Нам часто легче бороться за принципы,

чем жить по ним.

 

Эдлай Стивенсон

 

Уважаемые читатели, этой статьей мы начинаем новый цикл статей, в котором рассмотрим тему «Международные стандарты финансовой отчетности».

 Сегодня очень модным в кругах финансовых работников становится вопрос знания МСФО. В требованиях при приеме на работу все чаще звучит необходимость знания учетных стандартов с правилами МСФО. Однако большинство наших читателей не имеет полного представления о МСФО, а самое главное – не понимает, зачем это надо, ведь у нас существуют российские правила формирования отчетности.

Данной публикацией мы открываем цикл тематических статей, в которых постараемся рассмотреть и разобраться в вопросах формирования отчетности в соответствии с принципами международных стандартов.

 В настоящее время Россия является полноценным партнером мирового экономического сообщества. Хотя не все экономически развитые страны по ряду причин принимают Россию как полноценного партнера. Это вопросы:

-         открытости и прозрачности российских предприятий (компаний);

-         конкурентоспособности в борьбе за источники финансирования на отечественном и международном рынках капитала;

-         снижения стоимости привлекаемых заемных средств;

-         улучшения состояния финансового рынка России.

Скорейшая интеграция России в международное экономическое сообщество будет способствовать формированию чувства доверия у зарубежных инвесторов к российским хозяйствующим субъектам и финансовым институтам, тем более что в последнее время достигнут целый ряд основополагающих соглашений касательно вступления России в ВТО.

 В разных странах существуют свои национальные стандарты учета и отчетности, в которых зачастую заложены принципы отражения операций, кардинально отличных друг от друга. Соответственно в процессе интеграции бизнес-систем была выявлена необходимость принятия понятных и необходимых правил и свод стандартов учета, которые призваны обеспечить сопоставление отчетности предприятий (компаний) из различных стран с различными национальными стандартами учета и отчетности.

В 1973 году в Лондоне в результате соглашения между профессиональными ассоциациями и объединениями бухгалтеров и аудиторов была создана международная профессиональная неправительственная организация – Комитет по международным стандартам финансовой отчетности. В состав Комитета вошли 13 государств (США, Великобритания, Германия, Франция, Канада, Япония, Австралия, Голландия, Ирландия, Мексика и др.). До 2001 года Комитетом подготовлено около 40 международных бухгалтерских стандартов (IAS)

 В 1999 году Международная организация комиссий по финансовым рынкам (IOSCO) рекомендовала всем ее членам (более 170 членов) использовать МСФО как стандарт отчетности, применяемой при размещении и поддержании ценных бумаг на финансовых рынках.

 В 2001 году приступил к работе Совет по международным стандартам финансовой отчетности, ставший правопреемником Комитета по международным стандартам финансовой отчетности в реализации функций и разработке международных стандартов.

Совет по международным стандартам финансовой отчетности принимает МСФО, изменяет старые и отвечает за развитие международных стандартов и продвижение в странах мирового бизнес-сообщества. Совет по международным стандартам финансовой отчетности превратился в мощную международную организацию, насчитывающую порядка полутора сотен действительных, ассоциированных и аффилированных членов.

 В настоящее время выпускаемые в жизнь стандарты называются так: «Международные стандарты финансовой отчетности (IFRS)».

 Сегодня в МСФО входят два вида стандартов – (IAS) и (IFRS).

 Евросоюз отказался от разработки собственных стандартов финансовой отчетности. А с января 2005 года все европейские предприятия (компании), ценные бумаги которых обращаются на европейских финансовых рынках, обязаны готовить консолидированную отчетность в соответствии с правилами МСФО.

Отчетность европейских компаний, составленных по правилам МСФО, признается на биржах США лишь после осуществления определенных корректировок, позволяющих приводить такую отчетность к отчетности, составленной по правилам GAAP.

С 2006 года Советом по международным стандартам финансовой отчетности и Комиссией по ценным бумагам и биржам США проводятся мероприятия по отмене требования корректировок, что позволит иностранным компаниям в 2009 году отказаться от трансформации МСФО под американские стандарты.

Несомненно, работа над стандартами, которые вступят в 2009 году, будут продолжаться в векторе создания и улучшения этих стандартов.

 Иными словами, МСФО признаны мировыми стандартами и отличаются многовариантностью подходов к решению учетных проблем (например, возможностью использования различных вариантов оценки инвестиций), постоянно дорабатываются, изменяются, появляются новые.

 Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) – совокупность общепринятых правил квалификации, признания, оценки и раскрытия хозяйственных операций и финансовых показателей для составления финансовой отчетности хозяйствующими субъектами стран бизнес-сообщества.

 МСФО представляет собой систему документов, состоящую из предисловий к положениям по МСФО, разъяснений принципов подготовки и предоставления финансовой отчетности, стандартов и разъяснений к ним. Каждый из указанных документов является отдельным документом, но, являясь элементом системы, не может применяться отдельно от основных ее составляющих.

В предисловиях к положениям изложены цели и задачи органа, занимающегося разработкой МСФО, разъяснен порядок применения МСФО.

Принципы подготовки и предоставления отчетности определяют основы составления и предоставления финансовой отчетности, а именно:

-         цели отчетности;

-         качественные характеристики отчетности;

-         порядок квалификации;

-         измерения элементов отчетности;

-         признания элементов отчетности.

Вышеназванные принципы призваны помочь национальным органам стандартизации при разработке стандартов в соответствии с нормами МСФО, составителям отчетности - в применении существующих стандартов, а также в вопросах, по которым стандарты не приняты, аудиторам - при выработке мнения о соответствии отчетности принципам МСФО.

Каждый стандарт содержит требования к объекту учета для его квалификации и признания, порядку оценки объекта и раскрытию информации об объекте в финансовой отчетности.

 Для того чтобы читателю было более понятно, о чем идет речь, необходимо сказать, что наиболее близким российским аналогом стандартов являются Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), утверждаемые Министерством финансов РФ.

 Необходимость разъяснений обусловлена тем, что в практике хозяйственной деятельности встречаются операции, по которым МСФО не содержат специальных стандартов. При применении МСФО может возникнуть возможность неоднозначной трактовки отдельных положений стандартов. Поэтому постоянным комитетом по интерпретациям при Совете по международным стандартам финансовой отчетности готовятся документы, содержащие разъяснения по указанным вопросам и механизмы единообразного применения стандартов.

Международные стандарты финансовой отчетности – система концептуальных документов, устанавливающих принципы составления и предоставления финансовой отчетности, но не порядок ведения учета, т.е. они не содержат так привычного для нас плана счетов, бухгалтерских проводок, форм первичных учетных документов и учетных регистров.

Основная задача МСФО – унификация порядка оценки активов и обязательств, надлежащего раскрытия соответствующей информации.

Однако МСФО не являются сводом жестких детализированных правил, а содержат общие принципы и требования, предоставляя составителю отчетности самостоятельно принимать конкретные решения, полагаясь на собственный профессиональный опыт и интуицию.

На практике МСФО подтвердили полезность финансовой отчетности как стандартов отражающих необходимый для всех участников рынка объем информации о предприятии, его финансовом положении и финансовых результатах. Как следствие, МСФО наиболее полно, чем отчетность, составленная по национальным стандартам, могут использоваться для оценки и прогнозирования развития предприятия (компании), принятия инвестиционных решений, оценки деятельности учредителей, руководителей и сотрудников - иными словами, всех факторов, в информации о которых заинтересованы инвесторы. Очевидно, что это важно как для крупных предприятий (компаний), так и для бизнеса, планирующих в будущем развитие с привлечением дополнительных источников финансирования.

Толчком к переходу хозяйствующего субъекта к составлению и применению отчетности по МСФО можно назвать два основных стимула:

1)     отчетность, отвечающая международным стандартам, позволяет дать наиболее объективную оценку не только финансовому состоянию предприятия (компании), но и эффективности системы управления предприятием (компанией) в целом и отдельным сегментам бизнеса, что необходимо внешним и внутренним пользователям;

2)     применение международно-признанных принципов составления отчетности дисциплинирует предприятие (компании), составляющее и использующее отчетность, так как переход на МСФО предполагает при формировании отчетных форм применение всех стандартов в совокупности, в то время как отчетность, составленная по российским стандартам, содержит объем сведений, содержащихся в унифицированных формах отчетности, не раскрывая при этом целого ряда показателей.

 Главным аргументом перехода к составлению отчетности в соответствии со стандартами МСФО для предприятий (компаний) является важным шагом на пути обеспечения открытости и прозрачности, повышения их конкурентоспособности, получения источников финансирования на отечественном и международном рынках капитала, снижения стоимости привлекаемых заемных средств и, несомненно, общего улучшения состояния финансовых рынков.

 В следующих статьях, уважаемый читатель, мы рассмотрим применение МСФО в России.