В последнее время на предприятиях все чаще звучат слова не совсем обычные для охранной деятельности: администратор, контролер, сторож, вахтер, инспектор по режиму, отдел режима и контроля юридического лица и т.д. Какое отношение все это имеет к охранной деятельности? Как это связано с работой охранных предприятий, спросите вы.

«Все хорошо, прекрасная маркиза./Дела идут и жизнь легка./Ни одного печального сюрприза/За исключеньем пустяка», - пел Л.О. Утесов… Вот и у нас так. Уже сейчас немало мест, где вместо частных охранников на постах стоят администраторы, инспекторы и т.п., а службы безопасности и частные охранные предприятия перестают функционировать и превращаются фактически в сторожевые отделы юридических лиц.

И в этом нет ничего необычного. Чем больше директивного администрирования со стороны правоохранительных органов в негосударственной охранной деятельности, чем непонятнее грядущие изменения в законодательстве, тем чаще будут звучать подобные названия на рынке охраны, тем чаще будут появляться подобные отделы и специалисты.

Во-первых, этому есть экономическое обоснование. Большинство юридических лиц работает с соблюдением всех налоговых и законодательных норм (или близко к этому). А это значит, что для охраны имущества, товарно-материальных ценностей, обеспечения пропускного режима и поддержания внутреннего порядка в фирме дешевле содержать собственный штат администраторов, сторожей и т.п. Это значительно уменьшает расходы на обеспечение безопасности и охрану.

Во-вторых, можно управлять собственными ресурсами в соответствии с внутрифирменными локальными нормами и, следовательно, не нужно подстраиваться под МВД, постоянно меняющее «правила игры» с охранными предприятиями. Как пример можно назвать прошедшую сертификацию служебного длинноствольного оружия, обязательное 100-процентное прохождение периодических проверок частными охранниками на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств.

В-третьих, при внимательном чтении предложенного законопроекта возникает много вопросов по сумме уставного капитала, по перерегистрации ЧОПов, по изменению статуса учредителя и гендиректора и т.д. Получается, что под девизом совершенствования законодательной базы частной охранной деятельности, улучшения условий работы ЧОПов, совершенствования контроля за оружием МВД стремится добиться сокращения количества охранных структур, разоружить их, создать неблагоприятные условия для конкуренции с государственными охранными структурами. Что делать в этой ситуации ЧОПам?

1. Играть по установленным МВД правилам игры, подстраиваться под них. Большинство так и будет делать. Деваться-то некуда - бизнес есть бизнес. Будем думать, а вдруг что-то изменится и все будет хорошо.

2. Но сначала большая часть ЧОПов просто перестанет существовать. По оценкам некоторых аналитиков, эта цифра может составить 17 685 предприятий из 23 355 зарегистрированных на конец 2007 года, на долю которых сегодня приходится 80% охранных услуг в России.

3. Но думаю, что еще до этого часа «Х» значительная часть охранных предприятий и служб безопасности уйдет с рынка охранной деятельности,  реорганизовав ЧОПы и СБ в сторожевые подразделения, отделы охраны и т.п. Выполнять фактически они станут те же задачи, но выйдут из-под контроля МВД и на них не будут распространяться положения Закона «О частной детективной и охранной деятельности». Сделать это несложно, и многие уже сегодня готовят «запасные аэродромы»!

Механизм довольно простой. Юридическое лицо вправе создавать свою структуру, определять штат работников, утверждать их служебные обязанности, а собственник (согласно Конституции) имеет право самостоятельно защищать свое имущество. Поэтому на законном основании можно создать в составе своего юридического лица отдел (отделы), который будет заниматься защитой имущества, товарно-материальных ценностей от противоправных посягательств, обеспечением установленного пропускного режима, поддержанием утвержденного внутреннего распорядка организации, проверкой надежности партнеров и контроля финансовых операций.

В статье 57 Трудового кодекса Российской Федерации прямо указано, что в трудовом договоре специальность работника, профессия определяется в соответствии со штатным расписанием организации, которое утверждается ее руководителем. Перечень профессий рабочих, должностей служащих введен в действие с 01.01.1996г. Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей и тарифных разрядов ОК-016-94 (ОКПДТР). Данный классификатор предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности.

Таким образом, любое юридическое лицо в соответствии с вышеназванными документами вправе создать у себя, например, контрольно-сторожевой отдел, утвердить штат, разработать положение и функциональные обязанности работников и поручить им соответствующий участок работы. В ближайшем номере журнала «Охранная деятельность» будет размещен в качестве примера комплект документов по созданию контрольно-сторожевого отдела юридического лица.

Безусловно, в создании подобных отделов есть и минусы (по сравнению с ЧОПами).

- Сотрудникам сторожевого отдела не положено иметь служебное оружие и спецсредства. Но кто запретит сторожу во время работы иметь при себе оформленное (см. ст. 13 Федерального закона «Об оружии») личное оружие самообороны и применить его в определенных условиях (ст. 24 того же Закона)?

- Нельзя оказывать договорные услуги другим физическим и юридическим лицам. Но в данном случае речь идет о защите интересов конкретного юридического лица и работы в его интересах.

- Название профессии «сторож» и «вахтер» звучит не так красиво, как «частный охранники»? Но главное – сохранено рабочее место. К тому же сторож или вахтер избавлены от пристального и часто необъективного внимания сотрудников ОЛРР.

- Не будет обязательного страхования за счет средств предприятия на случай гибели, получения увечья и иного повреждения здоровья в связи с осуществлением охранных действий. Но есть механизм социального страхования работника от несчастных случаев на производстве (ст. 210, 212 Трудового кодекса РФ), возможны варианты дополнительного добровольного страхования за счет работодателя.

Можно и дальше говорить о различных аспектах предложенного законопроекта. Думаю, что время и практика покажут, в каком направлении пойдет развитие бизнеса.