У каждого найдется «веревочка»,
за которую можно дергать.
Илья Шевелев
Данной статьей мы, уважаемый читатель, продолжаем цикл статей по теме экономической безопасности негосударственных предприятий безопасности. Данную тему мы совместно с редакцией медиапортала «Хранитель» планировали давно, а разразившийся мировой финансовый кризис лишь показал актуальность и своевременность данной темы.
Сегодня многими признается факт того, что сфера безопасного существования в нынешний транзитивный период настолько сократилась, что оказывает дестабилизирующее воздействие на функционирование хозяйствующих субъектов и не дает возможности преодолеть в короткие сроки кризисный период. Как свидетельствует мировой опыт, в период кризиса поведение хозяйствующих субъектов, а в их число входят и НПБ, подчиняется определенным закономерностям; правда, в нашей стране выработанные зарубежной практикой подходы подвергаются сильному воздействию специфических факторов, характерных для российской действительности. В качестве характерного примера следует упомянуть кризис 1998 года, который, так же как и сегодня, помимо макроэкономических последствий, привел к резкому снижению инвестиционной привлекательности первичных хозяйствующих звеньев, существенному удорожанию кредитных ресурсов, а в конечном итоге - к разбалансированности всей цепочки воспроизводства. Пострадали от кризиса хорошо работающие и стабильные предприятия и фирмы.
В настоящее время для руководителя НПБ на первый план выходят вопросы, связанные с выявлением неблагоприятных тенденций развития предприятия и его финансовым состоянием.
К ним относятся:
· повторяющиеся существенные потери в основной производственной деятельности;
· превышение некоторого критического уровня просроченной кредиторской задолженности;
· устойчиво низкие значения коэффициентов ликвидности;
· хроническая нехватка оборотных средств;
· устойчиво увеличивающаяся до опасных пределов доля заемных средств;
· неправильная реинвестиционная политика;
· превышение размеров заемных средств над установленными лимитами;
· хроническое невыполнение обязательств перед инвесторами, кредиторами и т.д. (в отношении своевременности возврата кредитов, выплаты процентов и т.п.);
· высокий удельный вес просроченной дебиторской задолженности;
· ухудшение отношений с учреждениями банковской системы;
· использование (вынужденное) новых источников финансовых ресурсов на относительно невыгодных условиях;
· потенциальные потери долгосрочных договоров и контрактов;
· неблагоприятные изменения в портфеле заказов;
· недостаточная диверсификация деятельности предприятия, т.е. чрезмерная зависимость финансовых результатов от какого-то одного конкретного проекта, контрагента, вида активов и др.;
· излишняя ставка на прогнозируемую успешность и прибыльность нового проекта (договора);
· участие предприятия в судебных разбирательствах с непредсказуемым исходом;
· потеря ключевых контрагентов;
· неэффективные долгосрочные соглашения.
Неблагоприятные текущие значения или складывающаяся динамика данных критериев и показателей, изменения которых свидетельствует о возможных в обозримом будущем значительных финансовых затруднениях, финансовой неустойчивости. При такой ситуации начинаются трудности с наличными и безналичными средствами, разбалансированность дебиторской и кредиторской задолженностей и соответственно резкие изменения в структуре баланса.
Дебиторская и кредиторская задолженности относятся к основным видам долговых обязательств предприятия.
Для полноценного понимания и восприятия этих понятий дадим определение дебиторской и кредиторской задолженностей.
В своем словаре-справочнике М.И.Королев так трактует термин «дебиторская задолженность» – сумма задолженности в пользу предприятия за предоставляемый им коммерческий кредит, потребительский кредит, а также за предоплату закупаемой продукции. Средства дебиторской задолженности (ДЗ) не участвуют в хозяйственном обороте предприятия, и поэтому наличие большой ДЗ отрицательно влияет на его финансовое положение. Бухгалтерия должна принимать меры по ликвидации ДЗ.
Рассмотрим данные понятия с позиции экономической безопасности.
Дебиторская задолженность представляет собой сумму долгов, причитающихся предприятию от юридических или физических лиц в результате хозяйственных отношений между ними, или, иными словами, отвлечение средств из оборота предприятия и использование их другими предприятиями (организациями) или физическими лицами.
Другими словами, дебиторская задолженность – это кредит, полученный от поставщиков и подрядчиков, когда предприятие-покупатель получает товары и услуги (работы) от контрагентов без требования о незамедлительной оплате. Преимущества такого кредита заключается в его автоматизме, простоте и оперативности получения. Однако предоставлять отсрочку от уплаты следует только в тех случаях, когда предприятие знает своего контрагента и может оценить его платежеспособность, определить уровень риска неоплаты, который при этом возникает.
Кредиторская задолженность – это сумма долгов одного предприятия другим юридическим или физическим лицам. Она возникает вследствие несовпадения времени оплаты за товар или услуги (работы) с момента перехода права собственности на них либо незаконченных расчетов по взаимным обязательствам, в том числе с дочерними и зависимыми обществами, персоналом предприятия, с бюджетом и внебюджетными фондами, по полученным авансам, предварительной оплате и т.п.
В отличие от дебиторской задолженности предприятие в этом случае использует в своем обороте не принадлежащие ему средства, не оплаченные им суммы долговых обязательств, отчего имеет определенные экономические преимущества.
В практической работе финансовая служба должна систематически проводить анализ дебиторской и кредиторской задолженностей.
Анализ дебиторской задолженности
Главной целью, которую преследует анализ дебиторской задолженности, является разработка политики кредитования контрагентов, направленной на увеличение прибыли предприятия, ускорение расчетов и снижение риска неплатежей.
Общая сумма дебиторской задолженности по операциям, связанным с реализацией товаров и услуг (работ), зависит от двух основных факторов:
- объема реализации в кредит, иными словами, без предварительной или незамедлительной оплаты;
- средней продолжительности времени между отпуском (отгрузкой) и предъявлением документов для оплаты.
Величина этого времени определяется кредитной и учетной политикой предприятия, в понятие которой входят:
1) расчет величины кредитного периода (продолжительность времени следующей оплаты выставленных счетов);
2) стимулирование досрочного платежа путем предоставления ценовых скидок;
3) определение уровня приемлемого риска предоставления услуг (работ) в долг;
4) политика инкассации, применяемая для оплаты просроченных счетов.
В кризисной ситуации, в которой мы все находимся, значительное увеличение долгов дебиторов и их удельного веса в текущих активах предприятия, скорее всего, вызвано следующими причинами и факторами:
1) неоправданно рискованной кредитной политикой по отношению к контрагентам;
2) резким увеличением объема реализации без предоплаты или незамедлительной оплаты;
3) неплатежеспособность и банкротство части контрагентов.
Никто не говорит о том, что рост дебиторской задолженности во всех случаях необходимо считать отрицательным явлением в финансовом состоянии предприятия. Если дебиторы надежны, аккуратны в платежах и выгодны по финансовым условиям, увеличение их долговых обязательств приводит к росту объемов реализации услуг (работ), к повышению доходов и прибыли предприятия в ближайшие периоды времени.
К тому же необходимо напомнить, что нормальная дебиторская задолженность относится к наиболее ликвидным активам, ее можно продать, уступить банку или другой организации, оформить векселем.
И в то же время наличие дебиторской задолженности в балансе и отнесение ее к ликвидным активам не гарантируют кредитору получения денежных средств во всех случаях. Часть долгов дебиторов может быть списана в связи с истечением сроков исковой давности или стать безнадежной к взысканию по форс-мажорным и другим обстоятельствам.
Непредсказуемость хозяйственных ситуаций, в которых могут оказаться предприятия-плательщики, расстройство денежного обращения и ряд других причин могут привести к потере значительной части оборотных средств предприятия, создать у него серьезные проблемы с текущей платежеспособностью. Все это может сказаться на формировании финансовых результатов, уменьшении прибыли и рентабельности его деятельности.
Анализ кредиторской задолженности
Анализ кредиторской задолженности включает:
1) изучение динамики долгов предприятия ее кредиторам;
2) их количественную и качественную оценку;
3) выявление причин роста или снижения;
4) анализ структуры долговых обязательств;
5) анализ факторов изменения структуры долговых обязательств.
Однако в отличие от дебиторской задолженности, являющейся частью имущества предприятия, долги кредиторам служат одним из источников его формирования. Источник этот в пределах обусловленного договором срока бесплатный для потребителя, а зачастую бесплатный вообще, поскольку многие кредиторы до последнего времени не применяют штрафных санкций за просрочку платежей.
В связи с этим кредиторская задолженность становится наиболее выгодным для потребителей способом кредитования. Однако есть небольшое «но», особенно когда должнику не удалось уплатить по счетам контрагентов в срок. Накопленные просроченные долги кредиторам грозят неисправному плательщику потерей доверия контрагентов, банков, инвесторов и в конечном счете угрожают банкротством. С помощью финансово-экономического анализа необходимо найти тот порог допустимой задолженности, который позволяет воспользоваться ее преимуществами, но не дает перейти черту, за которой следуют потеря делового имиджа и связанные с этим негативные последствия.
После всего прочитанного вы, уважаемый читатель, наверняка хотите задать вопрос: а что это дает мне, как руководителю НПБ?
Руководителю НПБ грамотно и профессионально проведенный анализ позволяет:
1) оценить, оптимально ли соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей и если нет, как добиться оптимальности, что для этого нужно сделать;
2) определить, как изменилась величина долговых обязательств по сравнению с началом года или другим анализируемым периодом;
3) определить и оценить риск дебиторской задолженности, ее влияние на финансовое состояние предприятия, установить допустимые границы этого риска, меры по его снижению;
4) найти рациональное соотношение между величиной кредиторской задолженности и объемом реализации, оценить целесообразность включения отпуска услуг (работ) в кредит, определить пределы ценовых скидок для ускорения оплаты выставленных счетов;
5) прогнозировать состояние долговых обязательств предприятия в пределах текущего года, что позволит улучшить финансовые результаты ее деятельности.