болея душой за работу, но, боясь преследований со стороны нечестных коллег, способны сообщать руководству о таких лицах и совершаемых ими действиях. Следует отметить, что применять подобный способ необходимо с максимальной осторожностью, а не развивать, как было отмечено выше, систему тотального доносительства. Как показала практика, наиболее эффективно работают в этом направлении руководители подразделений службы безопасности, ране работавшие в оперативных подразделениях правоохранительных органов.

8. Использование различных приемов, направленных на то, чтобы линейный персонал постоянно ощущал состояние определенной «подконтрольности». Это проведение мероприятий под условными названиями «тестовые закупки», «тайный покупатель» и тому подобных. 

Существует ряд и других, более специфичных, форм и методов профилактической работы с персоналом, направленных на предотвращение хищений со стороны персонала, однако вышеперечисленные представляются обязательными, поскольку при отсутствии работы в данном направлении, потери торгового предприятия  могут возрасти многократно.

Продолжение следует