Терроризм и экстремизм в России не угасают, а, наоборот, набирают силу. Кто совершает все эти, на первый взгляд, бессмысленные преступления? Почему эти злодеяния совершаются так часто? Что необходимо сделать, чтобы предотвратить террористические акты в будущем? На эти и многие другие вопросы ответ искали ученые, журналисты, чиновники. 

На протяжении последних 15 лет Российская Федерация находится в состоянии постоянного противодействия террористическим угрозам. Начало 21 века отмечено крупными, тщательно подготовленными террористическими актами на территории нашей страны.  

На общем фоне снижения преступности в России «растет уровень проявлений терроризма и экстремизма до 20% в год. Об этом заявил член экспертного совета комитета по безопасности ГД РФ профессор Сергей Воронцов, на региональной научно-практической конференции по противодействию терроризму. Конференция "Основные идеологические установки религиозно-экстремистских организаций, действующих в Северо-Кавказском регионе. Формирование информационного контента в целях дерадикализации молодежи" прошла в Пятигорске в здании Пятигорского государственного лингвистического университета. В конференции приняли участие представители более 120 научных, религиозных, общественных, государственных структур из всех субъектов СКФО и Москвы. 

Наша справка:  

Экстремизм (от лат. extremus – крайний) – приверженность крайним взглядам и мерам (обычно в политике). Как правило выражается в применении силы, агрессии, бандитизме, терроризме, разжигании розни и т.д. 

Терроризм (terrorism) – один из вариантов тактики политической борьбы, связанный с применением насилия. Суть терроризма – насилие с целью устрашения. 

 На конференции четко прозвучали мысли о необходимости противостоять распространению идеологии терроризма. Практической новацией Конференции стал вынос поиска решения проблем экстремизма и терроризма в гражданскую сферу, поиск путей привлечения общества, использования гражданских механизмов. 

В свою очередь представитель аппарата Национального антитеррористического комитета Николай Синцов заявил, что распространение в стране ваххабизма с целью религиозно мотивированного терроризма привело к росту исламофобии и ксенофобии, обращенных против самих этнических мусульман.  

По мнению Синцова, исключительно важно «формирование у граждан чувства неприятия насилия, как метода борьбы, понимания необходимости совместных усилий противодействия насилию». «Борьба должна вестись в области образования, массовой культуры, СМИ, формирования общественного мнения. Победа над терроризмом возможна лишь тогда, когда этого желает общество», — сказал представитель НАК. 

Синцов привел в пример Северо-Кавказский федеральный округ, где «сохраняется достаточный уровень террористических угроз» в том числе по причине попадания молодых людей под влияние идеологии религиозно-патриотического экстремизма. На Северном Кавказе, несмотря на усилия силовых структур, ряды бандподполья все еще могут восстанавливаться за счет молодежи, заявил представитель аппарата Национального антитеррористического комитета. "Бандгруппы, несмотря на принятие мер силового воздействия со стороны спецслужб и сил правопорядка, все еще сохраняют способность к восстановлению своего численного потенциала и инфраструктуры", - сказал Н.Синцов. К тому же, по данным представителя НАК, на территории Северо-Кавказского федерального округа находятся пособники террористов, попавшие под влияние идеологии религиозно-политического экстремизма. В основном это молодые люди в возрасте от 17 до 30 лет. Таким образом, очевидно, что основу рядового состава бандформирований и его пополнения составляют именно молодые люди, которые в силу ряда социально-психологических, физиологических и демографических особенностей наиболее восприимчивы к идеологическому воздействию, подвержены максимализму и радикальным настроениям. Среди главных причин радикализации и вовлечения молодежи в террористические организации можно выделить нарастающее распространение идеологии терроризма, прежде всего идей религиозно-политического экстремизма и ваххабизма, лежащих в основе деятельности Аль-Каиды и всех ее ячеек, включая Имарат Кавказ", - отметил Синцов. 

«Терроризм силен не числом и умением, а общественным мнением». Эта мысль принадлежит Яну Шрайберу — английскому философу, который с 1976 года работает в криминальном центре в Гарварде. По его словам, терроризм вызывает сложный комплекс — ненависти, восхищения, отчаяния, надежды и страха. Это кривое зеркало, но с мощным усилителем.  «Усилителем» как раз является масс-медиа.  

Газеты и телевидение устроили из терроризма подлинный «университет миллионов». Из самого страшного явления 21-го века сделали всемирное шоу. А главное для террористов это жажда «паблисити», аудитории, зрителей. Без них он погибает в буквальном смысле.  

Существует странный симбиоз между средствами массовой информации и террористами: террористы поставляют на рынок информации пролитую ими кровь и прочие волнующие события, заполняющие главные колонки газет и кадры ТВ, а те взамен служат рупором терроризма и бесплатно дают ему рекламу.  

«Террористы всегда стремятся использовать каналы масс-медиа в СМИ для пропаганды своих взглядов, а распространение соответствующей информации о теракте как раз и является их целью, ради которой они совершают свои масштабные и бесчеловечные акции, направленные на запугивание населения»,— заявил представитель НАК Николай Синцов. 

Он считает, что угроза терроризма вполне устранима, неверно рассматривать это явление как фатально неизбежное. Непременным условием победы над терроризмом должно стать объединение всех здоровых слоев общества. «Проблема не в уничтожении какой-либо бандгруппы, главаря. Главное — уничтожить саму идеологию терроризма», — отметил он. 

Господина Синцова поддержал руководитель департамента внутренней политики полпредства в СКФО Александр Потапов. Он отметил, что пока «киберджихад» носит пропагандистский характер, но не исключено, что «война в сети» может начаться в полную силу. 

Выступающие подчеркивали, что современные СМИ нередко буквально героизируют действия бандитов, а при освещении терактов практически берут на себя пропаганду террористов и экстремистов. Впрочем, критиковали и представителей пресс-служб силовиков. Профессор ЮФУ Сергей Воронцов в этой связи отметил, что в пресс-службах ведется своего рода гонка за количественными показателями. 

Участники отмечали необходимость активной работы по противодействию терроризму и экстремизму, мобилизации гражданского общества и более активного внедрения в жизнь рекомендаций специалистов, работающих в области идеологического воздействия на молодежь. 

В резолюции, которую участники конференции сформулировали по итогам мероприятия, они обозначили 11 пунктов, которые должны кардинально изменить ситуацию в борьбе за молодежь. 

Среди предложений, вошедших в резолюцию, есть создание рабочих групп, которые должны продумать систему ужесточения наказаний за терроризм и пособничество, «с последующей передачей в Госдуму РФ на утверждение». Правильное освещение работы правоохранительных органов и улучшение их имиджа, разоблачение мифов, «героизирующих терроризм и экстремизм», а также разоблачение «лицемерия» идеологов и спонсоров экстремизма. Несколько пунктов напрямую касаются грантов для обучения молодежи из регионов «со сложной оперативной обстановкой», на финансирование мониторинга информационного общества «в целях выявления пропаганды идеологии экстремизма и терроризма» и для представителей гражданского общества, «осуществляющих профилактику экстремистской деятельности». Предлагается сформировать пул журналистов, которые будут профессионально освещать вопросы антитеррора в СМИ. И при этом решить вопрос с ограничением в СМИ материалов «не только террористической и экстремистской идеологии, но и криминального поведения, жестокости и насилия».