Уважаемые коллеги!

В последнее время ФАС России получено несколько обращений от частных охранных предприятий и промышленных предприятий с жалобами на действия Минпромторга России.

Информирую Вас о том, что в настоящее время в ФАС рассматривается одно из дел по признакам нарушения Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромтрог) антимонопольного законодательства, выразившегося в предъявлении требований к хозяйствующим субъектам - промышленным предприятиям по заключению договоров с ведомственной охраной Минпромторга.

Установлено, что приказом Минпромторга утвержден согласованный с МВД России Перечень объектов промышленности, находящихся в ведении и в установленной сфере деятельности Минпромторга, подлежащих ведомственной охране (далее - Перечень). В Перечень включено 2245 организаций как государственной, так и иных форм собственности. Многие из включенных в Перечень предприятий охраняются частными охранными организациями (далее - ЧОО).

Однако, после издания Минпромторгом приказа, на промышленные предприятия, охраняемые ЧОО, оказывается давление со стороны территориальных подразделений ФГУП «Ведомственная охрана», объектов промышленности Минпромторга и органов прокуратуры с требованием расторгнуть договоры с ЧОО и заключить договор с указанным ФГУП.

В ходе анализа нормативно - правовых актов Российской Федерации установлено следующее.

В соответствии с требованиями статьи 8 Закона о ведомственной охране, «…ведомственная охрана осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти».

Защита охраняемых объектов иных форм собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляется в соответствии с заключенными договорами.

Под объектами охраны, Закон о ведомственной охране понимает: «…здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное имущество (далее - имущество), подлежащие защите от противоправных посягательств».

Приказ утвердил Перечень, в который включены не объекты промышленности, в понимании статьи 8 Закона о ведомственной охране, принадлежащие государственной собственности, а хозяйствующие субъекты различных форм собственности. Кроме того, ни Приказом, ни иным нормативно-правовым актом не определены критерии отнесения объекта к объектам промышленности, находящимся в ведении и в установленной сфере деятельности Минпромторга, так и критерии для включения объекта в Перечень.

Законом о частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации закреплено положение о том, что деятельность ЧОО не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Перечень объектов, подлежащих государственной охране утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587 «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности» (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.11.2009 № 886) (далее - Постановление № 587). Согласно данному перечню к объектам, подлежащим государственной охране относятся, в числе прочих ряд промышленных объектов, например по производству, хранению, распространению и утилизации военной техники, боевого и служебного оружия, объекты микробиологической промышленности, противочумные учреждения и многие другие.

При этом Постановление № 587 не содержит указаний на то, что эти объекты должны охраняться ведомственной охраной федеральных органов исполнительной власти.

Кроме того, в контексте Закона о государственной охране, ведомственная охрана не является государственной охраной.

Минпромторг России высказывая свою позицию, опирается на стратегическую важность включенных в Перечень объектов промышленности, и невозможность обеспечения частными охранными организациями режима охраны, позволяющего предотвратить террористические акты, и относит ведомственную охрану к государственной.

При этом общеизвестным является тот факт, что ни один из объектов, на которых в последнее время были совершены террористические акты, не охранялся частными охранными организациями.

Таким образом, ФАС России при рассмотрении указанного дела столкнулась с несовершенством нормативно-правового регулирования в рассматриваемой сфере, а именно противоречию законов и подзаконных актов и возможностью различной трактовки положений законодательства.

В настоящее время рассмотрение дела отложено до 14 апреля 2011 в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

Учитывая необходимость с одной стороны обеспечения безопасности объектов промышленности, с другой стороны необходимость соблюдения прав и законных интересов хозяйствующих субъектов и защиты конкуренции на рынке охранных организаций, ФАС России при рассмотрении данного дела заинтересована в нашей информации по данному вопросу.

Прошу предоставить имеющуюся у Вас информацию (копии документов, решений, постановлений, приказов, перечней объектов и т.д.) по данной проблеме для изучения, обобщения и передачи в ФАС.

С уважением,

Председатель Правления РОО «Лига предпринимателей и руководителей предприятий безопасности»,

 

А.М. Данилов

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

тел/факс: (495) 620 04 88