Все новостные сайты в один момент наполнились информацией с пометкой «Срочно»! Первый заместитель министра внутренних дел М.Суходольский призвал частных охранников и детективов на охрану объектов транспортной инфраструктуры. Эта новость появилась в череде различной информации, где прямо или косвенно упоминалось милицейское ведомство. Она явно выделялась среди уже ставших привычными сообщений о нарушениях и преступлениях отдельными сотрудниками.

Еще не утихли споры о том, кто виноват в случившемся в аэропорту «Домодедово». По мнению большинства политиков, экспертов, да и обычных россиян, случившееся в «Домодедово» является недоработкой спецслужб. А точнее - силовиков, отвечающих за безопасность. После произошедшего в «Домодедово» экспертное сообщество высказывало убежденность, что главная задача руководства страны – мобилизовать работу силовых ведомств, которые обязаны заниматься не только безопасностью, но и работой по предотвращению террористических атак http://actualcomment.ru/news/20285/

Попробуем проанализировать вместе

Вчера в Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялась IX Всероссийская конференция на тему: «Индустрия безопасности России. Перспективы, тенденции, проблемы». Это традиционное профессиональное собрание проводится ежегодно с 2002 года и в следующем 2012 году – 20-летия негосударственной сферы безопасности пройдет в 10-й раз. Данное мероприятия традиционно недолюбливали руководители МВД России и под различными предлогами старались уклониться от ответов на острые и прямые вопросы аудитории.

Особенностью данного форума стало участие в нем первого заместителя министра внутренних дел Михаила Суходольского, который не только принял участие в собрании, но и выступил с докладом. Полное содержание выступления Михаила Игоревича наш портал опубликует в ближайшее время, сейчас же я хочу высказать несколько замечаний, которые явились первым эмоциональным отзывом на выступление генерал-полковника милиции Суходольского М.И.

Помогать обеспечивать безопасность на объектах транспортной инфраструктуры и местах массового пребывания людей могут представители охранно-сыскного сообщества, заявил первый заместитель главы МВД РФ М.Суходольский. «Полагаю возможным в рамках проводимой в настоящее время работы по определению дополнительных мер защиты (транспортной инфраструктуры и мест массового пребывания людей) от террористических угроз обсудить возможные варианты участия представителей охранно-сыскного сообщества в этих мероприятиях», – сказал Суходольский.

Сразу оговоримся, по существующему законодательству представители охранно-сыскного сообщества могут оказывать услуги в соответствии с действующим законодательством. При этом их деятельность имеет серьезные ограничения.

Например, приложение № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992г. №587 «Перечень объектов, подлежащих государственной охране» прямо запрещает частным охранным организациям предоставлять услуги по охране:

«п.15. Средства навигационного оборудования, объекты транспортной инфраструктуры федерального значения и железнодорожного транспорта общего пользования, метрополитены.

п. 16. Границы морского порта, места базирования и порты захода атомного флота, объекты инфраструктуры морских портов, предназначенные для обеспечения безопасного морского судоходства.

п. 18. Аэропорты и объекты их инфраструктуры

Подозревать одного из руководителей МВД России в незнании нормативных правовых актов я просто не имею права. Значит, события развиваются таким образом, что государство вынуждено сделать этот шаг. Еще два года назад, один из наших постоянных авторов – Сергей Кашурников – разрабатывая теорию правоохранительной направленности негосударственных структур безопасности, писал, что государство всегда обращается к коммерческим структурам, если само не может справиться с возникшими проблемами и незамедлительно дистанцируется от них как только обстановка стабилизируется.

Значит ли это, что милиция не справляется? Корреспондент GZT.RU побывал 14 февраля на пяти московских вокзалах, где за считанные дни были установлены металлодетекторы, через которые теперь должны проходить все пассажиры. На каждом вокзале появилось несколько устройств, однако пока не используют их в полную силу. Рядом с некоторыми работающими детекторами нет милиционеров, поэтому люди проходят сквозь них без всякого досмотра.

Такое «бесхозное» устройство корреспондент обнаружил на территории Казанского вокзала, в тоннеле, по которому пассажиры двигаются к поездам дальнего следования. Рамки были в рабочем состоянии (это было видно по светящимся кнопкам), однако сотрудников милиции рядом не было, и пассажиров никто не останавливал. http://www.gzt.ru/megapolis/in_the_city/-dlya-privokzaljnyh-metalloiskatelei-ne-hvatilo-/347900.html?from=copiedlink

Может быть следовало бы поставить частных охранников к рамкам металлодетекторов? Нет, не положено, так как частные охранники не наделены правом проведения досмотра, а, следовательно, и использования досмотрового оборудования.

Принятое 1 февраля 2011 года постановление Правительства РФ №42, утвердившее правила охраны аэропортов, четко определило, что под охраной аэропортов и объектов их инфраструктуры понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих защиту аэропортов и объектов их инфраструктуры от актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. Задачей в области охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры является предотвращение несанкционированного прохода (проезда) лиц и транспортных средств, проноса оружия, взрывчатых веществ и других опасных устройств, предметов, веществ на территорию аэропортов.

В Постановлении четко определены полномочия по охране инфраструктуры аэропорта: охрана границ территории (далее - периметр) аэропорта осуществляется: в отношении международных аэропортов - подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации; в отношении иных аэропортов - подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации. Охрана периметра аэропорта осуществляется на основании возмездного договора с лицами, осуществляющими эксплуатацию аэропорта.

Охрана объектов аэропорта, предназначенных для обслуживания воздушных судов и (или) пассажиров, осуществления операций с грузами, а также иных предназначенных для оказания услуг объектов, расположенных на территории, ограниченной периметром аэропорта, осуществляется службой авиационной безопасности аэропорта, а также может осуществляться на основании отдельных договоров подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации и подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.

Как видим, и здесь нет точки приложения сил для частной охранной организации. Сегодня, ознакомившись с нововведениями, аэропорты готовятся к существенным тратам. Бюджет международного аэропорта «Шереметьево» (МАШ) на авиабезопасность в 2011г. будет увеличен на 20-25% к уровню 2010г., рассказал «Ведомостям» представитель МАШ, отказавшись назвать цифры. Штат службы авиабезопасности вырастет с 2 000 до 2 300 человек. Сейчас в аэропорту задействовано 230 интроскопов, 1 050 камер. Но требуется «доукомплектовка», стоимость которой только для одного входа равна примерно 5 млн руб. (два интроскопа, две рамки), а всего в аэропорту 23 входа, указывает представитель МАШ.

Во «Внуково» дополнительной техники пока не нужно. Однако объявлен набор еще 300 новых сотрудников службы авиабезопасности (сейчас их 1 200 человек), говорит член совета директоров «Внуково» Виталий Ванцев (интервью с ним см. ниже). В 2010г. на эту службу было потрачено 520 млн руб., в 2011г. планируется увеличить расходы более чем на 78% - до 925 млн руб. (с учетом ввода нового терминала).

«Домодедово» рассчитает дополнительные расходы на безопасность после консультаций с правоохранительными органами, сказал представитель аэропорта. Его коллеги из аэропортов Петербурга, Екатеринбурга и Сочи оценить дополнительные траты затруднились. Главные расходы еще предстоят, переживает гендиректор «Базэл-аэро» (управляет сочинским аэропортом) Сергей Лихарев: аэропортам не только нужно усилить охрану, но и установить системы видеонаблюдения с выходом в ФСБ, а также программы для распознавания автомобильных номеров и опознания личностей.

Итак, аэропорты решают поставленные задачи силами собственных служб авиационной безопасности, что может быть и правильно.

А как обстоят дела на железнодорожном транспорте? Срочно усилить безопасность на железнодорожных вокзалах Медведев потребовал от президента РЖД Владимира Якунина в четверг, после инспекции Киевского вокзала. Не обнаружив на входах в здание вокзала рамок металлоискателей, а в залах ожидания - милиционеров, он оценил меры безопасности как неудовлетворительные. Якунин признал правоту Медведева, сообщила компания в пятницу. На следующий день после нагоняя президента замначальника дирекции железнодорожных вокзалов РЖД Владимир Еремин заявил, что в течение 2-3 ней металлоискатели будут установлены на всех вокзалах Москвы и Санкт-Петербурга, а до конца марта - и других городов России. Первые рамки РЖД установила уже в пятницу днем на Белорусском вокзале. С утра появились они и на Киевском вокзале, однако не использовались для досмотра пассажиров, сообщил «Интерфакс».

РЖД за свой счет привлекает ведомственную охрану и частные охранные предприятия, что обходится ей ежегодно в 11 млрд руб., говорит представитель компании. На оснащение железнодорожных объектов системами охраны в 2010г. было потрачено еще около 4,5 млрд руб., а возросшие требования безопасности потребуют модернизации уже установленных систем - это около 250-300 млн руб. ежегодно. Обеспечение вокзалов рамками-металлоискателями предусмотрено целевой программой транспортной безопасности, однако первые деньги на это поступили в компанию только в самом конце 2010г. Согласно тексту программы на оснащение техсредствами безопасности в 2010-2013гг. планируется потратить 6,1 млрд руб., из них 4 млрд руб. предоставит федеральный бюджет. Так, может быть, это и есть точка приложения сил частных охранных организаций? Вынужден огорчить читателей, скорее - нет, чем да. Почему? Потому, что РЖД уже давно в своей концепции безопасности определило, что стоимость услуг частной охраны всегда меньше стоимости ведомственной охраны и давно играет по своим правилам. Следует помнить, что ОАО РЖД отнесено к стратегическим акционерным организациям (указ Президента России 4 августа 2004г. №1009) и имеет право учреждать собственные частные охранные организации (постановление Правительства от 24 февраля 2010г. №82).

Что остается так сказать в сухом остатке? Не будем пока гадать, посмотрим дальше - на что ориентирует частный охранный и детективный бизнес первый заместитель министра внутренних дел.

Указав на необходимость наращивания совместных усилий органов правопорядка и частных структур в борьбе с преступностью и для повышения уровня общественной безопасности, Михаил Суходольский отметил, что есть несколько сдерживающих факторов, не позволяющих милиции передать часть своих функций негосударственным структурам.

- Обратите внимание, - сказал Михаил Суходольский, - частных охранных предприятий, имеющих длительную профессиональную историю, не так много. Гораздо чаще мы сталкиваемся с ситуацией, когда после каких-либо инцидентов или проверок, повлекших отзыв лицензии, просто происходит смена вывесок. (Но МВД лицензирует их и дает право на занятие охранной деятельностью. – Прим. автора).

- Действительно, милицейская статистика утверждает, что в прошлом году за различные нарушения прекращена работа 2,2 тысячи ЧОПов (однако судебной статистики по прекращению работы ЧОП нет, следовательно организации прекращают свою деятельность по различным причинам – прим.автора), а 60,9 тысячи частных охранников были лишены права на занятие этой деятельностью (вопрос достаточно спорный, так как лишить удостоверения частного охранника можно по 3 основаниям: неоднократное привлечение в течение года частного охранника к административной ответственности за совершение административных правонарушений, посягающих на институты государственной власти, административных правонарушений против порядка управления и административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность; возникновения обстоятельств, при которых гражданин не может претендовать на приобретение правового статуса частного охранника; окончания срока действия удостоверения частного охранника, добровольного отказа от такого удостоверения либо смерти гражданина, которому было выдано такое удостоверение – прим. автора).

Да и качество подготовки персонала ЧОПов нередко оставляет желать лучшего. За прошлый год только в сорока процентах случаев частная охрана сумела защитить вверенное ей имущество. Это - 334 эпизода. А всего таких нападений произошло 845. При этом семь охранников погибли, 32 человека получили ранения. Первый заместитель министра внутренних дел признает, что на 1 января 2011 года, 95% частных охранников подтвердили свою квалификацию по соответствующим разрядам и получили удостоверения. А принимали квалификационный экзамен у них комиссии МВД российских регионов. Где логика?

Впрочем, Михаил Суходольский подчеркнул, что ни в коей мере не пытается дискредитировать заслуги и важную роль профессионального охранно-сыскного сообщества. Тем более что сотрудничество частной охраны с милицией будет все больше возрастать. Ведь в ходе реформирования МВД, в том числе - оптимизации штатной численности, планируется сократить около 250 тысяч человек. Возможно, опыт и знания бывших милиционеров вполне могут быть востребованы в охранных структурах.

Известно, что уже три года по инициативе МВД разрабатывается проект нормативного акта, устанавливающего единые подходы и требования к обеспечению противокриминальной и антитеррористической защиты объектов и имущества с помощью технических средств.

Кстати, многие частные структуры, имеющие схожую технику, вошли в систему единой дислокации вместе с милицейскими патрулями и группами немедленного реагирования. Таких - 35 процентов. То есть 163 тысячи объектов охраняются ЧОПами, которые самым тесным образом сотрудничают с местной милицией. Частными охранниками за год задержано и передано в руки закона 239,8 тысячи самых разных правонарушителей, в том числе и подозреваемых в совершении тяжких преступлений.

Всего же в стране 641,3 тысячи частных охранников, которые обеспечивают безопасность 469,2 тысячи различных объектов.

Между тем в МВД предстоит масштабная переаттестация личного состава, в которой руководство ведомства намерено задействовать ресурс общественных советов. Статс-секретарь-заместитель министра внутренних дел России Сергей Булавин считает, что если речь идет о формировании партнерской модели взаимоотношений полиции и общества, то укреплять ее нужно уже сейчас.

Быть может, есть необходимость в рамках обсуждения тем взаимодействия поставить вопрос о частно-государственном партнерстве в правоохранительной деятельности, положения которого надо разработать и законодательно закрепить в ближайшее время.