Я, наверное, не ошибусь, если скажу так: ожидания чиновников опираются на их ошибки, а их ошибки чаще всего порождаются их ожиданиями. Говоря проще, чиновники чаще всего имеют совершенно неверное представление о сути того, чем хотят управлять, и ошибки, которые они демонстрируют в процессе работы, происходят из их вольного или невольного стремления выдать желаемое за действительное.

Между «Я сделаю», «Надо бы сделать» и «Кто это должен сделать?» не две большие разницы, как говорят в Одессе, а больше 170-ти человеческих жизней. Кто должен был предупредить о надвигающейся беде жителей Краснодарского края? Кто обязан сделать это сегодня в других регионах при других чрезвычайных ситуациях? Каким образом в 21 веке жители узнают о том, что надвигается стихийное бедствие?

В русских войсках набатом звали большой медный барабан, звук которого являлся сигналом тревоги. В дальнейшем им стали обозначать и тревожный звон колокола, отрывистый, частый, каким извещали о пожарах, наводнениях и других опасностях. Постепенно слова "бить в набат" получили значение "поднимать тревогу". Государственные указы в 18 и 19 веках предписывали бить в набат во время пожаров, вьюг и метелей. Звон колоколов стал символом тревоги, призыва к действию. Профессор Славянского государственного педагогического университета, автор статей об истории слов и выражений в русском языке, Олег Ольшанский пишет: «Слово набат пришло из арабского языка, посредником был тюркский язык. Первоначальное значение существительного набат “большой медный барабан, в который били тревогу”. Позже слово получило значение “сигнал тревоги в случае какого-либо бедствия (пожара, наводнения, нападения врагов и т. п.)». По-моему, все предельно ясно. Почему же не прозвучал набат в Крымске?

По мнению экспертов, количество жертв удара стихии в Краснодарском крае могло быть в разы меньше, если бы в пострадавшем от наводнения районе была установлена современная система предупреждения населения о чрезвычайных ситуациях. Имеющиеся в распоряжении краевого МЧС средства были разработаны и установлены еще в советское время, более 30 лет назад (для справки срок службы сирены 10 лет). Вопрос о не сработавшей как следует системе оповещения был впервые поднят спустя сутки после ЧП. Местные жители стали жаловаться, что их никто не предупредил о надвигающейся стихии. Десятки пострадавших утверждают – власти не известили население о катаклизме даже по радио и телевидению.

– Мы включили радио, телевизоры и стали ждать хоть какого-то сообщения. Вода прибывала, мы не понимали, что нам делать, – рассказывают невольные участники трагедии. – Только когда на улицах появились пожарные машины с мигалками, а в небе вертолеты МЧС, мы поняли, что пора бежать.

Вранье краевых чиновников очень быстро было раскрыто государственной комиссией и трое из них пошли под суд, но главное кроется не в наказании, а в принятии действенных мер. После трагедии в Крымске чиновники подумали, что населению не помешала бы хорошая система оповещения, для этого необходимы две вещи – проверенное годами проводное радио, а также мобильная связь. По этим двум каналам и должно происходить информирование населения считает зампред комиссии по безопасности в Мосгордуме Сергей Гончаров.

Прокуратура Новокуйбышевска пошла дальше и проверила исполнение требований федерального законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Установлено, что в городе отсутствует местная система централизованного оповещения. Это нарушает требования положения о системе оповещения и информирования населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Выдано предписание систему оповещения установить.

Все кажется просто, как гвоздь в стену забить: в каждый дом, подъезд, на каждой улице установить громкоговорители, сирены, повесить рынды и вопрос оповещения населения будет решен раз и навсегда.

Но давайте остановимся и оглянемся назад. Постановление Правительства РФ от 06.01.2006 №1 «О федеральной целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года"» предполагало создание первой очереди общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей; совершенствование систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, в том числе обусловленных сейсмической опасностью и цунами; создание общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей.

В соответствии с данным постановлением уже как минимум 2 года у нас существует система мониторинга, прогнозирования и оповещения людей в местах массового пребывания. Осталось малость, как не удивительно будет для губернатора Краснодарского края – «надо дойти до каждого двора».

Указанная система по характеру и режиму использования предназначена для государственных нужд. Работы по определению мест размещения, оснащению и разработке регламента использования терминальных комплексов общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей проводятся Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

В соответствии с концепцией и программой создания общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей предполагается ее использование в трех режимах. Первый режим (повседневное функционирование) общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей используется для подготовки населения по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также доведения до граждан необходимой информации об основах безопасности жизнедеятельности. Одновременно производится комплексный сбор в местах размещения терминальных комплексов информации о состоянии правопорядка и о поведении отдельных категорий граждан с архивированием результатов наблюдений.

Второй режим (угроза возникновения и возникновение чрезвычайных ситуаций и массовых нарушений общественного порядка) общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей используется для доведения до граждан оперативной информации о параметрах опасностей и угроз, направлениях и скорости их распространения, мерах по защите жизни и здоровья, организации помощи окружающим. В это же время осуществляется комплексный сбор информации для подготовки органами управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации управленческих решений в целях локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Третий режим (после чрезвычайных ситуаций) общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей задействуется для выполнения комплекса мероприятий, направленных на социальную реабилитацию, оказание психологической помощи населению, всестороннее информационное обеспечение граждан.

Коммерческое использование общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей нецелесообразно и не предполагается.

Таким образом, несложно сделать вывод о том, что общероссийская система мониторинга, прогнозирования и оповещения населения должна быть государственной, и в набат должен ударить специалист МЧС, специально подготовленный (как например пожарный) для этой чрезвычайной ситуации.

Но вот незадача, когда дело коснулось чиновников (прежде всего регионального уровня), они увидели в данной проблеме совсем другое. Что напрямую подтверждается обращением к китайскому языку. Дело в том, что в китайском языке «ударить в набат » 撞警 имеет ряд значений. И наряду с общепринятым «бить тревогу», ударить в набат еще означает и «выманивать, получать обманом». Честно говоря, никогда не думал, что большинство наших чиновников хорошо знает китайский язык…

Читаем ленту ТАСС: «Для развертывания систем оповещения населения о чрезвычайных ситуациях должен быть создан национальный специализированный сетевой оператор. Такое мнение высказали сегодня в ФГУП "Московская городская радиотрансляционная сеть" /МГРС/, которая занимается оповещением на территории столицы». http://www.tasstelecom.ru/news/one/11361#ixzz23PBjAj00

http://www.iks-media.ru/data/500/526/1235/Untitled.jpgРанее МГРС подготовила предложения по созданию в российских регионах адресной гарантированной системы оповещения о чрезвычайных ситуациях. Для крупных городов предприятие предлагает системное решение, обеспечивающее гарантированное адресное оповещение, в рамках которого планируется задействовать сеть уличных громкоговорителей и устройства сетей проводного радиовещания. В малых городах МГРС предлагает использовать свою разработку «Электронная рында».

Проблема заключается в финансировании данных проектов. Не секрет, что совсем недавно, 16 апреля 2012 года в Красноярске прекратило свое существование проводное радио. Обслуживающая организация ООО «Красспецмонтаж» прекратила работу сети из-за убыточности. Убытки стали результатом отказа горожан от стационарных радиоточек. Такое положение во многих городах.

В столице, например, постоянная аудитория проводного радиовещания составляет порядка 1,7 миллионов человек В основном, это пожилые люди, инвалиды, – сообщает официальный представитель МГРТС Алеся Мамчур на странице http://radiovesti.ru/articles/2012-08-10/fm/61948 (для справки – по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года Росстата в Москве проживает 11 503 501 человек, с учетом приезжих численность населения приближается к 15 млн. Таким образом, абонентами являются 0,25%).

Несмотря на это, с предложением восстановить для этих целей в квартирах радиоточки выступил глава департамента региональной безопасности Москвы Алексей Майоров. По его мнению, этот вид связи надежен, так как не зависит ни от зоны покрытия, как мобильная связь, ни от электричества. Если москвичи откажутся от установки радиоточки, то потом не смогут предъявить властям претензий в случае чрезвычайной ситуации, сообщают «Вести ФМ» на странице http://radiovesti.ru/articles/2012-08-10/fm/61948 .

Выходит, что столичные власти больше беспокоит не оповещение граждан, а возможные претензии на компенсацию, если наступит чрезвычайная ситуация. Старшее поколение еще помнит, как до войны запрещалось выключать радиоточку без серьезных на то оснований. Выключил, не услышал предупреждения – твои проблемы, никаких компенсаций и претензий потом.

Конечно, можно сдать мобильные телефоны, компьютеры, радио- и телеприемники, установив взамен никогда не отключающиеся громкоговорители. И неважно, что в мире компьютеров, оптоволокна и мобильных средств связи радиодинамик выглядит анахронизмом Но где взять громкоговорители? Кто сегодня выпускает данную продукцию?

В Лондоне от стационарной радиосвязи отказались еще в 1993 году, так как посчитали данную систему полностью устаревшей. В Японии, на которую, так любят ссылаться наши эксперты, действует общеяпонская система экстренного оповещения (J-Alert), но сегодня системой охвачены только десять префектур и городов страны. В будущем система позволит моментально предупреждать соответствующие службы по всей стране о надвигающемся стихийном бедствии по сигналу из Главного метеорологического управления Японии. В случае возникновения цунами или активизации, например, вулкана сотрудникам управления пожарной охраны в угрожаемых районах по радио автоматически поступят голосовые команды – «Эвакуируйте население из прибрежной зоны в возвышенные районы!», «Справившись с огнем, включите радио и телевизор и действуйте, сохраняя спокойствие!» Одновременно с этим население будут оповещать об опасности воем сирен и объявлениями по громкоговорящей связи. Сейчас в спасательной службе обязательно есть специалист, который отслеживает телевизионный эфир, поскольку нередко журналисты узнают о событии раньше остальных, и если в эфире звучит предупреждение об опасности, передает эту информацию своим коллегам. Новая система позволит до минимума сократить время, необходимое для оповещения, уверены японские власти.

https://p.twimg.com/AzrL2KJCQAAXIZP.jpg:large

Но мы идем своим путем, наших чиновников интересует не «где купить и как установить», а «где урвать». «Для реализации этих технических решений в масштабах страны необходимо государственная поддержка на федеральном уровне. Прежде всего, необходима соответствующая нормативно-правовая база, обеспечивающая единые организационно-технические подходы к созданию систем оповещения на территории России», - отметили в МГРС.

Только забывают чиновники, что эта федеральная поддержка и нормативно-правовое обеспечение делается за счет населения, которое давно забыло о радиоточках.

Если вернемся к трагедии в Крымске, то сигнал тревоги прозвучал уже после того, как город накрыло волной, глава района не решился это сделать сразу. И в нашем случае «Главе администрации просто нужно взять свой мобильный телефон, набрать специальный номер, затем набрать секретный код и сообщить жителям, что только что ему сказали в МЧС. Это займёт у него считанные минуты», - объясняет начальник отдела по связям с общественностью ФГУП «Московская городская радиотрансляционная сеть» Алеся Мамчур.

А если он этого не сделает? Если сработает человеческий фактор? Сигнал тревоги должен проходить автоматически по всем каналам связи одновременно, при этом должна транслироваться информация населению о необходимых действиях в данных условиях. Мы совсем забыли о том, что у нас существует Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), созданая по предложению МЧС России в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 декабря 1994г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на основании постановления Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995г. №1113, которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 5 уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. Осталось только определить, кто объединяет все эти уровни в единую систему? На ком лежит ответственность за ее работоспособность?

Еще напомним строки Постановления Правительства РФ от 06.01.2006 №1 «О федеральной целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года"»,в котором разработаны мероприятия, включающие:

► развитие и совершенствование автоматизированной информационно-управляющей системы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

► создание и развитие в сети Интернет сайта, предусматривающего обеспечение информационного взаимодействия систем мониторинга, оповещения и предупреждения чрезвычайных ситуаций;

► разработку рабочих проектов и модернизацию информационных систем и комплексов связи, в том числе цифровой системы тракинговой радиосвязи, аналого-цифровой системы радиорелейной связи, систем радиосвязи для стационарных и подвижных пунктов управления;

► разработку организационных, технических и методических основ обеспечения информационной безопасности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Почему об этом забыли? Складывается впечатление, что чиновникам от МЧС выгоднее разбирать завалы, проводить спасательные операции, демонстрировать возможности Национального центра управления в кризисных ситуациях, чем заниматься профилактикой в городах и селах страны. Как можно систему оповещения отрывать от систем мониторинга и принятия решений в экстремальных ситуациях? Как можно ответственность перекладывать на плечи председателей сельских администраций и районных населенных пунктов, у которых и средств для этого нет? Поэтому и появляются «добровольцы» готовые «освоить» любые средства для сохранения дремучести и допотопности.

А ведь кроме хорошо известного сигнала, необходимо обучать население действиям в экстремальных ситуациях. Как передает корреспондент «Нового Региона», жителей Челябинска спросили, что они будут делать, если услышать сигнал «Внимание всем!», в народе называемый воем сирен. Напомним, согласно инструкции МЧС, услышав подобный сигнал, необходимо включить телевизор или радиоточку и прослушать сообщение. Однако никто их опрошенных подобный вариант не назвал. Челябинцы, исходя из их ответов, в первую очередь, побегут закупать макароны, поедут за документами и деньгами или постараются как можно быстрее вернуться к семье. http://www.nr2.ru/chel/397810.html.

Последние тренировки на территориях и производствах проводились еще в советское время. Сегодня пытаются возродить систему подготовки населения, но как это делается?

http://geo-metrik.ru/wp-content/uploads/2011/08/15-organizatsiya-podgot-i-obuch.jpg

Ленты новостей приносят все те же реляции о вое сирен и стационарной точке.

Недавно в Барнауле состоялась внезапная проверка исправности системы оповещения населения о ЧС: в городе взвыли сирены. Как сообщил заместитель начальника Управления по делам ГОЧС г.Барнаула Расим Тухбатуллин, проверку провело Управление по делам ГОЧС г.Барнаула по указанию Департамента надзорной деятельности МЧС России. В пресс-службе ГУ МЧС России по Алтайскому краю в свою очередь сказали, что такие локальные проверки проводятся время от времени. Их цель – проверить готовность конкретных служб, в данном случае Управления по делам ГОЧС г.Барнаула, к возникновению ЧС, то есть сотрудники этого ведомства сами заранее не знали о проверке. Чтобы выяснить, что происходит, гражданам необходимо включить радио и ТВ: по телеканалу «Россия» и «Радио России» пояснят, существует ли угроза ЧС или речь идет о проверке. После проверки необходимо будет определить, на всей ли территории города были слышны сирены.

Сирену услышали на всей территории города, но услышат ли звуки здравого смысла в кабинетах МЧС и региональных правительств, или все так же будут пичкать нас сказками про волшебную радиоточку?

Вместо вывода. Эффективность системы зависит от огромного количества внутренних и внешних факторов. Если говорить о системах оповещения населения, учитывая возрастающую сложность, комплексность и усиление взаимосвязей, все в большей мере зависит от качества системы управления. Ключевым является человеческий фактор, или иными словами КТО БЪЕТ В НАБАТ.

P.S. Во вторник, 14 августа на Кузбассе прошел очень крупный град размером с куриное яйцо. На юге Кемеровской области, а точнее в городах Междуреченск и Мыски градины разбивали стекла в автомобилях, жилых домах, а также оставляли вмятины на транспортных средствах. За медицинской помощью обратились взрослые и дети, некоторые — с сотрясением головного мозга.

«За медицинской помощью обратился 21 человек (госпитализированных нет). Поступило более 60 заявлений граждан о повреждениях автомобилей, хранящихся на открытых стоянках», — сообщает ГУМЧС по Кемеровской области.

Горожане подсчитывают убытки от неожиданной ледяной атаки. Спутником необычным осадкам стал сильный ветер. Люди защищались от града и ветра как могли. Вновь никто не предупредил горожан о возможном стихийном бедствии. Главное управление МЧС России по Кемеровской области напоминает, что в настоящее время опасные метеорологические явления могут возникать вследствие нестабильных погодных условий, связанных с прохождением холодных фронтов. Руководителям всех уровней, а также населению следует учитывать вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций и происшествий из-за непогоды при организации производственных процессов и жизнедеятельности.

Вот так, опасности могут возникнуть вследствие различных нестабильностей, поэтому каждый должен постоянно быть готов к любым неожиданностям. А где мониторинг? Где  прогноз? Где оповещение? Где подготовка к действиям в условиях ЧС?

После таких слов население не верит, что оно защищено. Не верит в силу и могущество МЧС и региональной власти, так как они  должны работать не по факту (событию), а на опережение.