Одной из важнейших задач для руководителя службы безопасности предприятия является создание грамотной и оперативной системы оповещения применительно к различным ситуациям жизнедеятельности объектов предприятия, в том числе связанным с нарушением режима безопасности. Надежная и своевременная связь позволит, организовать деятельность по выявлению проблем, недопущению и локализации их развития, т.е. надежный контроль и своевременное реагирование на любую угрозу. В помощь руководителю службы безопасности предприятия представлена типовая инструкция по общим алгоритмам организации оповещения и последующим действиям. В свою очередь подобная инструкция позволит в дальнейшем отработать более подробные частные инструкции по порядку оповещения и действий применительно к каждому уровню угрозы для каждого исполнителя (должностного лица).

Общие алгоритмы прохождения оповещения (сигнала тревоги» и регламента действий на угрозы.

Цветовые коды условных обозначений уровней угроз:

- «Белый» - организация оповещения о контроле обстановки и текущих событиях применительно к повседневным («штатным») ситуациям.

- «Желтый» - при поступлении информации о настораживающих признаках из различных источников (Подразделения X( внештатные сотрудники СБ по связи с «силовыми» структурами) и Y( руководитель и заместители СБ), комендатур, личной охраны ,ГКН (группы контрнаблюдения), руководители-охраняемые лица, топ-менеджеры предприятия, члены семей, прочие источники*), пока не подтвержденной объективными фактами и требующие проведения мероприятий по проверке этой информации.

* Под прочими источниками информации понимается поступление сигналов от всех кроме охраняемых лиц, топ-менеджеров, членов семей и подразделений, непосредственно обеспечивающих безопасность ( Как-то: сотрудники предприятия, обслуживающий персонал, посетители, «соседи» и т.д.)

- «Оранжевый» - настораживающие признаки подтверждены объективными фактами, либо угрожающие признаки очевидны. При этом субъекты угрозы находятся в состоянии выжидания, подготовки, т.е. пока отсутствуют непосредственные признаки скорой реализации угрозы.

- «Красный» - непосредственная реализация угрозы жизни, здоровью, материальным ценностям, а также при наличии очевидных признаков указывающих на скорое наступление подобных событий.

1) Порядок оповещения в штатных ситуациях, предусматривающий контроль обстановки подразделениями охраны и безопасности предприятия без необходимости немедленного оповещения руководства и членов семей ( Уровень угрозы «Белый»).

- Контроль обстановки и доклады внутри структурных элементов охраны и безопасности предприятия.

Устные утренние инструктажи (оповещение о текущих задачах и оперативной обстановке) проводят Y для комендантов объектов, старших ГКН, начальников ЛО. Перечисленные категории с ограничением информации доводят ее и инструктируют своих подчиненных. Проверка средств связи (прочих технических средств и снаряжения). Указанные мероприятия проводятся до заступления смен на посты.

Доклад комендантами для Y о текущей ситуации устно в 8.00 и в 19.00 по мобильному телефону. От ГКН для Y в ходе и по мере выполнения поставленных задач. От начальников ЛО для Y в ходе выполнения служебных задач и по окончании дежурной смены при необходимости проведения проверочных мероприятий по выявленным подозрительным признакам.

Доклад комендантам о текущей ситуации осуществляется в 7.45 с круглосуточных постов, в 18.45 с дневных, по мобильному телефону, SIP-телефонии, устно.

Старшие ГКН составляют письменный доклад для Y еженедельно. Начальники ЛО, подразделение Y для охраняемых лиц (и при необходимости для топ-менеджеров) готовят доклады в установленном порядке, еженедельно в штатном режиме планирования отчетности. В случае выявления значимых изменений в обстановке Y докладывает охраняемым лицам немедленно.

Начальник ЛО докладывает установленным порядком охраняемым лицам перед выходом с объектов о готовности кортежа ( о выявленных признаках угрозы).

Для тщательного планирования охранных мероприятий, постановки задач в ограниченном объеме до личного состава ЛО и ГКН начальником ЛО, крайне желательным условием является заблаговременное информирование охраняемыми лицами начальника ЛО. О планируемых текущих поездках (мероприятиях) по возможности в предшествующий день (либо по мере изменения планов в текущем режиме). О планируемых дальних поездках, ответственных («протокольных») мероприятиях по возможности наиболее заблаговременно.

2) Порядок оповещения в нештатных ситуациях* (Уровень угрозы «Желтый», возможное повышение до «Оранжевого» ).

*Настораживающие ситуации без явных признаков прямой угрозы. Например: сосредоточение людей, автотранспорта, в т.ч. одиночек с признаками неадекватности поведения, повышенного интереса к объектам и субъектам охраны, выход из строя важных систем коммуникаций объектов или необоснованные поломки автотранспорта и пр.)

В целом алгоритмы оповещений (передачи сигналов) соответствуют порядку оповещения в штатных ситуациях, но при этом увеличивается частотность оповещений и степень контроля обстановки. Так доклады о текущей ситуации (помимо установленных утренних и вечерних), происходят с периодичностью каждые два часа.

По мере развития обстановки в сторону обострения угрозы доклады производятся незамедлительно, конечным получателями информации являются руководители-охраняемые лица, топ-менеджеры предприятия, члены семей (при необходимости). При стремительном развитии угрозы до уровня «Красный» (угроза жизни и здоровью), доклад от обнаружившего угрозу до указанной категории лиц, производится незамедлительно (первоочередно, минуя старших объектов охраны и категорию Y, устно и всеми доступными средствами связи). После чего оповещается категория старших объектов и Y .

Для обеспечения режима секретности переговоров (и при признаках применения стороной угрозы джаммеров (подавителей сотовой связи) по распоряжению Y, начальников ЛО, а также прочих старших охраны и безопасности до своих подчиненных осуществляется переход на резервные системы и средства связи (при необходимости с участием диспетчера И (тех.подразделение IT и защиты информации) по распоряжению от Y).

Перед выходом с объектов, принятия решения о выезде на маршруты и посещения неохраняемых объектов , категориями руководства не имеющих ЛО, Y оценивает обстановку по докладам ГКН и комендантов и оповещает их об отсутствии обнаруженных признаков угрозы. Зона убытия по команде со стороны Y, начальников ЛО (для охраняемых лиц )усиливается за счет повышенного внимания ( расширения периметра убытия) со стороны постов комендатур и ГКН. По согласованию с указанной категорией руководства на всем протяжении визита они могут прикрываться ГКН.

Для категорий руководства не имеющих ЛО по согласованию (рекомендации) с Y, возможной мерой повышения защиты в этот период является участие в сопровождении (за пределы охраняемых объектов) сотрудников комендатур, подразделений X и Y.

При нахождении руководства в охраняемых зонах объектов (в отсутствии развития угрозы с попыткой проникновения на объект) действия по оповещению руководства осуществлять в штатном режиме.

При проблемах техногенного характера (задымление, возгорание, локализация, которого возможна собственными силами, затоплений и прочих проблем) любой сотрудник предприятия, заметивший первые признаки проблемы должен оповестить ближайшего сотрудника подразделения охраны и безопасности. Далее по команде оповещение поступает до коменданта, Y, начальника ЛО для оповещения и принятия скорейшего решения о рекомендациях для руководства, прочего персонала предприятия (эвакуация из здания, перемещение в другие зоны объекта, отсутствие необходимости в изменении дислокации). Сотрудники свободной смены постов комендатуры, при целесообразности с привлечением сотрудников предприятия по возможности устраняют, либо временно локализуют проблему (осуществляют тушение, отключают ближайшие к источнику проблемы коммуникации, активируют при необходимости резервные источники освещения). Комендант, Y или назначаемый ими сотрудник оповещает при необходимости технические муниципальные службы, МЧС. Выделяется сотрудник (сотрудники) для встречи, сопровождения и контроля действий прибывающих специалистов аварийных служб. При наличии на объекте технического персонала ответственного за эксплуатацию коммуникации, немедленно оповещается и вызывается к источнику проблемы.

После локализации последствий проблемы комендант, Y организуют последующий оперативно-контрольный осмотр объекта и периметра силами подразделений охраны. После чего, следует доклад руководству предприятия об окончательной локализации проблемы и наступивших последствиях.

Если происходит обострение обстановки на объекте или вблизи него, действовать (осуществлять оповещение) согласно алгоритмам представленным ниже.

3) Порядок оповещения в критических ситуациях (Уровень угрозы «Красный»).

- До руководителей, оповещение производится Y, начальниками ЛО для охраняемого лица устно, по мобильным и резервным средствам связи, после получения ее от первичных источников сигнала (комендатур, ГКН, ЛО, X, прочих источников) по мере поступления сигналов. Для принятия решения :

А) О нахождении внутри охраняемой зоны ( в зоне усиленной защиты) до окончательной нормализации ситуации (до прибытия при необходимости X, юристов, представителей правоохранительных органов - при криминальных и террористических угрозах).

Б) О немедленной эвакуации из зоны объекта при развитии ряда неблагоприятных факторов, в т.ч. «легендированно» , или (и) под усиленной защитой (криминальный штурм объекта в т.ч. под личиной представителей правоохранительных органов, угрозы пожара, взрыва, срочного оказания медицинской помощи и т.д.).

Решение о принятии алгоритма А) или Б) остается за категорией руководства, при своевременном оповещении и четких рекомендациях со стороны Y, начальниками ЛО ( при их отсутствии комендантами).

При необходимости параллельно с оповещением руководства, Y (начальники ЛО) поручает, через комендатуру (ГКН) оповестить соответствующие угрозе федеральные и муниципальные службы (правоохранительные органы, МЧС, Гостехнадзор, медиков ), а также оповещает о необходимости прибытия юристов и X.

После локализации проблемы на объекте или вблизи него, после проведения полного оперативно-контрольного осмотра объекта и периметра силами подразделений охраны и безопасности под управлением Y (при отсутствии по какой-либо причине на объекте Y, все указанные ранее действия организует комендант объекта), последний оповещает руководство о локализации угрозы. В последующем Y (начальники ЛО) представляют доклад руководству по итогам инцидента. В том числе для возвращения на объект или покидания зоны усиленной защиты на объекте.

- От руководящего состава (членов семей) при развитии неблагоприятных факторов рекомендуется производить оповещение (в т.ч. условными сигналами тревоги, в присутствии лиц представляющих опасность) категорий Y (начальников ЛО, комендантов объектов). При каких-либо сложностях связанных с оповещением этих категорий, по возможности довести сигнал тревоги до ближайшего сотрудника подразделения охраны и безопасности, используя мобильные и резервные системы связи, либо любым доступным в данной ситуации способом (крик, разбив оконного стекла броском предмета и т.д.) При получении сигнала тревоги ближайшие по расположению сотрудники безопасности должны прибыть для выяснения обстоятельств и оказания помощи. Локализовать угрозу, в том числе с использованием оружия, специальных и подручных средств, мер физического и психологического (с использованием вербальных и невербальных методов) воздействия в соответствии с положениями статей УК о «необходимой обороне» и «крайней необходимости», а также « Закона о частной детективной и охранной деятельности в РФ» (для сотрудников ЧОП). При необходимости сотрудники осуществляют эвакуацию защищаемых лиц из опасной зоны в зону ближайшего укрытия. При необходимости оказания доврачебной помощи действовать только в пределах своей компетенции. Остальные действия по оповещению других категорий руководства, руководящего состава подразделений охраны и безопасности, государственных и муниципальных служб, юристов и X производятся в соответствии с ранее рассмотренным алгоритмом.

4) Используемые средства и способы связи для оповещения (подачи сигналов тревоги).

Основным видом связи для общения в «штатном» и «тревожном» режиме, для основных ответственных лиц является т.н. SIP-телефония, т.е. объединение определенных групп пользователей в чаты, за техническую организацию и обеспечение которых, отвечает подразделение И.

Руководители-охраняемые лица, топ-менеджеры предприятия, члены семей:

Основные виды связи

-Моб.телефоны

-интернет-связь

Резервные виды связи

-резервные моб.телефоны

Рекомендуемые виды резервной связи(в т.ч. как резервный канал связи при постановке помех джаммерами).

-Стационарные (проводные )телефоны

-Радиостанции стационарные и портативные

-радиофицированные тревожные кнопки (пейджер)*

- Стационарные тревожные кнопки под столешницами в кабинетах*

* Для подачи сигнала тревоги, экстренного вызова Y, начальников ЛО, комендантов.

Подразделения охраны и безопасности:

- Моб.телефоны – Y,коменданты, ГКН, начальник ЛО, сотрудники ЛО, охранники постов комендатур

-интернет-связь – Y, коменданты, ГКН, начальник ЛО, сотрудники ЛО,

-резервные моб.телефоны – Y, коменданты, ГКН, начальник ЛО, сотрудники ЛО,

-Стационарные (проводные )телефоны – Y, коменданты, начальник ЛО, сотрудники ЛО, охранники постов комендатур

-Радиостанции стационарные – Y, коменданты,

-Радиостанции портативные- Y, коменданты, ГКН, начальник ЛО, сотрудники ЛО, охранники постов комендатур

-Приемник сигнала (пейджер) от радиофицированных тревожных кнопок – Y, коменданты, начальник ЛО, сотрудники ЛО,

-Сигнализатор тревоги от стационарных тревожных кнопок руководителей – Y, коменданты, начальник ЛО,

Подразделения юристов и X:

- Моб.телефоны

-интернет-связь

-резервные моб.телефоны

Подразделение И :

-Обеспечение всех видов мобильной и интернет связи, включая резервные и «тревожные» каналы. Проверка и защита аппаратов и проводных линий.

Для эффективного оповещения и передачи сигналов тревоги в любой реальной ситуации различного уровня угрозы Y и начальнику ЛО по согласованию с руководством предприятия следует организовать показательное командно-штабное учение с использованием основных сценариев тревожного оповещения и действий для всех категорий, задействованных в представленном регламенте.

Впоследствии по возможности проводить подобные КШУ не реже 1 раза в полугодие.

Более подробно, алгоритмы оповещений и регламент действий для каждой конкретной должности необходимо расписать в виде инструкций с соблюдением режима секретности при хранении в электронных файлах и опечатанных цветных папках (цвет которых соответствует уровню угрозы).

Андрей Шикин Тел: +7-916-520-88-53

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.