Рынок охранных услуг в настоящее время требует более высокого уровня профессиональной подготовки сотрудников охранных предприятий и служб безопасности юридических лиц. Чтобы успешно работать, сегодня уже недостаточно только знания инструкции. От частных охранников и их руководителей требуются глубокое знание законодательной базы, специальные навыки и умение пользоваться имеющимися сведениями. Одним словом, сегодня востребован профессионал.
На мой взгляд, понятие «профессионализм частного охранника» включает в себя:
– соответствующий объем знаний и интеллектуальный уровень;
– ответственное отношение к выполнению своих обязанностей;
– высокую степень организованности, дисциплинированности;
– самостоятельность в принятии решений и ответственность за них, инициативу;
– эмоционально-психологическую устойчивость в стрессовых ситуациях;
– соответствие морально-этическим нормам, кодексу этики;
– длительность и непрерывность обучения и самосовершенствования.
Перечень профессиональных знаний и умений, которыми должен обладать современный частный охранник, довольно обширен. Сотрудник охранного предприятия должен достаточно хорошо понимать и разбираться в гражданском и уголовном законодательстве в части, имеющей отношение к его работе; хорошо знать законы, инструкции и предписания, регулирующие его деятельность; обладать специальными знаниями по профессиональной, физической, огневой, медицинской подготовке; умело применять теоретические знания на практике, а также уметь пользоваться техническими средствами охраны, системой охранно-пожарной сигнализации, связи и т.п. Он должен иметь и соответствующую психологическую подготовку, без которой невозможно добросовестное и успешное выполнение должностных обязанностей.
Как видим, всесторонняя подготовка частных охранников к выполнению своего профессионального долга предполагает длительный период времени и требует от него настойчивости и усердия, стремления постоянно совершенствовать свое мастерство. А со стороны руководителей охранных предприятий и служб безопасности не в меньшей степени требуются настойчивость и последовательность в организации процесса обучения частного охранника.*
Но в этой статье хотелось, кроме темы обучения частных охранников, остановиться на вопросе, диктуемом жизнью, – «натаскиванию» частных охранников на четкие практические действия в процессе выполнения служебных обязанностей.
Руководители всех рангов (в том числе и руководители охранных предприятий), имеющие в подчинении личный состав, рано или поздно сталкиваются с проблемой адекватности действий своих подчиненных возложенной на них задаче. Возможно, вследствие напряженной повседневной деятельности, дефицита времени, которое может быть потрачено на обучение практическим навыкам в различных рабочих ситуациях, или из-за снижения ответственности за порученное дело (что мы наблюдаем постоянно) действия сотрудников охраны часто бывают далеки от идеальных. Не лучшую помощь в этом оказало обязательное наличие удостоверения частного охранника при приеме на работу сотрудника в ЧОП (СБ). Если раньше руководители ЧОПа имели возможность принять на работу сотрудника без удостоверения, поставить его в паре с более опытным сотрудником и направить на обучение, то сейчас мы должны принимать сотрудников только с удостоверением частного охранника, которое он оформляет по месту жительства (а это примерно 1,5-2 месяца обучения в НОУ с платой от 2000 руб.). Как в данной ситуации поступит человек, желающий получить удостоверение частного охранника? Конечно, он постарается ускорить процесс «обучения», чтобы прийти в ЧОП и начать отрабатывать деньги, потраченные на НОУ.
Вот и возникает проблема с качеством первоначального обучения частного охранника. А жизнь диктует свое. Приходят новые сотрудники в охранную структуру, неожиданно прибавляются объекты охраны, скапливается гора бумаг: какое уж тут обучение! На первый план выступает задача по организации первоначального оперативного обучения — если хотите, «натаскивание» сотрудника на выполнение конкретной задачи. Новый охранник должен в течение короткого времени (желательно за несколько часов) встать в строй и обеспечить выполнение поставленных задач на посту охраны.
При проведении такого оперативного «натаскивания» должны быть поставлены и выполнены три основные задачи:
1. Объяснить охраннику, что он должен знать.
2. Довести до охранника, что и как он должен делать.
3. Внушить охраннику, что ему делать запрещено.
Кроме этого, охранник должен ясно осознавать последствия своих действий или бездействия при несении службы.
Что значит «объяснить охраннику, что он должен знать»? Конечно, в каждом конкретном случае есть свои особенности. Но основные положения примерно таковы:
– когда, где он будет работать;
– наличие формы одежды, экипировка, снаряжение;
– специфика объекта охраны;
– особенности пропускного, внутриобъектового режимов (например, кого знать в лицо, номера автомобилей руководителей и т.п.);
– порядок действий при различных ситуациях, в том числе и нештатных.
Конечно, все это, как правило, отражено в служебной инструкции на посту охраны. Поэтому необходимо, чтобы охранник при ознакомлении с требованиями инструкции расписался в книге по инструктажу, а в дальнейшем заучил эти требования и неукоснительно их выполнял. Дальнейшее обучение сотрудника охраны состоит в том, чтобы наряду с конкретными знаниями охранник умел совершать конкретные действия по выполнению задач охраны. Для облегчения этой задачи мы предлагаем ряд отработанных схем конкретных действий сотрудников охраны. Конечно, этот материал можно и нужно дорабатывать, учитывая свою специфику работы, требования заказчика и т.п. Но основа есть, и я надеюсь, что это поможет в работе руководителям ЧОПов. И последнее. Охранник при «натаскивании» должен четко уяснить, что ему категорически запрещено делать, что он ни при каких условиях не должен совершать. Каким это способом сделать (делая упор на чувстве ответственности, боязни наказания или заинтересовывая дополнительной оплатой) — решать руководителям ЧОПа (СБ). Все варианты хороши, если они соответствуют стоящим задачам, условиям труда, профессионализму сотрудников охраны, умению руководителей общаться с коллективом.
В завершение хочется сказать, что в данной статье были рассмотрены только общие подходы к проблемам обучения сотрудников охранных предприятий и служб безопасности. Автор постарался, используя имеющийся у него опыт обучения охранников и собственную практику руководства, дать подспорье для работы руководителям средних и малых ЧОПов.