Побеждать – глупейшее занятие.

Не победить, а убедить – вот что

достойно славы.

 

В.Гюго

 

Продолжаем цикл статей «Управленческий учет». В майской статье мы рассмотрели вопросы планирования на предприятиях НПБ, сегодня мы постараемся разобраться в вопросах управления.

Перед тем как начать писать эту статью, я задался мыслью: а на каком свете мы живем? Завершился ли период «дикого российского капитализма», которому свойственно перераспределение собственности и сфер влияния, или все-таки мы перешли к процессам формирования рыночной экономики? Данный вопрос возник не сам собой, а на основании потока получаемой от граждан разной, не всегда адаптированной к восприятию и адекватной для анализу информации. Россия всегда отличалась тем, что, невзирая на мировой обкатанный десятилетиями опыт, шла своей, одной ей известной дорогой. Говоря иными словами, технологии управления в России проходят путь, аналогичный зарубежному опыту, но за более короткие сроки. Несомненно, в таком проявлении есть свои плюсы и минусы:

- к плюсам можно отнести качественный скачок по сокращению многолетнего отставания в технологиях управления;

- к минусам - недостаточные проработки и изучение технологий управления.

Сформировавшаяся экономическая среда ускорила процесс формирования рыночной экономики в России и привела к нижеперечисленным результатам деятельности хозяйствующих субъектов:

-         экономической и юридической самостоятельности,

-         принятию учредителями и руководителями предприятий управленческих решений,

-         принятию и формированию краткосрочных и долгосрочных производственных программ,

-         принятию решений по привлечению заемных средств и инвестиций,

-         продуманной кадровой политике,

-         проведению конкурсов, тендеров,

-         выбору поставщиков и потребителей работ (услуг),

-         выбору партнеров по бизнесу,

-         регулированию ценообразования,

-         распределению ресурсов, доходов, прибыли и т.д.,

-         расширению (или продаже) бизнеса.

Состояние управления на предприятиях НПБ характеризуется необходимостью новых подходов и инструментов повышения эффективности бизнеса. Необходимость новых технологий управления на предприятиях НПБ возникла с формированием структурирования управления и необходимостью искоренения недостатков существующей системы, а это:

1)     отсутствие механизма планирования и бюджетирования;

2)     отсутствие прозрачной системы учета затрат;

3)     несовершенство системы внутренней отчетности;

4)     несовершенство механизма оценки рентабельности;

5)     несовершенство процедур анализа;

6)     несовершенство процедур принятия управленческих решений;

7)     недостаточная ответственность персонала;

8)     недостаточная мотивация персонала;

9)     отсутствие четкого механизма управления подразделениями предприятия.

Для четкого понимания читателем терминов дадим расшифровку по вышеперечисленным пунктам:

-         по пункту 1 (отсутствие механизма планирования и бюджетирования) - данный механизм деятельности предприятия позволяет проводить предварительный и сравнительный анализ принимаемых решений, рассчитывать плановые (экономически обоснованные) показатели затрат, прогнозировать результаты деятельности, обосновывать перспективные решения, проводить анализ отклонений фактических показателей от плановых и выявлять их причины;

-         по пункту 2 (отсутствие прозрачной системы учета затрат) - позволяет не только определить их достоверную величину, но и проанализировать их по статьям, видам, центрам ответственности, необходимым для осуществления адекватного контроля управления и деятельности предприятия;

-         по пункту 3 (несовершенство системы внутренней отчетности) - необходимо рассматривать в свете решения управленческих задач;

-         по пункту 4 (отсутствие механизма оценки рентабельности) - необходимо рассматривать как оценку рентабельности в целом, так и отдельных направлений деятельности и отдельных видов услуг;

-         по пунктам 5 (отсутствие процедур проведения анализа) и 6 (принятие управленческих решений) - необходимо рассматривать в увязке с вопросами формирования производственной программы, ценообразования, оценки инвестиционных проектов и т.д.

-         по пунктам 7 (недостаточный уровень ответственности персонала) и 8 (недостаточный уровень мотивации персонала) - необходимо рассматривать показатель снижения уровня затрат и повышение эффективности деятельности не только структурного подразделения, но и предприятия в целом.

-         по пункту 9 (отсутствие четкого механизма управления) - следует рассматривать в разрезе системы контрольных показателей, регламента, планирования, получения отчетов, анализа, оценки и стимулирования.

 

Несмотря ни на что, дела в НПБ не так уж безнадежны. Никто не призывает в срочном порядке заняться внедрением новых технологий управления. Дело в том, что элементы управления в том или ином виде присутствуют на каждом предприятии. Поэтому начинать необходимо не с организации, а скорее с реорганизации управления. А для того чтобы реорганизация прошла максимально быстро и эффективно, необходимо начать с аудита системы управления в ее существующем виде.

1.              Структурирование НПБ характеризуется преобразованием общей структуры, представляющей системное единство подсистем:

-         функциональной (кто что делает);

-         организационной (кто кому подчиняется);

-         управленческой (кто кем руководит или управляет);

-         информационной (посредством какой информации обеспечивается управление);

-         кадровой (кто какую должность занимает и как подготовлен);

-         технико-технологической (какой техникой обеспечены и какие технологии используются).

2.              Распределение обязанностей и делегирование полномочий – два последовательно реализуемых этапа общего единого процесса.

3.              Организационно-технические отношения в процессе работы – закрепление за подразделениями технологической последовательности производства конкретной услуги, наиболее целесообразной с позиции оценки времени и качества результатов.

4.              Содержание мотивации на предприятии – теория содержания мотивации и использование процесса мотивации.

5.              Характер коммуникационных отношений – коммуникационная система, которая выстроена как полноценный и эффективный функционал окружающей среды и внутрифирменных общений.

6.              Система подбора кадров на предприятии как инструмент формирования дееспособного и необходимого фактора для обеспечения эффективной жизнедеятельности сотрудников.

7.              Система действий руководителей предприятия по воспитанию сотрудников складывается из множества мер и воздействий, опирающихся на законы социальной психологии.

По окончании проведения аудита системы управления руководители и учредители НПБ приходят к выводу, что на предприятии присутствует функциональный подход управления предприятием. Под функциональным управлением понимается система достижения целевых установок руководителей и учредителей путем разработки и исполнения мероприятий в рамках осуществления функций, закрепленных за соответствующим структурным подразделением, контроля фактического исполнения тех или иных действий. Несомненно, функциональный подход хорошо зарекомендовал себя на НПБ, так как деятельность предприятий есть последовательное осуществление действий в рамках уставной деятельности и правового поля, выполнение и эффективность которых обязательно контролируется. Такой подход является «необходимым», но не «достаточным». В современных экономических условиях эффективной деятельности НПБ необходимы новые управленческие решения.

 Сегодня существует достаточное количество управленческих технологий, однако сложность заключается во взаимосвязях между ними. Задача управления НПБ заключается в структурировании управленческих технологий в целях совершенствования деятельности предприятия.

Проведя аудит системы управления, руководитель и учредитель четко понимают структуру предприятия и элементы, определяющие эту структуру. Управление предприятием определяется ее целями, формирующимися в рамках стратегии. Соответственно исходя из стратегии предприятия должна формироваться система управления.

От системы управления непосредственно зависит механизм построения структуры предприятия и соответственно достижения поставленных целей. Рассмотрение системы управления, уважаемый читатель, будет представлено в следующей статье.