Часто люди падают с большой высоты

из-за тех же недостатков, которые помогли

им ее достичь.

                                                 Ж. Лабрюйер

Как было задекларировано в предыдущей статье «Управленческий учет» от 12 марта, мы продолжаем тематику управленческого учета в негосударственных предприятиях безопасности. В данной статье мы затронем вопросы управленческой отчетности как источника информации для управления НПБ.

Итак, в нашей стране на протяжении достаточно продолжительного времени среди руководителей различного уровня существовало мнение, что основной задачей бухгалтерского учета является составление бухгалтерской отчетности и предоставление в налоговую инспекцию и фонды, а основным требованием к ее составлению – отражение информации на основании использования первичных документов по проведенным операциям. На основании бухгалтерской отчетности проводился анализ прошлых периодов, что давало информацию о финансовом положении НПБ, результатах финансово-хозяйственной деятельности, а также планировались будущие периоды. Данные подходы к бухгалтерскому учету и отчетности определили как основное направление развития бухгалтерского учета повышение качества учетной информации о деятельности НПБ, необходимой для принятия экономических и управленческих решений. Учетная информация о финансово-хозяйственной деятельности НПБ представляется в финансовой, управленческой, налоговой, статистической и других видах отчетности. Все они формируются на основе единой информационной базы, создаваемой в системе бухгалтерского учета.

Финансовая, управленческая, статистическая, налоговая и другие виды отчетности содержат учетную информацию, которую используют в зависимости от необходимости внутренние и внешние пользователи.

Внутренние пользователи учетной информации - учредители, генеральный директор, главный бухгалтер, финансово-экономические службы - используют данные отчетности для контроля выполнения плановых показателей, анализа финансового и имущественного состояния НПБ, планирования и прогнозирования деятельности, принятия и обоснования управленческих решений.

Внешние пользователи учетной информации - инвесторы, банковско-кредитные организации, контрагенты, налоговые и другие фискальные органы - получают информацию о финансовом состоянии НПБ, результатах деятельности, платежеспособности, инвестиционной и кредитной привлекательности и т.п.

Управленческой отчетности необходимо уделять особое внимание, так как в ней для внутренних пользователей концентрируются конкретная и подробная информация о состоянии НПБ, результатах финансово-хозяйственной деятельности, отсутствующей в других видах отчетности. Управленческую отчетность необходимо рассматривать как систему конкретной и детализированной информации о финансово-хозяйственной деятельности, доходно-расходных статьях, кредиторской и дебиторской задолженностях, обременениях, имущественных отношениях, капитале и резервах НПБ, факторах, оказавших влияние на достигнутые результаты. Полученный массив информации необходим для принятия управленческих решений, контроля и регулирования деятельности НПБ, планирования и прогнозирования будущих периодов.

Итак, определим управленческую отчетность как комплекс взаимосвязанных данных и расчетных показателей, отражающих функционирование НПБ как субъекта хозяйственной деятельности - сгруппированных в целом по предприятию и структурным подразделениям.

Управленческая отчетность необходима для решения следующих задач:

-         предоставление информации и расчетов фактической эффективности и рентабельности деятельности;

-         представление информации для принятия стратегических решений;

-         оперативный контроль, охватывающий все сегменты финансово-хозяйственной деятельности;

-         акцентирование моментов, указывающих на потенциальные проблемы в будущих периодах;

-         группировка и анализ информации для выбора оптимальных вариантов решения возникающих в процессе деятельности проблем;

-         выявление существующих недостатков и недоработок.

Для того чтобы управленческая отчетность (УО) охватывала весь комплекс поставленных задач, необходимо соблюдать следующие требования:

а) достоверность УО;

б) полнота сведений УО;

в) целостность информации УО;

г) последовательность УО;

д) сопоставимость УО;

е) существенность УО;

ж) своевременность УО.

 

Кратко рассмотрим вышеперечисленные требования к управленческой отчетности.

Достоверность управленческой отчетности – учетная информация формируется в соответствии с регламентом, установленным законодательными и нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Полнота управленческой отчетности - представление полной и исчерпывающей информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности, наличии и использовании финансовых, материальных и трудовых ресурсов, капитале и резервах, доходах и расходах, обязательствах, факторах, повлиявших на полученные результаты и т.д.

Целостность управленческой отчетности – обязательное включение в управленческую отчетность показателей финансово-хозяйственной деятельности (если они присутствуют) филиалов и подведомственных подразделений.

Последовательность управленческой отчетности – представление показателей финансово-хозяйственной деятельности от предыдущего периода к отчетному.

Сопоставимость управленческой отчетности – при оценке результатов финансово-хозяйственной деятельности отчетные показатели должны быть сопоставимы с аналогичными планируемыми показателями планов, смет, бюджетов, нормами и нормативами, а также с показателями предыдущих отчетных периодов.

Существенность управленческой отчетности – содержание в управленческой отчетности наиболее существенных показателей, без которых невозможно объективно оценить результаты финансово-хозяйственной деятельности и соответственно принять качественное управленческое решение.

Своевременность управленческой отчетности – оперативное принятие управленческих решений на основании полученных результатов анализа и оценки отчетных показателей.

Необходимо оговориться, что достижение поставленных задач зависит не только от четкого выполнения требований к управленческой отчетности, но и от неизменности учетной политики НПБ в течение длительного времени, последовательности ее применения от одного отчетного периода к другому.

Требования к содержанию, видам, объемам и срокам представления управленческой отчетности формируют руководители НПБ или лица, ответственные и заинтересованные во внутренней управленческой информации.

Эти требования можно представить как:

- единообразную структуру, но предельно гибкую,

- максимально пригодную для оперативного контроля и анализа,

- читаемую, понятную и обозримую информацию,

- оптимальную по срокам предоставления информации.

Необходимо обратить внимание на то, что содержание управленческой отчетности находится в зависимости от специфики деятельности каждого предприятия. Унифицировано ее можно представить в виде следующих блоков:

-         результаты финансово-хозяйственной деятельности;

-         доходность и прибыль;

-         соотношение заемных и собственных денежных средств;

-         движение финансовых потоков;

-         ожидаемые поступления денежных средств;

-         платежеспособность в краткосрочной и долгосрочной перспективе;

-         анализ источников финансирования;

-         потребности в новых источниках финансирования;

-         инвестиционные и кредитные проекты;

-         управленческие решения и воздействия;

-         интерпретация представляемой информации и пояснения для высшего руководства и учредителей.

Основываясь на практическом опыте, разработка форм управленческой отчетности осуществляется по следующим принципам:

1)     затраты на подготовку внутренней управленческой отчетности не должны превышать экономического эффекта от ее использования;

2) все без исключения управленческие отчеты должны быть конкретными и адресными;

3) текущие управленческие отчеты должны содержать оперативную информацию, необходимую для принятия управленческих решений;

4) управленческие отчеты не должны быть перегружены лишними данными, а вся представленная в них информация должна быть систематизирована;

5) формы управленческих отчетов должны учитывать особенности и уровень подготовленности конкретного руководителя, для которого предназначен отчет.

Для каждого из направлений финансово-хозяйственной деятельности НПБ целесообразно формировать отдельные формы управленческой отчетности, другими словами, система управленческих отчетов должна быть реструктурирована.

Наиболее востребованные форматы управленческой отчетности:

- текстовой формат УО – в виде письменной пояснительной информации, форма произвольная;

- табличный формат УО – таблицы, содержащие цифровые справочные данные о ключевых показателях, текстовые комментарии и пояснения. Наиболее распространенная и удобная форма отчетности, обеспечивающая быстрое восприятие информации;

- графический формат УО – графики и диаграммы, обеспечивающие наглядность представления данных.

По внутреннему насыщению информацией управленческая отчетность подразделяется на следующие виды отчетов:

1)     комплексные УО;

2)     тематические УО;

3)     аналитические УО.

Комплексные отчеты характеризуют финансово-хозяйственную деятельность НПБ в целом и по ее отдельным направлениям. Отчеты составляются с периодичностью запросов, а также по итогам работы или за отчетные периоды. Отчеты содержат информацию по выполнению планов, о движении денежных потоков, структуре доходов и расходов, величине задолженности и т.д.

Тематические отчеты составляются по необходимости, содержат информацию о наиболее важных для функционирования предприятия показателях, объеме реализации работ (услуг) и т.д.

Аналитические отчеты составляются по запросам и содержат информацию, раскрывающую причины и следствия результатов работы предприятия по направлениям деятельности.

В качестве вывода необходимо отметить, что внутренняя отчетность предприятия индивидуальна для каждого предприятия, она не должна и не может быть стандартной с едиными формами отчетности и информационной структурой, так как УО определяется исходя из сугубо индивидуального подхода руководителя (учредителя) к планированию стратегии и тактики поведения в рыночной среде.