При формировании тарифа на физическую охрану объектов или, иначе - «стоимость охраны», основными расходами, идущими на услуги, составляет заработная плата, выплачиваемая сотрудникам ЧОП. Налоговыми органами с 2007 года используется показатель «Заработная плата не ниже средней по отрасли». Однако это требование не основано ни на нормах трудового, ни на нормах налогового законодательства. А ведь кроме данного показателя есть еще федеральный и региональный минимальные размеры оплаты труда, а также федеральный и региональный прожиточные минимумы.
Согласно ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Минимальный размер оплаты труда установлен Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (далее - Закон N 82-ФЗ). Федеральным законом от 24.06.2008 N 91-ФЗ внесены изменения в названный Закон, в результате которых с 01.01.2009 минимальный размер оплаты труда равен 4330 руб. До этого МРОТ пересматривался в 2007 г.
Минимальный размер оплаты труда, применяемый для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности
Срок, с которого
|
Сумма минимального
|
с 1 января 2009 г. |
4330 |
с 1 сентября 2007 г. |
2300 |
Внимание! Согласно ст. 3 Закона N 82-ФЗ минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Применение МРОТ для других целей не допускается.
Та же статья гласит, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
То есть требование о размере заработной платы не ниже МРОТ прямо установлено ТК РФ. И несоблюдение данного требования будет являться нарушением трудового законодательства, за которое ст. 5.31 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 3000 до 5000 руб.
Статьей 133.1 ТК РФ предусмотрено, что в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ. Он может устанавливаться для сотрудников, работающих на территории соответствующего субъекта РФ, за исключением сотрудников организаций, финансируемых из федерального бюджета.
Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ. Он не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом.
Соглашение от 22 декабря 2009 года «О минимальной заработной плате в городе Москве на 2010 год между Правительством Москвы, Московским объединением профсоюзов и Московским объединением работодателей» предусмотрело двухэтапное повышение размера минимальной заработной платы в городе Москве. Установить размер минимальной заработной платы с 1 января 2010 года - 9500 рублей, с 1 мая 2010 года - 10100 рублей.
Прожиточный минимум
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (далее - Закон N 134-ФЗ) прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.
Постановление Правительства России от 28 сентября 2010 г. N 763 определило величину прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за II квартал 2010 г. на душу населения 5625 рублей, для трудоспособного населения - 6070 рублей, пенсионеров - 4475 рублей, детей - 5423 рубля.
Таким образом, показатель прожиточного минимума носит социальный характер и применяется для оценки уровня жизни населения, а также является важным ориентиром при установлении минимального размера оплаты труда. Норм, предполагающих его применение работодателями, нет ни в трудовом, ни в налоговом законодательстве.
CВОДНЫЕ ИТОГИ ЗА ЯНВАРЬ-ИЮНЬ 2010 ГОДА
http://moscow.gks.ru/public/release/Forms/Items.aspx
|
Абсолютные данные |
в % к соответствующему периоду предыдущего года |
| ||
|
июнь 2010
|
январь- июнь 2010
|
июнь 2010
|
январь- июнь 2010
|
Справочно: январь- июнь 2009 в % к январю-июню 2008
|
Начисленная средняя заработная плата одного работника9)
|
|
|
|
|
|
номинальная, рублей
|
37746,4
|
38122,9
|
113,0
|
113,3
|
112,0
|
реальная, %
|
х
|
х
|
105,1
|
104,9
|
99,4
|
|
|
|
|
|
|
9) По крупным, средним и малым предприятиям за май 2010 г.
Среднемесячная заработная плата работников предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности по данным, полученным по итогам обработки отчетов предприятий и организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, в январе - мае 2010 г. составила 44954 рубля и возросла по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 13%. Наиболее высокая заработная плата наблюдалась в организациях, осуществляющих финансовую деятельность - 89455 рублей, связи - 54064 рубля, оптовой и розничной торговли - 46361 рубль. Уровень среднемесячной заработной платы на предприятиях обрабатывающих производств составил 34478 рублей, в организациях, осуществляющих строительную деятельность - 36940 рублей, ведущих образовательную деятельность - 31999 рублей, здравоохранения и предоставления социальных услуг - 39290 рублей, научных исследований и разработок - 33703 рубля.
Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в г. Москве за I квартал 2010 г., установленная постановлением Правительства Москвы от 11.05.2010 г. № 381-ПП, составила 8267 рублей в месяц, для населения трудоспособного возраста - 9414 рублей, для детей - 7006 рублей, для пенсионеров - 5547 рублей.
В январе-марте 2010 г. средний уровень денежных доходов 10% населения с самыми высокими денежными доходами в 35,4 раза превышал средний уровень денежных доходов 10% населения с самыми низкими доходами.
Средняя заработная плата по отрасли
Этот показатель берет свое начало из положений Приказа ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок". Данным Приказом утверждены Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Так, в качестве одного из критериев приведена выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
Показатель среднемесячной заработной платы по отраслям отражает величину сложившейся в отрасли за определенный период заработной платы. При этом данные берутся в совокупности, без учета специфики деятельности конкретного предприятия. Причем ни один нормативный документ кроме Приказа ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ не содержит требования, чтобы размер заработной платы сотрудников конкретной организации соответствовал среднеотраслевому.
Среднемесячная заработная плата на одного работника на предприятиях, | ||
учреждениях и организациях по видам экономической деятельности | ||
|
Cреднемесячная заработная плата | |
декабрь 2005 - апрель 2006 года |
декабрь 2006 - апрель 2007 года | |
Всего |
27 778 | |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение |
18 092 |
23 511 |
образование |
12 559 |
17 039 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
15 485 |
20 303 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
16 760 |
22 077 |
Сегодня оплата труда лицензированного охранника в Москве и ближайшем Подмосковье, имеющего специальную подготовку, после уплаты налогов составляет 21 000 – 25 000 рублей за месяц (около 7-8 смен в месяц).
В данном случае говорится об оплате труда среднестатистического охранника, сотрудника охранного предприятия, который проживает в Москве или области (Подмосковье), имеющем постоянную регистрацию по месту своего проживания и, как минимум, прошедшему службу в вооружённых силах Российской Федерации.
В данном случае речь не идёт о специалистах с большим опытом работы в МВД, ФСБ, других силовых структурах, различных охранных структурах, ЧОП или агентствах охраны, возраст которых не превышает 40-45 лет. Эти сотрудники претендуют на более квалифицированную работу в сфере безопасности до 60 000 рублей.
Также руководителям охранных предприятий и охранникам не разрешается совмещать охранную деятельность с государственной службой либо выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях (ст. 11 Закона N 2487-1). Заработная плата в ЧОО является единственным доходом для частного охранника.
Таким образом, основными расходами, входящими в тариф на охранные услуги, главным образом составляет зарплата, которую получает сотрудник охранного агентства.
Дополнительно к затратной части формирования стоимости услуг ЧОП необходимо отнести:
1. Расходы на обучение сотрудника и повышение его квалификации;
2. Затраты на специальную форму, экипировку, специальные средства защиты, оружие, радио связь;
Вся форма сотрудников охраны используется только установленного образца. В обязательном порядке все виды формы и одежды проходят строгое согласование с в УОЛРР ГУ МВД г. Москвы.
3. Накладные расходы связанные с автотранспортом, круглосуточной дежурной службой, закрепленным за объектом менеджером службы охраны, контроль качества услуг и т.д
4. Налоговые отчисления (ФОТ, единый налог с дохода, страховка);
5. Дополнительные расходы и рентабельность.
Без такой статьи затрат, как рентабельность, ни один бизнес существовать в рыночных условиях не смогу бы и охранный бизнес в данном случае не исключение. К дополнительным расходам можно отнести, например, стоимость страхования профессиональной ответственности (мы заботимся о клиентах и страхуем свою ответственность перед ним на сумму эквивалентную 1 млн. долларов США), стоимость сертификата ISO 9001, или, например, лицензия ФСБ на допуск к секретной информации (имеем такую лицензию).
Частная охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
(в ред. Федерального закона от 22.12.2008 N 272-ФЗ). Охранной организации запрещено заниматься другими видами деятельности.
Протоколом N МВС-1-10 заседания межведомственного Совета по ценовой политике в строительстве при Правительстве Москвы от 21 января 2010 года установлены следующие расценки:
п.10.1 - стоимость одного одинарного круглосуточного поста (один сотрудник в сутки - без оружия) в течение месяца - 108525,69 руб. (без НДС);
- стоимость одного одинарного круглосуточного поста (один сотрудник в сутки - с оружием) в течение месяца - 128060,31 руб. (без НДС). Другие ценовые категории приведены в приложении.
Приложение 2 к Постановлению Правительства Москвы от 16 октября 2007 г. N 911-ПП
МЕТОДИКА
РАСЧЕТА ВЕЛИЧИНЫ СТОИМОСТИ ПОСТА ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ
ГОРОДА МОСКВЫ НА МЕСЯЦ
(в ред. постановления Правительства Москвы
от 29.12.2009 N 1463-ПП)
1 этап
Расчет затрат на оплату труда (ЗОТ)
ЗОТ = (Оклад / ТПМ + ПФ + ФСС + ТФОМС + ФФОМС),
где:
Оклад - заработная плата охранника;
ТПМ - величина текущего прожиточного минимума;
ПФ - страховые взносы в Пенсионный фонд;
ФСС - страховые взносы в фонд социального страхования;
ТФОМС - страховые взносы в территориальный Фонд обязательного медицинского страхования;
ФФОМС - страховые взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
2 этап
Расчет накладных расходов (НР)
НР = ЗОТ x 20%.
3 этап
Расчет прибыли (П)
П = (ЗОТ + НР) x 5%.
4 этап
Расчет величины стоимости поста с учетом НДС (18%)
и коэффициента инфляции (Кинф)
Сумма стоимости поста + ((ЗОТ + НР + П) + 18%) x Кинф.
Коэффициент инфляции указан в бюджете города Москвы на 2010 год.
Классификатор (прейскурант)
минимальной стоимости постов частной охраны на объектах
города Москвы
Вариант. Расчет стоимости круглосуточного поста охраны в соответствии с требованиями по среднеуровневой отраслевой зарплате с учетом изменения в налоговом законодательстве.
N
|
Статьи расходов |
Расчет |
Затраты на
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Собственная себестоимость: |
|
|
1. |
Оклад |
|
21500,00 |
2. |
Страховые взносы в Пенсионный фонд |
26% |
5590,00 |
3. |
Страховые взносы в Фонд социального
|
2,9% |
623,50 |
4. |
Страховые взносы в Федеральный фонд
|
2,1% |
451,50 |
5. |
Страховые взносы в территориальный фонд
|
3% |
695,00 |
6. |
Федеральное страхование от несчастных случаев |
0,2% |
43.00 |
|
Итого |
|
28903,00 |
7. |
Коэффициент сменности поста |
4,2 |
121392,60 |
8. |
Накладные расходы |
20% |
24236,52 |
9. |
Прибыль |
5% |
6059,13 |
|
Итого величина стоимости круглосуточного
|
|
151478,25 |
10. |
С учетом инфляции |
10% |
|
Примечание. По пунктам 2, 3, 4, 5 указаны проценты, утвержденные на 2011 год, в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", вступающего в силу с 1 января 2010 года, и ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации.