В период кризиса весьма актуальными становятся вопросы реорганизации и ликвидации юридических лиц. Учитывая, что ООО - самая распространенная в России организационно-правовая форма, условия и порядок ликвидации обществ с ограниченной ответственностью представляют особый интерес.

Реорганизация

Реорганизация общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО, общество) может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования (ст. 51 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"; далее - Закон N 14-ФЗ).
Общество обязано письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о реорганизации в течение 3 дней с момента принятия такого решения (п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ; далее - НК РФ).
Налоговый орган, получив уведомление о реорганизации, вправе назначить проверку общества независимо от времени проведения предыдущей проверки - за три предшествующих проверке календарных года деятельности общества.
Обеспечение прав кредиторов - один из основных вопросов правового регулирования ООО.
В соответствии со ст. 391 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) перевод долга на другое лицо возможен лишь с согласия кредитора. Обязанность письменно уведомить всех кредиторов о реорганизации возлагается на учредителей (участников) ООО или орган, принявший решение о реорганизации общества, т.е. практически на само общество (ст. 60 ГК РФ) - не позднее 30 дней с момента принятия решения о реорганизации.
Кроме того, сообщение о принятом решении должно быть опубликовано в печатном издании, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц (п. 6 ст. 15 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах").
Кредитор реорганизованного ООО вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является данное юридическое лицо, и возмещения убытков.
ФАС Московского округа в Постановлении от 11.07.2006, 04.07.2006 N КГ-А40/6046-06 пришел к выводу, что несоблюдение порядка реорганизации предприятий, а именно отсутствие уведомления кредиторов реорганизуемого предприятия о реорганизации и нарушение в связи с этим их прав и законных интересов, защита которых предусмотрена ст. 60 ГК РФ, является основанием для признания принятого регистрирующим органом решения о регистрации реорганизации незаконным.
ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 23.10.2007 N А29-7527/2006а отказал истцу в удовлетворении требования о признании недействительной государственной регистрации организации, отметив, что анализ ст. 51 Закона N 14-ФЗ свидетельствует о том, что гражданским законодательством не установлен запрет на осуществление регистрации до истечения 30-дневного срока для предъявления требований кредиторами к реорганизуемому лицу; таким образом, у налогового органа отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации организации.
ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 22.10.2007 N Ф04-7188/2007(39205-А75-15), проанализировав нормы ст. 51 Закона N 14-ФЗ, отказал налоговому органу в удовлетворении требования о признании недействительной государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации организации, указав, что доказательств наличия неправомерных действий регистрирующего органа при государственной регистрации юридического лица налоговый орган суду не представил.
В Постановлении от 19.03.2007 N Ф04-7348/2006(31792-А27-38) тот же суд отказал в удовлетворении требования кредитора-истца, основанного на нормах ст. ст. 51, 55 Закона N 14-ФЗ, о признании недействительной государственной регистрации организации при создании путем реорганизации организации, кредитором которой является истец, в форме выделения. При этом суд указал, что права кредитора при реорганизации не были нарушены.

Гарантии прав кредиторов

Гражданским законодательством гарантированы права кредиторов в случае реорганизации юридического лица (ст. 60 ГК РФ).
В частности, на учредителей (участников) или орган, которые приняли решение о реорганизации, возлагается обязанность письменно уведомить об этом всех кредиторов реорганизуемого юридического лица. Реальное значение этой обязанности состоит в том, что каждому из кредиторов принадлежит право потребовать прекращения обязательства, в котором реорганизованное юридическое лицо является должником.
Данные гарантии также заключаются в обязанности учредителя письменно извещать кредиторов о принятом решении о преобразовании. Кредиторы имеют право прекращения или досрочного исполнения обязательств, должником по которым является преобразуемое юридическое лицо, и возмещения убытков.
Согласно ст. 323 ГК РФ при солидарной обязанности должников кредитор вправе предъявить свои требования ко всем вновь созданным юридическим лицам или к любому из них в полном объеме, а тот, кто удовлетворит требование кредитора, вправе в порядке регресса взыскать с остальных вновь созданных юридических лиц уплаченную им сумму в равных долях, за исключением своей доли.

Правопреемство

При реорганизации возникает вопрос о правопреемстве, т.е. переходе прав и обязанностей на основании передаточного акта или разделительного баланса. Порядок такого перехода в зависимости от формы реорганизации юридического лица оговорен в ст. 58 ГК РФ.
При разделении или выделении нужно составить так называемый разделительный баланс.
При слиянии, присоединении или преобразовании необходимо составить передаточный акт.
Основные требования к названному документу приведены ст. 59 ГК РФ. Акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников.
К передаточному акту прилагаются документы, которые подтверждают наличие и оценку имущества и обязательств присоединяемых юридических лиц. К ним относят:
- заключительную бухгалтерскую отчетность присоединяющихся организаций. В соответствии с ней определяют состав имущества и обязательств реорганизуемой организации, а также их оценку на последнюю отчетную дату;
- акты (описи) инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемой организации, которую проводят перед оформлением передаточного акта;
- первичные документы по материальным ценностям (акты или накладные приемки-передачи основных средств, материально-производственных запасов и др.), перечни (описи) имущества, которое должно быть передано (принято) при реорганизации;
- расшифровки (описи) кредиторской и дебиторской задолженностей. В них должна быть информация о том, что дебиторы и кредиторы письменно уведомлены о переходе имущества и обязательств по договорам к правопреемнику, а также собраны данные по расчетам с бюджетом и государственными внебюджетными фондами.
У передаточного акта (разделительного баланса) нет определенной формы, поэтому он должен отвечать требованиям ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Рассмотрим конкретные формы реорганизации ООО.

Слияние

Согласно ст. 52 Закона N 14-ФЗ слиянием обществ признается создание нового общества с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ и прекращением последних. Данная норма базируется на положениях ст. ст. 57 - 59, 92 ГК РФ, но при этом существенно конкретизирует их и устанавливает новые правила.
При слиянии обществ все права и обязанности каждого общества, участвовавшего в слиянии, переходят к ООО, которое возникает в результате слияния. Общества, участвовавшие в слиянии, прекращают свое существование в качестве юридических лиц.
В результате слияния возникает новое общество с ограниченной ответственностью, подлежащее государственной регистрации. Факт государственной регистрации такого общества влечет возникновение нового ООО в качестве юридического лица, и с этого момента к нему переходят права и обязанности всех обществ, участвовавших в слиянии.
В случаях, указанных в ст. 27 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), слияние обществ производится с предварительного согласия антимонопольного органа.
В гл. 5 Закона N 14-ФЗ идет речь о случаях добровольной реорганизации ООО. В соответствии со ст. 57 ГК РФ возможно выделение общества по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. В частности, в ст. 38 Закона N 135-ФЗ установлены основания и порядок принудительного выделения коммерческих организаций.
Общее собрание участников каждого общества, участвующего в реорганизации в форме слияния, принимает решение о такой реорганизации, об утверждении договора о слиянии и устава общества, создаваемого в результате слияния, а также об утверждении передаточного акта (п. 2 ст. 52 Закона N 14-ФЗ). Таким образом, в повестку дня общего собрания каждого из обществ, участвующих в слиянии, в обязательном порядке включаются как минимум все перечисленные выше вопросы.
Нововведения с 1 июля 2009 г. Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 312-ФЗ) положения п. 3 ст. 52 Закона N 14-ФЗ изложены в новой редакции.
............................
Вступил в силу с 1 июля 2009 г.

Если ранее было установлено, что договор о слиянии является наряду с уставом учредительным документом нового общества, создаваемого в результате слияния, и должен соответствовать требованиям к учредительному договору, то теперь эти положения из п. 3 ст. 52 Закона N 14-ФЗ исключены.
ФАС Уральского округа в Постановлении от 15.03.2006 N Ф09-598/06-С4 пришел к выводу, что решение общества, подписанное ответчиком, не имеет юридической силы, поскольку на момент подписания договора о слиянии он не являлся учредителем ООО, т.е. не имел полномочий принимать решение о реорганизации общества.

Присоединение

Различие между такими способами реорганизации, как слияние (ст. 52 Закона N 14-ФЗ) и присоединение (ст. 53 Закона N 14-ФЗ), состоит в том, что при реорганизации в форме слияния все общества, участвующие в слиянии, прекращают свое существование, возникает совершенно новое общество. При реорганизации в форме присоединения одно из обществ, к которому будут присоединены остальные общества, сохранится, а присоединившиеся общества свое существование прекратят.
Государственной регистрации в данном случае подлежит не общество, к которому осуществлялось присоединение, а изменения и дополнения к его учредительным документам.
Указанная регистрация производится по правилам гл. VI Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации).
Общество, к которому осуществлялось присоединение, считается реорганизованным не с момента государственной регистрации (как это имеет место при других формах реорганизации), а с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о прекращении деятельности присоединенного (присоединенных) общества (обществ).
Если к обществу присоединяется не одно, а два или более общества, моментом завершения реорганизации общества, к которому осуществлялось присоединение, считается момент внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных обществ. Присоединившиеся общества (общество) с этого момента прекращают свое существование.
Нововведения с 1 июля 2009 г. Закон N 312-ФЗ устанавливает, что совместное общее собрание участников обществ, участвующих в присоединении, вносит в устав общества, к которому они присоединяются, не только изменения, связанные с изменением состава участников общества, определением размеров их долей, а также иные изменения, предусмотренные договором о присоединении. В упрощенной новой редакции п. 3 ст. 53 Закона N 14-ФЗ указано на обязанность совместного общего собрания вносить изменения согласно договору о присоединении.
Также Законом N 312-ФЗ в ст. 53 Закона N 14-ФЗ введен новый п. 3.1, устанавливающий перечень долей, которые подлежат погашению при присоединении общества. Отсутствие подобной нормы в ранее действовавшей редакции Закона N 14-ФЗ порождало правовую неопределенность.

Разделение

Порядок и условия разделения ООО (ст. 54 Закона N 14-ФЗ) определяются решением общего собрания участников общества, в том числе и порядок конвертации долей в акции вновь создаваемых акционерных обществ. При этом может быть оговорено перераспределение между участниками долей.
Нововведения с 1 июля 2009 г. В связи с тем что Законом N 312-ФЗ учредительный договор исключен из состава учредительных документов ООО, из п. 3 ст. 54 Закона N 14-ФЗ исключено положение о том, что участники каждого общества, создаваемого в результате разделения, подписывают учредительный договор.

Выделение

При реорганизации в форме выделения (ст. 55 Закона N 14-ФЗ) вновь создается одно или более ООО, причем реорганизованное общество продолжает действовать в качестве юридического лица.
При выделении передаются не все, а только часть прав и обязанностей реорганизуемого общества. Определенные права и обязанности сохраняются за обществом, реорганизуемым в данной форме.
Государственной регистрации при выделении общества (обществ) подлежит вновь созданное в результате выделения общество (общества).
В устав общества, из которого выделились одно или несколько новых обществ, вносятся изменения, предусмотренные в решении о выделении (например, об изменении размера уставного капитала и др.). Эти изменения подлежат государственной регистрации.
Нововведения с 1 июля 2009 г. Поскольку Законом N 312-ФЗ учредительный договор исключен из состава учредительных документов ООО, из п. 2 ст. 55 Закона N 14-ФЗ исключено положение о том, что участники выделяемого общества подписывают учредительный договор.
ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 23.03.2006 N А11-7739/2005-К2-24/381 рассмотрел ситуацию, в которой разделительный баланс был принят в нарушение п. 2 ст. 55 Закона N 14-ФЗ, т.е. не утвержден общим собранием участников и составлен после завершения реорганизации. Суд пришел к выводу, что такой баланс не может быть принят в качестве доказательства в рассматриваемом споре.
В Постановлении от 07.05.2007 N А38-1670-14/141-2006 тот же суд, руководствуясь нормами ст. ст. 51, 55 Закона N 14-ФЗ, отказал истцу в удовлетворении требования о взыскании с ответчика неосновательного обогащения и убытков, а также процентов за пользование чужими денежными средствами. При этом суд указал, что нет оснований для удовлетворения требования, так как истец не представил доказательств причинения ему убытков.

Преобразование

К числу практически важных проблем правового статуса коммерческих организаций вообще и ООО в частности в настоящее время относятся вопросы, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией этих юридических лиц.
Нынешняя коммерческая практика, ссылаясь на необходимость "диверсификации бизнеса" в рыночных условиях, выступает за максимальное упрощение соответствующих правил, ускорение предусмотренных ими процедур (создание и ликвидация юридического лица "за 1 день") и расширение возможностей (например, преобразование любых видов коммерческих организаций в любые виды некоммерческих организаций и т.п.). Между тем очевидны таящиеся здесь для кредиторов и экономически слабых участников оборота (прежде всего отдельных граждан) опасности и возможности злоупотреблений.
Учитывая такие особенности, становятся понятными изменения, внесенные Законом N 312-ФЗ в порядок преобразования ООО (ст. 56 Закона N 14-ФЗ).
Преобразование - это одна из форм реорганизации ООО (п. 1 ст. 57 ГК РФ).
Пунктом 2 ст. 92 ГК РФ (в редакции, действовавшей до 1 июля 2009 г.) было закреплено, что ООО вправе преобразоваться в акционерное общество или в производственный кооператив.
Ранее общество могло преобразоваться в акционерное общество, общество с дополнительной ответственностью или производственный кооператив (п. 1 ст. 56 Закона N 14-ФЗ).
Теперь согласно п. 2 ст. 92 ГК РФ ООО вправе преобразоваться в хозяйственное общество другого вида, хозяйственное товарищество или производственный кооператив. Аналогичные изменения внесены и в п. 1 ст. 56 Закона N 14-ФЗ.
Таким образом, преобразование ООО в полное товарищество:
- до 01.07.2009 - не допускается;
- с 01.07.2009 - допускается.
Следует отметить, что как до 01.07.2009, так и после указанной даты преобразование ООО в государственное или муниципальное унитарное предприятие не допускается.

Ликвидация

Сущность ликвидации по смыслу ст. 61 ГК РФ состоит в прекращении юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Ликвидация может быть добровольной или принудительной.
Процедура добровольной ликвидации (ст. 57 Закона N 14-ФЗ) состоит из следующих этапов:
- участники общества принимают решение о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии;
- комиссия ведет деятельность по ликвидации (публикует в печатных изданиях объявления о ликвидации, выявляет кредиторов и получает дебиторскую задолженность, проводит инвентаризации и составляет промежуточный ликвидационный баланс, удовлетворяет требования выявленных кредиторов, составляет окончательный ликвидационный баланс и распределяет оставшееся имущество компании между участниками);
- в ЕГРЮЛ вносятся записи о прекращении юридического лица.
Принудительная ликвидация проводится по решению суда в случаях, если:
- при создании ООО были допущены грубые нарушения закона и эти нарушения носят неустранимый характер;
- деятельность ООО осуществляется без лицензии с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
- деятельность ООО запрещена законодательством Российской Федерации;
- общественная, религиозная организация (объединение), благотворительный или иной фонд систематически осуществляют деятельность, противоречащую их уставным целям, и т.д.
Положения ст. ст. 62 и 63 ГК РФ фактически определяют порядок действий по ликвидации организации.
На основании п. 1 ст. 62 ГК РФ участники прежде всего должны сообщить о начале ликвидации в уполномоченный государственный орган (ФНС России с 01.07.2002 вносит записи о создании, реорганизации и ликвидации компаний в ЕГРЮЛ).
Сообщение в государственный орган о начале ликвидации производится по форме N Р15001 (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439). Порядок заполнения формы приведен в Методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица (утв. Приказом ФНС России от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@).
Известить соответствующий орган участники ООО должны в течение 3 дней с момента принятия решения о ликвидации.
Решив ликвидировать ООО, его участники должны назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора). О создании такой комиссии также нужно уведомить регистрирующий орган (по форме N Р15002).
Как только ликвидационная комиссия назначена, к ней переходят полномочия по управлению делами организации, в том числе выступление в суде от имени ликвидируемой организации (п. 3 ст. 62 ГК РФ).
Далее применяются правила, установленные ст. 63 ГК РФ.
В первую очередь ликвидационная комиссия должна опубликовать объявление о ликвидации в журнале. В объявлении необходимо сообщить не только о факте ликвидации фирмы, но и о времени, в течение которого кредиторы могут предъявить свои требования к обществу с ограниченной ответственностью. Этот срок не может быть меньше двух месяцев с момента публикации.
Особое внимание надо обратить на выбранное издание, в нем должны публиковаться данные о государственной регистрации юридического лица.
После того как объявление о ликвидации размещено, ликвидационная комиссия проводит инвентаризацию имущества ООО и ее обязательств. В это время комиссия выявляет всех кредиторов общества и письменно извещает их о том, что общество находится в стадии ликвидации.
Не следует забывать и об интересах собственников: ликвидационная комиссия должна приложить все усилия для получения дебиторской задолженности.
По истечении срока, в течение которого кредиторы могут предъявлять свои требования, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. В нем должны содержаться сведения о составе имущества фирмы и перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Баланс утверждают участники ООО, а далее он представляется в регистрирующий орган вместе с уведомлением по форме N Р15003.
Очередность выполнения требований кредиторов приведена в п. 1 ст. 64 ГК РФ:
1) удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;
2) производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
3) производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
4) производятся расчеты с другими кредиторами.
Девятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 06.02.2007, 13.02.2007 N 09АП-199/07-ГК удовлетворил требование истца о признании недействительным решения общего собрания участников организации о реорганизации, указав, что с учетом положений ст. 57 Закона N 14-ФЗ решение о ликвидации общества принимается на общем собрании участников ООО, а в данном случае истец, являясь участником ООО, участие в общем собрании не принимал.

Ликвидационный баланс

Ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс после завершения расчетов с кредиторами, однако, если баланс не позволяет сделать вывод о том, что все расчеты с кредиторами завершены, требования общества к регистрирующему органу о выдаче свидетельства о ликвидации юридического лица в связи с внесением записи в ЕГРЮЛ о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица не будут удовлетворены (п. 5 ст. 63 ГК РФ).

Пример. Суть дела. Участником ООО было принято решение о его ликвидации. В связи с этим в ЕГРЮЛ была внесена запись о принятии решения о ликвидации и в периодическом печатном издании было размещено объявление о ликвидации.
Налоговым органом ООО было направлено требование об уплате налога и приняты меры по взысканию сумм налогов и пеней в бесспорном порядке.
Решением участника ООО был утвержден ликвидационный баланс.
Регистрирующий орган принял решение отказать в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией на основании пп. "а" п. 1 ст. 23 Закона о регистрации, по которому отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных законом необходимых для государственной регистрации документов. Представленный в регистрирующий орган ликвидационный баланс не подтверждает завершение всех расчетов с кредиторами, так как имеются сведения об отсутствии удовлетворения требований по обязательным платежам в бюджет.
ООО обратилось в арбитражный суд с заявлением к регистрирующему органу о признании недействительным его решения об отказе в государственной регистрации и обязании выдать свидетельство о ликвидации юридического лица в связи с внесением записи в ЕГРЮЛ о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица.
Позиция суда. Согласно ст. 1 Закона о регистрации законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из ГК РФ, названного Закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В силу ст. 21 Закона о регистрации при ликвидации юридического лица в регистрирующий орган для государственной регистрации представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; б) ликвидационный баланс; в) документ об уплате госпошлины.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица (п. п. 1 и 2 ст. 63 ГК РФ).
На основании п. 5 ст. 63 ГК РФ ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, после завершения расчетов с кредиторами. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
В силу ст. 57 Конституции РФ и ст. 45 НК РФ налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов. Данная обязанность согласно пп. 4 п. 3 ст. 44 НК РФ прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетом (внебюджетными фондами) в соответствии со ст. 49 НК РФ.
В этой связи, поскольку ликвидируемое юридическое лицо не выполнило всех обязательств по удовлетворению требований кредиторов, суд отказал в удовлетворении требований. (По материалам Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 09.01.2008 N Ф08-8532/07.)

При рассмотрении данного дела суд также указал на то, что кредиторы, в том числе и налоговый орган, обязаны соблюдать установленный законом порядок предъявления требований.
Срок заявления требований кредиторами определяется ликвидационной комиссией и не может быть менее двух месяцев (п. 1 ст. 63 ГК РФ).
Пункты 2 и 5 ст. 63 ГК РФ предусматривают последовательное составление двух ликвидационных балансов - промежуточного и окончательного. Промежуточный баланс отражает состояние дел и имущества ликвидируемого юридического лица на момент принятия решения о ликвидации и консолидирует данные, на базе которых ликвидационная комиссия проводит расчеты с кредиторами и заявляет претензии и иски к должникам. Кредиторы ликвидируемого юридического лица вправе предъявлять к нему требования, не учтенные в промежуточном ликвидационном балансе, а должники могут оспаривать предъявленные к ним; споры решаются в судебном порядке.
Достоверность сведений, указанных в ликвидационном балансе, чрезвычайно важна, так как эта информация отражает имущественное и финансовое положение юридического лица после завершения расчетов с кредиторами.
Ликвидационный баланс и приложения к нему содержат сведения об итогах деятельности ликвидационной комиссии, в том числе о взыскании и реализации имущества юридического лица, об удовлетворенных и неудовлетворенных требованиях кредиторов, об имуществе юридического лица, списанном на убытки вследствие невозможности его взыскания.
Таким образом, игнорирование ликвидируемыми юридическими лицами отдельных требований кредиторов при составлении ликвидационного баланса неправомерно.
Например, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 29.11.2007 N А65-6715/2007-СА2-8 суд отказал в удовлетворении требования к регистрирующему органу, поскольку у ликвидируемого юридического лица имелись не приведенные им в промежуточном ликвидационном балансе недоимки по налогам. Поэтому суд пришел к выводу о недостоверности ликвидационного баланса.
Удовлетворяя требования о признании незаконным отказа регистрирующего органа в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с непредставлением заявителем уведомления кредиторов, ФАС Центрального округа в Постановлении от 18.09.2007 N А14-492/2007/11/24 учел положения ст. 51 Закона N 14-ФЗ, ст. 57 ГК РФ, ст. 17 Закона о регистрации и исходил из того, что все необходимые для государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица документы при обращении с заявлением в регистрирующий орган заявителем были представлены.

Распределение имущества

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (п. 5 ст. 63 ГК РФ). В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Ликвидационный баланс, составляемый после удовлетворения требований кредиторов, утверждается участниками ООО. Данный баланс является последним за время существования ликвидируемого общества, и в нем фактически содержится информация об имуществе общества до расчетов с учредителями.
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица (п. 7 ст. 63 ГК РФ).
Таким образом, имущество, оставшееся после погашения долгов, передается участникам общества.
В первую очередь на основании ст. 58 Закона N 14-ФЗ между собственниками распределяется невыплаченная часть прибыли, а затем и все оставшееся имущество организации пропорционально долям в уставном капитале.
После распределения имущества между собственниками ООО должно закрыть все свои счета в банках.

Завершение ликвидации

Для завершения процедуры ликвидации в регистрирующий орган представляются следующие документы:
- заявление по форме N Р16001, подпись руководителя ликвидационной комиссии или ликвидатора в заявлении должна быть заверена нотариусом;
- ликвидационный баланс;
- квитанция об уплате госпошлины.
Государственная пошлина должна быть заплачена от имени лица, указанного в форме N Р16001 в качестве заявителя.
Помимо перечисленных документов, на практике регистрирующий орган вправе также требовать номер и название журнала с объявлением о ликвидации.
Ликвидация ООО считается завершенной, а общество - прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Ю.М.Лермонтов, консультант Минфина России
"Налоговое планирование", 2009, N 3