Заранее прошу извинить
меня за стилистические ошибки,
я не журналист – я охранник,
последнее время (более 7 лет)
заместитель директора охранного предприятия.

В последнее время многие специалисты в области обеспечения безопасности отмечают спад охранной деятельности. Некоторые винят в этом демпинг. Действительно, практически все новоиспеченные охранные фирмы предлагают свои услуги за бесценок. Единственная ли это причина, по которой все больше заказчиков обращаются в МВД и ОВО или нанимают частников, обычных граждан для выполнения охранных мероприятий, лично, без использования официального представительства?

Вспомните себя, сколько раз в разговоре с заказчиками мы намеренно используем большое количество непонятных терминов, дабы, сказав много, ничего не сказать, что-то пообещав, не дать никаких гарантий. Насколько размыто зачастую выглядят обязанности, которые мы на себя принимаем, как часто мы не называем вещи своими именами. Вспомним, что мы беремся охранять общественный порядок. А кто-нибудь может дать определение этому самому общественному порядку? Кто сможет дать определение охранной деятельности, отвечающей всем требованиям?

Такое положение дел настораживает, поскольку оно приравнивает профессию охранника и специалиста по созданию систем безопасности к шулерам и «наперсточникам», тем самым отваживая от нас клиентов.

Вы никогда не задумывались, наши уважаемые заказчики, о том, что и как мы охраняем? А какие способы мы при этом используем, чего можем этим добиться, что можем гарантировать?

В недавней беседе с одним из заказчиков по типовому договору наконец-то услышал то, что должно было прозвучать лет пять назад.

Задумаемся!! Цитирую договор: «…сотрудники охраны обязаны соответствующим образом среагировать на сигналы охранно-пожарной сигнализации….» Не правда ли емко?! В свое время к договору по охране прикладывалась утвержденная заказчиком инструкция по охране объекта. После того как в одной из них была обнаружена фраза: «…охранник обязан ценой своей жизни защищать вверенное ему имущество», простите, но показывать такое заказчику - более чем смешно.

Вопрос заказчика: «Соответствующим образом» – это достаточно просто вздрогнуть или необходимо произвести какие-то действия?»

Ответ менеджера: «Конечно, действия типовые, наши сотрудники проходят специальную подготовку и знают, что делать».

Как преподаватель на курсах подготовки частного охранника (кроме того, более 10 лет выставляя на пост сотрудников охраны), могу с уверенностью сообщить, что специалист, который действительно знает, что делать, – один на сотню, а вот который умеет – один на пару сотен действующих охранников.

Неужели все так откровенно плохо! Нет, все гораздо хуже.

Может решение тогда в привлечении для охраны стационарных объектов сотрудников милиции? Чуть дороже (примерно в два раза), но наверно более чем окупаемо?

И снова вряд ли. Люди-то везде одни и те же, а статус милиционера оказывает негативное влияние на соответствующее выполнение возложенных обязанностей – сотрудник расслабляется, совершает ошибки.

Может в таком случае перенять зарубежный опыт: в случае нештатной ситуации охранник обязан сообщить в милицию и ждать помощи? И кто же в России за это будет платить? И через сколько мы дождемся этой самой помощи?

Описать проблему хорошо, но мало.

Многие, в том числе и автор данной статьи, видят возможное решение проблемы в том, чтобы сделать обучение охранников многоступенчатым – каскадным. Охранникам должны присваивать определенные разряды, квалификации. Таким образом можно будет подготовить тех специалистов, которые действительно будут знать, что делать в случае сработки ОПС, возникновения конфликтной или нештатной ситуации на охраняемом объекте и т.п. Но эти изменения нельзя сделать за один день, месяц, год. К этому надо идти, и я думаю, что все настоящие специалисты в области обеспечения безопасности поддержат меня в этом.

На настоящий момент важно понять, что такое охрана, обосновать наши мероприятия в глазах заказчиков.

Можно было бы привести массу определений, каждое из которых несет свою кроху истины, но нужно ли?

С одной стороны, охрана – это деятельность, с другой - структурное подразделение, осуществляющее многие, но не все функции в области обеспечения безопасности.

Насколько гарантированно может частная охрана или государственная структура защитить что бы то ни было? Все зависит от степени желания злоумышленника, его настроя и его ресурсной базы. А разве нет? Стреляют же президентов и уничтожают военные объекты, охраняемые элитными подразделениями.

На мой взгляд, проще понять смысл слова «охрана» как вид деятельности, указав на ее основную цель.

Охрана – это деятельность, направленная на создание условий, благоприятствующих нормальной жизнедеятельности объекта, на который она направлена, и только в области компетенции своих исполнителей. Создаваемые условия должны соответствующим образом не допускать нанесение ущерба охраняемому объекту, жизни и здоровью охраняемых граждан от противоправных посягательств, минимизировать получаемый ущерб.

Вряд ли это определение окончательное и полностью верное. Автор статьи готов обсудить его с любым оппонентом!

Исходя из такого подхода к охранной деятельности можно получить интересную схему:

Стоимость охраняемого имущества

Стоимость мер и мероприятий, направленных на создание достаточных условий сохранности

Возможная выгода от совершения противоправных действий в отношении объекта охраны

Стоимость противоправных действий

Все части данной схемы определенным образом соотносятся друг с другом при использовании определенного коэффициента. Для создания достойной системы мероприятий по безопасности необходимо уравновесить все части данной схемы. Образно говоря, найти, как относится каждая часть к остальным в единицах веса, создать своеобразные весы, где точкой равновесия будет пересечение всех ее частей.

Рискология предлагает множество формул, чтобы вычислить степени защищенности охраняемого объекта, весь вопрос только в том, откуда брать значения частей уравнений, как оценивать полученное число. Говоря про рискологию, можно привести один практический пример: еще в 1937 году математики создали теорию – вероятность наступления неблагоприятного события (или что-то в этом роде). Используя ее, действительно можно рассчитать вероятность получения ущерба (риск). Вся беда в том, что для этого надо учесть слишком много неизвестных. Для расчета вероятности получения ущерба для самого простого объекта охраны потребуется время, по истечении которого сами расчеты уже устареют.

На что же мы можем влиять для обеспечения соответствующей безопасности объекта охраны?

Если быть достаточно откровенным с самим собой, то понятно:

наша задача – превратить противоправное посягательство на охраняемые ценности делом нерентабельным, невыгодным, слишком рискованным и тем самым предотвратить его.

Может быть, стоит откровенно сказать об этом заказчику. Попытаться добиться понимания, что многие функции по обеспечению соответствующей охраны собственности и здоровья сотрудников - общая цель. Несмотря на пункты договоров, мы не столько исполнители и заказчики – мы соратники. Самый большой интерес по защите своей собственности у собственнику имущества, именно руководителю доверяют свою безопасность его сотрудники. В свою очередь собственник делегирует часть своих возможностей и обязанностей охранной структуре. Специалисты безопасности должны помочь собственнику создать необходимые условия безопасности, взяв на себя часть обязанностей.

В заключение хотелось бы напомнить и подвести промежуточный итог. Мне кажется, что для решения многих наших проблем необходимо:

I. Разработать и принять достойные и соответствующие термины и их толкование.

II. Пересмотреть подготовку сотрудников охраны с единой на многоступенчатую с присвоением квалификации.

III. Чтобы сегодня начать менять хоть что-то, необходимо пересмотреть взаимоотношения с заказчиком, откровенно говорить, что мы делаем и для чего, какова наша цель и как мы ее добиваемся.

С удовольствием обсудил бы это в виде переписки или на различных форумах. Интернет-ресурс, создаваемый нашей командой, находится пока в разработке, его адрес будет сообщен дополнительно.

Жду вашего мнения!