Специфика охранной деятельности связана с высокой вероятностью действия на охранников чрезмерных факторов в экстремальных и конфликтных ситуациях. Эти факторы различаются не только по источнику своего происхождения, но и по силе, и продолжительности действия.

В ответ на действие чрезмерных факторов в организме охранников возникают процессы, которые принято называть стрессом[i].

Что такое стресс и какую роль он играет для жизнедеятельности человека? Наш организм отвечает своими реакциями на воздействие не только физиологических, но и психологических факторов. Если действие факторов на организм превышает пределы его обычного реагирования, то, помимо специфических реакций, дополнительно к ним организм отвечает и неспецифическими реакциями. Эти неспецифические реакции могут проявляться либо в приспособлении (адаптации) организма к новым требованиям и условиям, либо в сопротивлении им[1].

Проявления организмом неспецифических реакций называются стрессом, а чрезмерные неблагоприятные или угрожающие жизни и здоровью факторы – стрессорами, т.е. стресс - это ответ организма в виде неспецифических реакций при действии на него стрессоров.

Обратите внимание на типичную ошибку. В бытовом плане мы иногда связываем стресс не с ответными реакциями человека, с его переживаниями, а с ситуацией, в которой он оказался. например, скандал мы можем считать стрессом, хотя он является лишь стрессором.

Стресс может быть кратковременным или более длительным. При кратковременном стрессе в организме активируются готовые программы реагирования, а при длительном стрессе требуется адаптационная перестройка функциональных систем, иногда крайне тяжелая и неблагоприятная для здоровья человека.

Стресс характеризуется динамикой и имеет логику своего развития. Последствия для организма в результате развития стресса могут быть самыми разными. При длительном или постоянном стрессе могут возникнуть нарушения в деятельности организма и появятся необратимые изменения: заболевания желудочно-кишечного тракта (гастрит, язва), сердечно-сосудистая патология (гипертония, аритмия, стенокардия и др.).

Выделяют три стадии (или фазы) развития стресса:

стадия тревоги - происходит мобилизация необходимых защитных сил организма, повышающих его устойчивость. При этом организм функционирует с большим напряжением, усиливаются процессы возбуждения в нервной системе - организм готов дать достойный отпор раздражающему фактору. На этой стадии организм справляется с нагрузкой с помощью поверхностной мобилизации функциональных резервов без глубинной структурной перестройки;

стадия сопротивления - происходит сбалансированное расходование адаптационных резервов организма, организм старается закрепить свое функционирование на новом, повышенном уровне. Если воздействие стрессора совместимо с возможностями адаптации, то признаки тревоги практически исчезают, а уровень сопротивляемости поднимается значительно выше обычного. В этот момент организм более устойчив к разнообразным вредным воздействиям, чем в обычном состоянии. Давно подмечено, что в сложные периоды жизни, когда «нервы на пределе», люди редко болеют;

стадия истощения - при длящемся стрессе, когда исчерпываются функциональные резервы, вновь возникают признаки тревоги. Но поскольку уже нет запаса защитных сил, то начинается истощение. Эта стадия приводит к дистрессу, оказывающему на человека отрицательное, разрушительное действие. На этой стадии изменения в организме приобретают необратимый характер, и человек может погибнуть.

Стресса не следует избегать вообще, ведь с его помощью организм мобилизуется и приспосабливается к новой ситуации, приводя в действие неспецифические защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление или адаптацию. Важно, чтобы действие стрессовых факторов не превысило адаптационные возможности человека.

Различают физиологические и психологические стрессоры[2]. Физиологические стрессоры оказывают воздействие непосредственно на ткани тела человека. К ним относят болевое воздействие, высокую или низкую температуру, химическое или лучевое воздействие, чрезмерную физическую нагрузку и др. Последствием пережитого физиологического стресса могут быть подавление иммунной системы, ведущее к учащению простудных и инфекционных заболеваний, снижение массы тела, потеря аппетита, постоянная усталость, резкие перемены настроения, угнетенное состояние, волнение, высыпания на коже и др.

К психологическим стрессорам относят сигналы, указывающие на биологическую или социальную значимость событий для человека. Это сигналы, связанные с угрозой его здоровью и жизни, с переживанием, с ответственностью и др. Последствиями психологического стресса могут быть заболевания различных систем организма - нервной, пищеварительной, сердечно-сосудистой, эндокринной и др.

Также в стрессе выделяют физиологический и психологический виды.

Психологический стресс в свою очередь делится на информационный и эмоциональный типы. С профессиональной точки зрения нас больше интересует вероятность психологического стресса у охранников.

Информационный стресс возникает в ситуации информационных перегрузок, когда человек не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой ответственности за последствия принятых решений. Объем принимаемой и перерабатываемой информации, ее сложность, необходимость знания большого числа нормативных документов, частота принятия решений в ограниченное время, высокая ответственность – все это составляет информационную нагрузку, и, если она превышает возможности конкретного человека, у него возникает информационный стресс.

В охранной деятельности информационный стресс может возникнуть у диспетчеров (оперативных дежурных) мониторинговых охранных компаний, если количество закрепленных за ними мобильных экипажей высоко и при возникновении критических ситуаций им уже не удается справиться с чрезмерной информационной нагрузкой. При выявлении подобных фактов руководителям следует внести коррекцию по снижению информационной нагрузки на сотрудника.

Кратковременным стрессором для определенной части охранников выступает ситуация сдачи ежегодных зачетов на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств и огнестрельного оружия. Большой объем знаний необходимых для зачета, выбор точного ответа из перечня похожих ответов, ограниченное время ответов за компьютером, отсутствие возможности исправить ошибку и др. создают у этой части охранников информационный стресс, который они не могут преодолеть. Поэтому часто они ищут иные пути для сдачи зачета.

Преодолеть подобную ситуацию можно путем овладения необходимым объемом знаний и проведения для охранников «тренировочных зачетов» в облегченных условиях. Это позволит снизить у них уровень тревожности и повысить уверенность в своих силах. Тем самым процесс сдачи зачета как стрессора для охранников будет переведен в разряд действия факторов с их привычным ответным реагированием.

Эмоциональный стресс проявляется у охранников в ситуациях угрозы безопасности их жизни и здоровья. В ситуациях угрозы стресс у охранников может либо активировать их действия, направленные к нейтрализации угрозы, либо приводить к уклонению от действий, своей отстраненности от нее. Проводимые учебно-практические занятия с охранниками в условиях, приближенных к реальным, позволяют снизить для них значимость стрессоров и дают возможность действовать активно и адекватно в реальных условиях.

Также эмоциональный стресс проявляется у охранников в затяжных конфликтных ситуациях в своей среде, в глубокой обиде на какие-то отрицательные проявления в свой адрес. Решение затяжных конфликтных ситуаций и личных обид лучше проходит путем переговоров с другой стороной, иногда с привлечением третьих лиц для независимой оценки ситуации и вынесения компромиссных решений.



[1] Куликов Л.В. Психогигиена личности: вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. учебное пособие. - СПб.: Питер, 2004. - 464 с.

[2] Грановская Р.М. Элементы практической психологии. 3-е изд. с изм. и доп. - СПб.: Свет, 1997. - 608 с.



[i] Буряк Ю.Н., Кочин А.А., Кочергин Г.М., Петрановский А.К. Психологическое обеспечение деятельности частного охранного предприятия. Пособие в 2 частях. - СПб, 2004. - 100 с.