Действия охраны при попытке кражи товара

Итак, в торговом зале обнаружен посетитель, ранее замеченный в совершении кражи (подмены ценника на товаре). Незамедлительно информируем руководителя службы безопасности, а также уполномоченного сотрудника полиции для организации и проведения комплексных мер по пресечению преступления способами и средствами, регламентированными законодательствами РФ. Действия начинаются по указанию руководителя службы безопасности и в соответствии с рекомендациями сотрудника полиции. Должно быть четкое распределение функций между сотрудниками, отвечающими за имущественную безопасность, и сотрудниками, осуществляющими необходимые мероприятия, также следует просчитывать поведение данного посетителя в торговом зале. Следует заметить, что проводимые действия сотрудников безопасности направлены не на предупреждение, а на уличение его в краже, а претензии к нему будут предъявлены за пределами кассовой линии либо при выходе из торгового зала.

Во многом итоги данного мероприятия зависят от эффективного контроля поведения посетителя в торговом зале с первых минут. Сотрудник безопасности должен находиться на расстоянии, обеспечивающем полноценное наблюдение за посетителем, знать ассортимент товара, план торгового зала, быть в соответствующей сезону одежде, и вести себя он должен как обычный покупатель, не привлекая к себе внимания. В подобной ситуации обмен частыми звонками с помощью рации, использование гарнитуры, переговоры с персоналом магазина, проявление чрезмерного внимания к посетителю являются неоправданными действиями. В случае проявления тревоги, замешательства со стороны посетителя сотрудник безопасности должен понять, в чем допущен просчет, и сменить позицию, проинформировав об этом руководителя службы безопасности для организации замены его другим сотрудником. Также следует передать сообщение оператору видеонаблюдения для проверки возникшей ситуации и поиска возможного соучастника, который мог находиться рядом и информировать сообщников. В случае нарастания тревожной обстановки проведение мероприятий поручается более опытному сотруднику безопасности.

О действиях посетителя, связанных с тайным срыванием штрих-кода, сбрасыванием упаковки и антикражных средств, когда похищенный товар спрятан в сумке или в кармане, должны быть немедленно информированы операторы видеонаблюдения, а также сотрудник полиции, старшее должностное лицо, непосредственно руководящее данным процессом. О месте, где посетитель бросил снятые им антикражные приспособления, пустую упаковку из-под товара, штрих-код от товара и т.п., сообщают оператору видеонаблюдения. А после перемещения нарушителя в другое место торгового зала все предметы берутся под охрану для обеспечения их сохранности в первоначальном виде. Все зафиксированные моменты, имеющие существенное значение для доказательства о причастности данного посетителя к краже, должны быть пригодны для предоставления дознавателю (следователю), прибывшему в составе оперативно-следственной группы из отдела полиции, к компетенции которого отнесены исследование собранного материала, возбуждение уголовного дела и рассмотрение вопроса о приобщении данных вещественных доказательств.

Частный охранник, которому предстоит осмотреть выносимое имущество либо предъявить посетителю претензии за кассовой линией, должен быть подробно проинформирован о сложившейся ситуации и внешних приметах данного посетителя, находиться в состоянии готовности, не отвлекаться на другие события. Кроме того, частный охранник должен быть осведомлен о том, что именно у данного посетителя, намеревавшегося покинуть торговый зал, может быть неоплаченный похищенный товар.

Участие в данных мероприятиях частного охранника за кассовой линией либо на выходе из торгового центра является важным завершающим моментом в проведении конкретных действий по изобличению нарушителя. Он должен быть проинструктирован на предмет осуществления конкретных действий в соответствии с должностной инструкцией, регламентирующей осмотр выносимого имущества из торгового зала(ФЗ РФ №298-ФЗ от 15.11.2010г.) В случае необходимости ему оказывается физическая и правовая помощь относительно предстоящих действий в отношении посетителя, намеревавшегося покинуть торговый зал с похищенным товаром.

Важным фактором в проводимых действиях является визуальное сопровождение нарушителя до момента его выхода за линию касс. Частный охранник, проинформированный о наличии похищенного товара у недобросовестного посетителя, намеревавшегося покинуть торговый зал с похищенным товаром, при обнаружении товара предъявляет посетителю претензию за его неправомерные действия. Сотрудники безопасности должны находиться рядом, наблюдать за поведением посетителя и быть готовыми к развитию всевозможных ситуаций.

На заключительном этапе к частному охраннику и сотруднику службы безопасности торгового центра присоединяется сотрудник полиции либо вызванный дознаватель (следователь). Сотрудник полиции на основе совокупных объективных фактов, подтверждающих недобросовестные действия посетителя, дает правовую оценку и квалифицирует данные действия в соответствии ст.158 или ст.159 УК РФ. Поэтому момент предъявления претензий данному посетителю именно при выходе из торгового зала либо за кассовой зоной по тактическим соображениям является правильным решением и имеет правовое основание. В противном случае посетитель вправе заявить, что торговый зал он еще не покинул и при выходе обязательно будет оплачивать этот товар. Более того, в случившемся факте он будет обвинять продавцов или кассира магазина, утверждая о наличии невиновности, находя всевозможные уловки в свое оправдание, избрав позицию отрицания умысла в совершении кражи либо мошенничества.

При решении вопроса, связанного с доказательством состава преступления (кражи или мошенничества), необходимо четко представлять себе, что перечисленные составляющие преступления не вызовут ни малейшего сомнения у дознавателя (следователя), если есть доказательства, что:

– деяние совершено тайно;

– деяние совершено тайно, при этом налицо наличие обманных действий;

– потерпевшее лицо, чье имущество было украдено или подверглось мошенническим действиям, установлено. Оно может быть как физическим, так и юридическим лицом;

– размер причиненного ущерба является достаточным для привлечения посетителя к уголовной ответственности;

– существовало наличие реальной возможности распорядиться или присвоить чужое имущество.

Сотрудник службы безопасности на этапе предъявления претензии посетителю должен быть предельно предусмотрительным в решении вопросов, связанных с:

– обеспечением сохранности в первоначальном виде похищенного товара либо дорогостоящего товара, купленного посетителем по цене, заведомо ниже его реальной стоимости;

– сохранением кассового чека, в том числе штрих-кода товара, сорванного посетителем с целью совершения кражи обманным путем;

– обеспечением охраны места кражи товара или кражи товара путем подмены штрих-кода до приезда сотрудника полиции;

– обеспечением охраны до приезда полиции места выкладки товара, где был снят штрих-код с целью переклеивания его на необоснованно приобретенный товар;

– обеспечением сохранности в первоначальном виде штрих-кода, ценника товара, упаковки товара, подвергнутого несанкционированному воздействию, для передачи их сотрудникам полиции;

– предоставлением подробной информации прибывшему сотруднику полиции обо всех деталях правонарушения;

– предоставлением документально подтвержденного причиненного ущерба;

– акцентированием внимания на предыдущих обстоятельствах, относящихся к причастности посетителя к совершенному деянию;

– оглашением вопроса, связанного с участием в процедуре примирения.

Дознавателю (следователю), приступившему к изучению собранных по факту материалов, необходимо максимально в короткий срок предоставить свидетелей события, видеозаписи по вновь совершенным неправомерным действиям посетителя, которые важны для исследования и рассмотрения вопроса о приобщении их к собранным материалам. Кроме того, предоставляются сведения о ранее зафиксированных фактах, документах, видеоматериалах, подтверждающих неправомерные действия данного посетителя для решения вопроса о приобщении либо вынесении постановления о возбуждении отдельного производства.

Решение органа дознания в рамках соответствующих статей УПК и УК РФ с последующим направлением уголовного дела в суд способствует достижению положительных результатов в профилактике краж. Кроме того, дает возможность обсуждения процедуры возмещения ущерба в процессе примирения в рамках ст.25 УПК РФ «Прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон».

Участие сторон в процедуре примирения

Дознавателю (следователю), прибывшему в составе оперативно-следственной группы на место преступления, наряду с обстоятельством совершенного деяния необходимо также озвучить размер причиненного ущерба. Этот вопрос важен по двум правовым соображениям: с одной стороны, для квалификации действий недобросовестного посетителя, с другой стороны, для подготовки вопроса возмещения причиненного ущерба, когда стороны выразят желание приступить к обсуждению условий примирения в ходе предварительного дознания. Процедура примирения должна учитывать способы и возможность возмещения причиненного ущерба в полном объеме. При обсуждении вопроса о способе возмещения ущерба необходимо руководствоваться требованием ст.1082 ГК РФ, которая возлагает на лицо, ответственное за причинение вреда, обязанность возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки.

Участие в процедуре примирения требует от сотрудника службы безопасности тщательной, всесторонней подготовки, правильного выбора поведения в переговорном процессе, проводимом в официальной обстановке с участием подозреваемого (обвиняемого), причинившего ущерб, либо его адвоката, защитника или законного представителя. Важно выстроить такую линию поведения, чтобы инициатива примирения исходила от подозреваемого (обвиняемого), т.к. согласие на него потерпевшей стороны существенным образом смягчает правовые последствия, которые могут быть вынесены решением суда в отношении причинившего вред. Данный вопрос может обсуждаться как на этапе предварительного дознания, так и судебного заседания. Очень важно на любом этапе отстаивать позицию, направленную на необходимость возмещения причиненного торговому центру вреда по всем фактам нанесения ущерба подозреваемым (обвиняемым).

Выбор карательных мер в отношении похитителя на этапе предварительного дознания или судебного процесса со стороны сотрудника безопасности можно считать неоправданным решением. Сотрудник службы безопасности призван обеспечивать сохранность имущества в торговом центре, его задача - предупредить и максимально минимизировать потери. Поэтому сотрудник безопасности, с одной стороны, к решению данного вопроса должен проявлять заинтересованность, стремиться к разрешению возникшей ситуации, а с другой стороны, не допустить поспешности и, главное, не выступить в качестве главного инициатора в процедуре примирения. Раз в результате недобросовестного поведения посетителя нанесен ущерб имущественным интересам торгового центра, то сотрудник безопасности должен позаботиться и добиться законными способами возмещения причиненного ущерба. В данной ситуации для него не менее важной задачей является проведение разъяснительной беседы с привлечением правовых положений по данной ситуации, направленной на сохранение в будущем покупательской симпатии к торговому центру и доброжелательных взаимоотношений с данным посетителем (покупателем). Обеспечение мер, связанных с усилением атмосферы взыскательности, применением законодательных санкций со всеми вытекающими последствиями, – это задача сотрудников, отвечающих за профилактику преступности и пенитенциарной (уголовно-исполнительной) системы МВД.

Сотрудник безопасности при подготовке к переговорному процессу должен учесть, что процедура примирения возможна лишь при наличии определенных правовых нюансов, предусмотренных законом. Во-первых, дознаватель (следователь), суд или прокурор наличие прежней или непогашенной судимости у похитителя расценивают как негативное (отягчающее) обстоятельство. Во-вторых, совершенное деяние должно подпадать под категории преступлений небольшой или средней тяжести. В-третьих, лицо, причинившее вред, должно загладить свою вину и возместить материальный ущерб в полном объеме, что является главным условием подачи заявления (ходатайства) потерпевшей стороной о прекращении уголовного преследования подозреваемого (обвиняемого) лица.

К сожалению, количество краж в торговых центрах не идет на убыль. Поэтому основной задачей сотрудников службы безопасности и охраны является профилактика краж, которая требует хорошей профессиональной подготовки. Невозможно за несколько дней освоить все тонкости работы по охране имущества в торговом зале, изучить протокол проведения профилактических мероприятий, усвоить нюансы общения с лицами, подозреваемыми в совершении или совершившими противоправные действия в торговом зале. Первый шаг в предотвращении потерь – это знание способов и методов совершения краж. Эффективность применения профилактических мер во многом зависит от профессионализма сотрудников охраны.