Это специальная работа с людьми внутри компании носит упредительный характер по отношению к разнообразным потенциальным угрозам. Эта работа должна проходить с применением специальных методов получения оперативно значимой информации от лояльных сотрудников компании. Такая методика давно используется в работе различных специальных служб государства и доказала свою эффективность в практике контрразведки и борьбы с различными угрозами.
В зависимости от уровня профессионализма сотрудника, отвечающего за безопасность, эта защитная деятельность может иметь разные степени охвата и характер и, как следствие, разный уровень эффективности.
Руководитель организации (хозяин предприятия) и сам в состоянии (в определенной степени) проводить такую работу, создавая доверительные отношения с некоторыми сотрудниками и используя их в дальнейшем в целях получения сигнальной информации о проводящейся или только возникающей негативной деятельности некоторых должностных или приближенных к ним лиц. Такой сигнал дальше проверяется с использованием того же человеческого ресурса и, возможно, специальной техники. В дальнейшем создается полное представление об угрозе и разрабатывается план по ее локализации и ликвидации.
Но среди профессионалов давно известно, что никакая техника не даст столько своевременной и достоверной информации, сколько заинтересованный человек. Предотвратить проблему или расследовать происшествие гораздо эффективнее с использованием доверенных лиц. А их доверие и заинтересованность в том, что они с вами сотрудничают, должны поддерживаться на достаточно высоком уровне. В этом и есть мастерство внутренней оперативной работы с сотрудниками.
Внешняя оперативная работа с источниками с целью предотвращения угроз экономической безопасности предприятия
Данная деятельность проводится во внешней среде и в контакте с различными людьми из разных сфер деятельности. Заключается эта работа в сборе и проверке информации, которая связана с тем или иным проектом компании, возникшими проблемами, налаживанием новых деловых связей, появлением новых сотрудников и т.д. Основными задачами этой оперативной работы могут являться:
- сбор информации о новых партнерах на предмет их порядочности и обязательности;
- проверка контрагентов;
- проверка клиентов на предмет негативного прошлого;
- получение достоверной информации о кандидатах на работу или новых сотрудниках с предыдущих мест работы;
- добывание своевременной и попутной информации о негативных планах, действиях нечестных на руку сотрудников правоохранительных органов и чиновников (к сожалению, и такая угроза существует в нашей реальной действительности);
- получение заблаговременной информации об угрозах криминального характера.
Естественно, что все эти задачи подчинены одной-единственной, но основной для хозяина бизнеса цели – обеспечению безопасности его предприятия, а для этого нельзя пренебрегать никакими законными методами и средствами.
Внешняя оперативная работа строится на поиске и поддержании на связи источников информации, доверенных лиц в различных сферах деятельности. Работа с этими людьми должна строиться на доверительных, уважительных отношениях, иногда носящих и материальную заинтересованность. Все это, конечно, зависит от индивидуального опыта и мастерства специалиста, ответственного за эту деятельность.
Оперативно-техническая работа в интересах обеспечения безопасности
Современные технологии позволяют руководителю или учредителю предприятия осуществлять достаточно качественный контроль профессиональной деятельности своих сотрудников. Главное, чтобы этот так называемый оперативно-технический контроль проходил в рамках существующего правового поля.
В связи с этим при поступлении на работу нового сотрудника рекомендуется подписать с ним «письменное согласие» на то, что его разговоры по рабочему телефону, работа на персональном компьютере, переписка по сети может технически контролироваться специально выделенными сотрудниками. Как правило, сотрудники без лишних разговоров подписывают такую бумагу, и тогда руководитель вполне законно может использовать технические ресурсы разного характера действия, имеющиеся в настоящее время в свободной продаже.
Основные направления этого контроля:
- контроль и фиксация рабочих телефонных переговоров посредством специального программного обеспечения, позволяющего хранить и систематизировать в памяти большое количество информации;
- контроль электронной переписки по сети средствами специального программного обеспечения;
- визуальный контроль монитора персонального компьютера сотрудника (что сотрудник делает в настоящее время на рабочем столе);
- контроль посещаемости интернет-сайтов посредством специальной программы;
- видеонаблюдение;
- радиоконтроль.
Технический контроль может быть организован как выборочный или как постоянный по отношению к отдельному сотруднику или ко всем сразу. Это зависит от объема стоящих задач, степени угрозы, имеющихся человеческих ресурсов и наличия конкретной «сигнальной» информации о негативной деятельности конкретного лица. Руководитель сам определяет степень и масштаб оперативно-технического контроля на предприятии.
Торгашов Андрей Юрьевич, заместитель генерального директора по безопасности инвестиционного холдинга ФИНАМ, председатель Совета Клуба безопасности «ЗАЩИТА» http://www.ruszashita.ru/