Эта история произошла недавно. Из кабинета одного из руководителей в офисе заказчика пропал ноутбук. Просмотр видеоархива результата не дал, но сам факт, что из-под носа охраны похищено имущество клиента, - для охранного предприятия не только неприятность, а испытание на профессиональное мастерство и умение достойно выйти из критической ситуации. Поиск офисного воришки - дело непростое и неблагодарное, так как под подозрение попадает достаточно большой круг лиц и выявить среди них похитителя не всегда бывает легкой задачей. Не всегда и заказчик соглашается на использование современных технологий, в том числе и детектора лжи.

Вот несколько советов по профилактике офисного воровства.

Воровство легче предупредить, чем раскрыть

Перед приемом объекта под охрану целесообразно уточнить и отразить в договоре перечень имущества, подлежащего охране, а также порядок его использования и хранения. Достаточно часто объектами воровства становятся личные вещи сотрудников. Страдают от офисных краж в основном женщины, любящие оставлять свои сумки, кошельки, мобильники и всякие побрякушки на видном месте. Не являются исключением случаи, когда сотрудница не помнит, где, при каких обстоятельствах она оставила свой новый, супердорогой мобильный телефон, но с упорством, достойным другого применения, всю вину валит на офисную охрану, не обеспечившую его сохранность. Психологи утверждают, что главной причиной офисных краж является неблагоприятная атмосфера в коллективе. Если человек 40 и более часов в неделю проводит в офисе, границы между «офисным» и «личным» в его сознании начинают постепенно размываться. Это относится и к личным вещам сотрудников, и к имуществу компании. Если при этом воровство цветет буйным цветом, значит, здесь никто не чувствует себя постоянным сотрудником и не воспринимает коллектив «последней гаванью». В компаниях, где текучка кадров похожа на бурный горный поток, уровень воровства намного выше, чем в стабильных коллективах, на это необходимо обращать внимание при подготовке договорных отношений и в ходе оказания охранных услуг. Еще одна важная причина возникновения краж на рабочем месте – неразборчивость в подборе персонала. При современном состоянии рынка труда сотрудники кадровых подразделений готовы принять на работу кого угодно, лишь бы закрыть вакансию. Офисы наполняются людьми временными, не всегда имеющими постоянную регистрацию и не всегда являющимися специалистами; в подобной обстановке необходимо обратить внимание заказчика на необходимость детективного обслуживания в вопросах кадрового подбора.

Результативность же борьбы с офисным воровством во многом зависит от того, кто ею занимается. Нередко руководители подразделений длительное время пытаются скрывать факты мелкого воровства в коллективе, проводят воспитательные мероприятия со всем коллективом, пытаясь словом воздействовать на злодея. Профессиональная служба безопасности, как правило, срабатывает на опережение – еще до возникновения инцидента она оборудует в офисе систему видеонаблюдения, а после проверяет всех сомнительных работников на детекторе лжи. Проверка на полиграфе может быть произведена только с разрешения испытуемого. Однако осознание коллективом неотвратимости мер воздействия очень часто выступает сдерживающим фактором. Хорошо зарекомендовала себя практика, когда при приеме на работу сотруднику показывают видеозапись с разоблачением офисного вора и рассказывают о принятых мерах воздействия.

Важное значение для профилактики офисного воровства имеют пропускной и внутриобъектовый режимы, разработанные специалистами охранного предприятия, согласованные с заказчиком и доведенные до всего трудового коллектива под роспись. Важна четкая регламентация порядка выдачи ключей от кабинетов и сейфов, механизма доступа в гардероб, складские помещения и т.д. Поскольку «нечистые на руку» люди могут работать и в службе охраны, необходимо все кабинеты ставить под систему охранной сигнализации, минимизировать роль человеческого фактора в работе технических систем безопасности офиса. Также рекомендуется контролировать работу технического персонала. Нередко работники, занимающиеся уборкой внутренних помещений, имеют доступ в офисные помещения до или после их закрытия и поставки под контроль. Разрешив техническому персоналу выполнять свои обязанности в любое время без наблюдения ответственного менеджера, создается потенциальная возможность хищения каких-нибудь приглянувшихся им вещей. Необходимо исключить возможность входа в офис организации посторонних лиц и хищения оставленных без присмотра имущества и личных вещей, представившись, например, курьером или назвав первое попавшее под руку имя: «Я к Сергею». Да и сами сотрудники фирм все чаще воруют у коллег не идеи, а кошельки.

Что является объектами воровства

Любая вещь, оставленная в офисе без присмотра на несколько минут, может сменить хозяина быстрее, чем если бы вы ее оставили на улице. В 2006г. сайт CareerBuilder.com провел исследование, в котором приняли участие 2 200 сотрудников различных компаний. Каждый 10-й респондент признался, что подворовывал на работе, а 38% опрошенных менеджеров по персоналу подтвердили, что им приходилось увольнять сотрудников за воровство. Что касается объектов воровства, то чаще всего ими становились канцтовары, деньги и вещи коллег, оргтехника, офисные картины и растения, а также туалетная бумага, чай и кофе. Другое исследование, проведенное маркетинговой компанией Harris Interactive, уточняет масштабы бедствия. 58% сотрудников различных компаний признаются, что используют офисные принадлежности в личных целях. Чаще всего объектами офисной клептомании становятся ручки — хотя бы раз их заимствовали 77% респондентов, за ними следуют стикеры (44%) и скрепки (40%), конверты (32%), блокноты (28%), бумага (27,5%). Наименьшей популярностью пользуются степлеры (7%) и бумажные полотенца (6%).

Наши эксперты составили свой рейтинг вещей, которые чаще всего пропадают в столичных компаниях.

Еда и напитки. Первое место заняли, конечно, продукты питания. Их воруют из холодильников, из ящиков столов и даже из мини-бара в кабинете руководителя. Особое внимание необходимо уделять спиртным напиткам, которые оказываются в офисе в виде рекламной или залоговой продукции. Наиболее интенсивно исчезают спиртные напитки в ходе корпоративных или личных вечеринок сотрудников.

Деньги. По мелочи крадут достаточно редко. Обычно пропадают крупные суммы денег, и найти вора удается очень редко. Как правило, человек, решившийся залезть в карман коллеги, уже хорошо изучил расположение видеокамер и время смены охранников. Нельзя исключать случаи имитации краж. Когда сотрудник-растратчик рассчитывает на нисхождение руководства или помощь коллектива в возврате денежных средств.

Личные вещи. Принесли любимую книгу, красочный альбом или фарфоровую кружку на работу? Будьте готовы, что она исчезнет. И с этим бороться охранному предприятию или службе безопасности крайне трудно.

Ручки. Их крадут чаще всего по рассеянности. Не рекомендуется пользоваться на рабочем столе дорогими, эксклюзивными ручками. Целесообразно иметь несколько рекламных ручек, которыми можно при случае одарить клиента, и не обращать внимание на его «забывчивость».

Косметика. Берут обычно лаки, парфюм и помаду в упаковках, принимая ее за сувениры или подарки. Не рекомендуется хранить парфюмерные изделия на рабочем столе.

Дорогие комплектующие. Одним из видов хищений в компании является «техническое воровство» - «даунгрейд», то есть замена дорогих комплектующих в офисных компьютерах на более дешевые. Поскольку, как правило, служащие в офисах не особо разбираются в технических спецификациях компьютеров, факт воровства вскрывается по прошествии достаточно длительного срока, когда найти виновных практически невозможно. Часто таким «приработком» промышляют сами же технические специалисты компании.

Документы, информация. Иногда служащие, имеющие доступ к сети компании, скачивают секретную информацию для последующей продажи конкурентам. Убытки от такого рода деяний могут быть огромны. Чаще всего крадут прайс-листы. В нашей практике были случаи хищения материалов служебного заседания рабочей группы по разработке концепции развития нового продуктового ряда. Обычно это делают нелояльные компании сотрудники для передачи конкурентам. Защититься от этого можно только одним способом: обеспечить нормальный документооборот и систему защиты служебной информации. К сожалению, сделать это трудоемко и дорого, и нередко руководители не идут на создание системы защиты информации, рассчитывая на русский авось.

Только 3% сотрудников попадались на воровстве, но не оттого, что удачно маскировались, а потому, что руководство не воспринимало все перечисленное как воровство. Каждый четвертый опрошенный признался, что брал офисные принадлежности на глазах у руководителя, и только 1% поведали, как в случае поимки с поличным были наказаны.

Кто ворует?

В целом воровство в офисе можно разделить по исполнителям - на совершенное сотрудниками фирмы и сторонними лицами. Западные исследователи, анализируя проблему мошенничества, пришли к выводу, что условно от 10 до 20% работников можно отнести к категории абсолютно честных, которые не пойдут на воровство ни при каких обстоятельствах. Еще 10-20% будут пользоваться малейшей возможностью, чтобы украсть, - от совершения кражи их не удержит никакой контроль, каким бы суровым он ни был. Оставшиеся работники составляют 60-80% коллектива. По своей природе эти люди честные, однако при наличии подходящей возможности они могут решиться на кражу. Эти 80% работников очень чувствительны к степени контроля на рабочем месте. В ХХI веке основной угрозой для бизнеса являются сотрудники – от уборщицы до генерального директора. Согласно данным Association of Certified Fraud Examiners (международная организация, которая занимается борьбой с мошенничеством и преступлениями «белых воротничков»), из-за мошенничества сотрудников западные компании теряют 6% своего оборота. Результаты исследований, проведенных в российских фирмах, показывают, что уровень потерь составляет более 10%.

Эксперты отмечают, что воруют в офисах чаще всего перед каким-нибудь праздником. Суета, неразбериха, какие-то люди ходят, гости, друзья, знакомые и незнакомые. Пропускной контроль ослаблен. Этим нередко пользуются профессиональные офисные воры. Проникая в крупные бизнес-центры, они переходят из одной организации в другую, сметая все на своем пути. По мнению экспертов, похитители, специализирующиеся на офисах, достаточно профессиональны и предпочитают работать в центре города. У офисных мародеров глаз наметан, они знают места, куда обычно работники прячут свои сумки и ноутбуки.

Другое дело, когда кражи совершают сами служащие, такие преступления - головная боль для охранников и службы безопасности организации, поскольку они не могут даже обыскать подозреваемых. Для выявления воришек-сотрудников службам охраны и безопасности приходится прибегать к различным уловкам и проведению специально разработанных мероприятий, в том числе с использованием технических средств. Такого же мнения придерживаются психологи и эксперты: они рекомендуют проводить секретные операции по «отлову» воришки, ведь очевидно, что если человек решился на кражу в собственной компании, переступив через определенный этический и психологический порог, то он обязательно сделает это еще раз. Очевидно, однако, что в большинстве случаев на обворовывание коллег идут по различным мотивам, - к примеру, из-за банального желания обогатиться за счет других. Но бывает и так, что офисными воришками руководит обида. Воруют те, кто чувствует себя ущемленными или недооцененным, а их жертвами становятся те, кому хорошо платят и часто хвалят, полагают психологи. Это происходит из мести или чувства зависти.

Неотвратимость наказания

Практика показывает, что в большинстве случаев обнаружение факта кражи происходит тогда, когда пропажа уже находится вне офисного здания. Несмотря на это, необходимо провести ряд мероприятий по ненавязчивому перекрытию выхода из офиса и осмотр всех помещений, особенно подсобных, так как похищенное может быть спрятано именно там до ожидания удачного момента для выноса. Поэтому, кроме осмотра офиса, целесообразно осмотреть и прилегающую территорию, если это возможно.

При расследовании активно рассматриваются вопросы, связанные с:

  • местом совершения кражи;
  • временем прихода и ухода, внезапными исчезновениями сотрудников;
  • появлением посторонних до момента обнаружения пропажи;
  • самим предметом преступного посягательства, его характеристиками и доступностью;
  • обстоятельствами, инициирующими или стимулирующими возникновение преступного замысла;
  • оборотом ключей от «пострадавшего» помещения;
  • выяснением осведомленности коллег и других лиц о наличии и ценности похищенного;
  • кто и что выносил и вносил и т.д.

Необходимо разрешить как можно больше из этих вопросов в тот же самый день, даже если придется всех задержать допоздна. Должны быть произведены опросы всех и каждого об обстоятельствах произошедшего, затем то же самое персонал описывает на бумаге. Сотрудники должны не только понять, но и прочувствовать, что такие случаи для фирмы являются чрезвычайным происшествием. В ходе проведения этих мероприятий народ начинает нервничать, именно в эти моменты могут быть выявлены люди, причастные или непосредственно совершившие преступное деяние.

Но вот преступник пойман. Что же ему грозит? Как правило, самое страшное, что происходит с воришкой, - это увольнение, поскольку руководство организации зачастую не обращается в правоохранительные органы, опасаясь огласки. Впрочем, даже если начальство и решает обратиться в милицию, это делается слишком поздно. Поэтому всем фирмам, которые заботятся о своем имидже и хотят предотвратить офисные кражи, наши эксперты дают один-единственный совет: поставьте хорошую систему видеонаблюдения или же организуйте серьезную службу безопасности, способную обеспечить систему внутриобъектового и пропускного режимов.

Можно рассмотреть два возможных варианта выхода из кризисной ситуации.

Первый вариант - пригласить сотрудников правоохранительных органов, написав заявление о случившемся. Официальное обращение необходимо в случае пропажи личных документов, документов на автомобиль и другое имущество, документов и печати юридического лица, особо ценных и индивидуальных предметов (украшения, антикварные вещи). При этом дополнительной задачей руководства будет своевременное обеспечение охраны места происшествия.

Второй вариант - приглашение специалистов частного детективного бюро для проведения первичных действий и приглашения сотрудников милиции для протоколирования и возбуждения административного или уголовного производства.

Независимо от выбранного варианта результаты разоблачения вора и принятые к нему меры должны быть доведены до коллектива, найти место в обсуждениях и информациях менеджеров всех уровней.