Скрытый способ защиты товара
Скрытая способ защиты товара от краж применяется в редких случаях для усиления профилактики краж, если существует реальная опасность кражи путем подмены (переклеивания) индивидуального штрих-кода, ценника на товаре. Решение о такой защите принимается, если в действиях конкретного посетителя (группы посетителей) имеются противоправные действия, свидетельствующие о наличии состава преступления, предусмотренного ст.158 или 159 УК РФ.
Установление скрытых жестких датчиков на товаре согласовывается руководителем службы безопасности, охраны и уполномоченным лицом, курирующим торговую деятельность. В некоторых случаях руководитель службы безопасности может уведомить продавца и представителя фирмы, ответственного за поставку и реализацию данного товара.
Чаще всего применяется жесткий датчик «Ракушка», который считается наиболее эффективным, помехоустойчивым, малозатратным и удобным для деактивации на кассовом терминале. Кассир не испытывает трудностей при работе с товаром: не разворачивает на кассовом терминале фабричные упаковки с постельным бельем, одеялом, скатертью в поиске скрытно вложенного датчика. Информация о товаре, предназначенная для кассира, сотрудников безопасности находится внутри датчика. Доступ к данной информации для покупателей и собственного персонала ограничен. Датчик подобного типа устанавливается на видном, удобном месте на товаре или на упаковке товара.
Перед установкой на товар внутрь датчика вкладывается краткая информация об индивидуальном штрих-коде, о размере, названии товара и т.д. Например: ваза, 28 см, штрих-код №0000000000. Затем обе части датчика складываются, он приводится в режим «защита» и устанавливается на товаре. Затем товар (ваза) выставляется на витрину. При предъявлении подобного дорогого товара к оплате кассир в случае сомнения относительно стоимости данного товара (вазы) с помощью съемника раскрывает датчик и сравнивает предъявленную к оплате стоимость с вложенной внутри датчика информацией. В случае выявления расхождения кассир информирует сотрудника службы безопасности для проведения разбирательства по данному факту. В случае если данный посетитель уже был замечен ранее в попытках кражи или подмены ценника, то могут быть вызваны сотрудники полиции для предъявления претензии посетителю, повторно совершившему неправомерные действия.
В дальнейшем, в случае достижения желаемых результатов, стабилизации ситуации в течение определенного периода принимается решение об отмене данного способа защиты товара и переходе на общедоступный способ защиты. Коэффициент полезной отдачи данного способа оценивается с учетом затрат на покупку антикражных датчиков, времени, требуемого на их установку на товаре, деактивации кассирами, а также количества предотвращенных краж и выявленных лиц, совершающих кражи.
Смешанный (усложненный) способ защиты товара
Такой способ защиты устанавливают в крайне редких ситуациях, защищая товар от краж, неоднократно совершаемых группой лиц путем подмены ценника на товаре. В этих случаях применяется жесткий датчик с прочным тросиком, мягкой этикеткой или датчиком типа «Ракушка». В зависимости от поставленной конкретной задачи датчики могут применяться как отдельно, так и совместно. При смешанном способе защиты датчик с тросиком крепится на видном месте, а датчик с мягкой этикеткой крепится скрытно. Датчик на видном месте устанавливается для подачи сигнала и срабатывания антикражного оборудования в случае хищения. Как правило, недобросовестный посетитель выводит датчик из строя, чтобы украсть товар. Датчик с мягкой этикеткой, установленный скрытно, срабатывает при проходе через антикражные рамки с похищенным товаром.
Действия сотрудника службы безопасности при появлении в торговом зале недобросовестного посетителя, ранее замеченного в краже чужого имущества
Следует помнить, что у сотрудников охраны, осуществляющих в отношении конкретного посетителя в торговом зале для пресечения его неправомерных действий определенные процедуры, нет права на эксперимент или на ошибку. В каждой конкретной ситуации принимаемые решения по пресечению противозаконного поведения должны быть обоснованными, регламентированными, строго соответствовать правовым положениям и законами РФ. И здесь нет места чьим-то просчетам. В том числе и сотрудников, которые призваны следить за обеспечением сохранности вверенного имущества в соответствии с заключенным трудовым договором.
Они должны быть готовы пресечь противоправные действия с последующим предоставлением дознавателю, следователю весомых доказательств, свидетельствующих о причастности недобросовестного посетителя торгового центра к краже. Комплекс действий, осуществляемых сотрудниками службы безопасности в отношении конкретного посетителя, должен происходить в рамках установленных правил и строго соответствовать норме закона.
В отношении уличенного в краже недобросовестного посетителя принимаются предусмотренные законом меры в целях исключения возможности повторного совершения уголовно-наказуемого деяния в торговом зале. Ответственное лицо, проводящее такие действия в отношении конкретного посетителя, обязано четко представлять, что в условиях, характерных для торгового зала, могут произойти любые правовые казусы. Принятие решения требует от него знания конкретных правовых норм законов, высокой собранности и принципиальности. Должностное лицо, ответственное за проведение действий, обязано отдавать себе отчет в том, что за проступок, совершенный в торговом зале, действующим законодательством предусмотрены соответствующие санкции. Все действия должны быть подкреплены соответствующими доказательствами, которые явно указывают на причастность субъекта к совершенному деянию. У должностного лица должны быть бесспорные факты совершения правонарушения и готовность за максимально короткое время предоставить их дознавателю или следователю.
Предъявление посетителю торгового комплекса обвинения в необоснованном приобретении имущества (ст.1102 ГК РФ), в том числе путем подмены штрих-кода, и предъявление ему обвинения в совершении кражи чужого имущества (ст.158 УК РФ) либо кражи путем обмана (ст.159 УК РФ) можно считать преждевременным и поспешным решением, если такое деяние зафиксировано впервые. В данной ситуации необходимо учитывать, что в крупном торговом центре (супермаркете) осуществляется принцип свободного доступа ко всем товарам. Покупателю предоставлена возможность стать приобретателем товара на формальных основаниях, т.е. выбрать товар, перемещаться с ним по торговому залу, еще не заключив договор о его купле-продаже. Только лишь перед окончательным выходом из торгового зала законом на него возлагается обязанность приобретения товара на законных основаниях. Надо исходить из того, что только очень малая часть посетителей использует принцип самообслуживания, свободного доступа ко всем товарам в своих корыстных целях. Поэтому задача сотрудников службы безопасности состоит в выявлении именно таких посетителей. При разрешении подобных ситуаций не следует забывать, что возникшие взаимоотношения между продавцом и покупателем регулируются Законом о ЗПП в РФ, согласно которому приоритет отдается последнему, т.е. потребителю. Поэтому поспешность при разрешении возникшего инцидента, не подкрепленного доказательствами, по тактическим и правовым соображениям является неправильным решением, потому что против доводов сотрудников безопасности, говорящих о факте совершения кражи или мошенничества, посетителем будет предоставлено алиби.
Если подобный инцидент произошел с посетителем впервые, то при отсутствии прямых, объективных улик, указывающих на его причастность к краже, целесообразно разрешить случившееся в рамках п.2 ст.486 ГК РФ. Во избежание возможной конфликтной ситуации необходимо предложить посетителю (покупателю) вернуться в кассовую зону и произвести оплату. В законе говорится: «Если договором купли-продажи не предусмотрена рассрочка оплаты товара, покупатель обязан уплатить продавцу цену переданного товара полностью». Если товар был приобретен по цене ниже, чем его стоимость, необходимо провести разъяснительную беседу в рамках ст.1064 ГК РФ и предложить покупателю произвести доплату за товар: «Вред, причиненный личности, имуществу гражданина или юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред…» В случае отказа достаточно признать договор о купле-продаже несостоявшимся и при условии, что внешний вид товара не нарушен, оставить похищенный или необоснованно приобретенный товар в торговом зале.
При такого рода инцидентах необходимо знать, что, во-первых, для однозначного утверждения о причастности к краже или краже путем мошенничества потребуется некоторое количество времени для подтверждения вины с помощью допустимых доказательств, которые должны быть получены законными способами. В обязательном порядке улики должны быть подкреплены фрагментами видеозаписи. Посетитель не будет ждать окончания разбирательства, он имеет право отказаться от покупок и покинуть торговый зал по своему желанию, не дожидаясь при этом согласия кого-либо. Не следует забывать, что правом осуществления административного либо уголовно-правого разбирательства обладают только сотрудники правоохранительных органов. Поэтому ведение сотрудником безопасности беспредметного разбирательства c данным посетителем при отсутствии доказательств, фрагментов видеозаписи, свидетельствующих о его явной причастности к правонарушению, является бесперспективным занятием. Такая беседа с посетителем (покупателем) торгового зала имеет мало шансов на успех и чревата возникновением конфликтной ситуации. Если посетитель уверен, что сотрудник службы безопасности торгового зала не убедителен в своих претензиях, обвинительных доводах, то он воспользуется возможностью обжаловать действия должностного лица в части нарушения законности и ущемления его прав, предусмотренных законом.
Во-вторых, не следует исключать, что случившийся инцидент с данным посетителем (покупателем) может быть результатом:– стечения обстоятельств;
– последствием ненадлежащего исполнения своих трудовых обязанностей неопытным персоналом торгового зала: неправильно присвоенный данному товару штрих-код или ошибкой кассира, пропустившего при сканировании некоторые предметы из множества предъявленных к оплате;
– действиями со стороны соучастника данного хищения, c которым посетитель однозначно будет отрицать факт знакомства и т.п.
При наличии таких обстоятельств правильным решением будет пригласить продавца-консультанта на кассовый терминал для предоставления подробной информации о товаре, его реальной стоимости. После этого следует провести разъяснительную правовую беседу с данным посетителем и разрешить инцидент в рамках упомянутых статей ГК РФ.
Однако после урегулирования данного инцидента сотрудник безопасности должен быть готов к возможной повторной встрече с этим посетителем. Для этого необходимо дать поручение оператору видеонаблюдения просмотреть архивные записи о пребывании данного покупателя в торговом зале до случившегося с ним инцидента. Если в ходе просмотра архива видеозаписей будут обнаружены неправомерные действия посетителя, то об этом необходимо сообщить сотруднику полиции, закрепленному за данным торговым центром. С его участием или руководствуясь его рекомендациями, следует провести определенные действия, в частности дать задание оператору видеонаблюдения отобрать видеоматериал, свидетельствующий о признаках правонарушения, присвоить материалу наименование и сохранить в архиве, провести опрос продавца относительно товара, составить акт о найденных пустых упаковках, снять видео или сделать фотографии, зафиксировав следы несанкционированного воздействия на штрих-код, ценник товара, определить размер причиненного ущерба и быть готовым в будущем к предметной беседе с данным посетителем. Все имеющиеся материалы следует предоставить закрепленному за торговым центром уполномоченному сотруднику полиции для анализа, дачи правовой оценки, принятия решения, предусмотренного законом. Это позволит при наличии убедительных оснований, подтверждающих вину данного посетителя, в случае повторного инцидента классифицировать его как уголовно-правовой.
Окончание следует