Всемирная торговая организация (ВТО) не входит в ООН и, соответ­ственно, законы ВТО стоят для Транснациональных корпораций и стран-членов ВТО выше законов ООН (экологических, трудовых прав МОТ ООН и т.д.).  

В 1948 году ООН приняла Устав ITO (International Trade Organization, Международная торговая организа­ция), который учитывал соглаше­ния по обеспечению занятостью, законы против монополий концер­нов, а также меры по защите вну­тренних рынков. В 1947 году, как инструмент  Международной торговой организа­ции, было принято  Гене­ральное соглашение по тарифам и торговле (General agreement on tariffs and trade, GATT). Однако Конгресс США отклонил ITO, ссылаясь на недостаточную защиту инвестиций американских банков и концернов. На основе принятого соглашения ГАТТ была создана вре­менная одноименная организация - ГАТТ, которая  просуще­ствовала с 01.01.1948 по 01.01.1995 год, пока не была преобразована в ВТО.  

Всемирная торговая организация была создана в результате многолетних переговоров в рамках Уругвайского раунда, который длился с 1986 года по декабрь 1993 года. Официально ВТО образована на конференции в Марракеше в Марокко в апреле 1994 года Соглашением об учреждении ВТО, известным также как Марракешское соглашение. 

Помимо основного текста Соглашение содержит 4 приложения: 

Приложение   1А: Многосторонние соглашения по торговле товарами  (ГАТТ); 

Приложение   1В: Генеральное соглашение по торговле услугами  (ГАТС); 

Приложение 1С: Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной     собственности  (TRIPS). 

Приложение   2: Понимание в отношении правил и процедур разрешения споров. 

Приложение   3: Механизм обзоров торговой политики. 

Приложение 4: Необязательные для участия всех членов ВТО многосторонние   торговые соглашения: 

  • Соглашение по торговле гражданской авиатехникой;  
  • Соглашение по правительственным закупкам.   

21 июля 2012 года Президент РФ подписал Федеральный закон «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» А 22 августа 2012 года Россия стала 156 членом ВТО. 

Подписав Соглашение об учреждении ВТО Россия не подписала Соглашение по правительственным закупкам из Приложения № 4 к Соглашению. 

Что из этого следует и где здесь мы? 

А). Согласно Генеральному соглашению по торговле услугами ГАТС под торговлей услугами понимается поставка услуг, осуществляемая следующими способами: 

1 способтрансграничная поставка (cross-border trade) 

При трансграничном способе поставки услуга пересекает границу посредством телекоммуникаций или почтовой связи, при этом поставщик и потребитель услуги через границу не перемещаются. 

2 способпотребление за рубежом (consumption abroad) 

Потребитель услуги, как физическое, так и юридическое лицо перемещается за рубеж, где приобретает или потребляет услугу. Поставщик услуги за границу не перемещается. 

3 способкоммерческое присутствие (commercialpresence, rightofestablishment) 

Компания, предоставляющая услугу, пересекает границу с целью открытия представительства или дочерней организации, через которую будет предоставляться услуга. 

4 способприсутствие физических лиц (presence of natural persons) 

Поставщик услуги перемещается через границу в страну местонахождения потребителей с целью предоставления услуги. 

Б). Так, в соответствии со статьей XVI ГАТС, страны – члены ВТО, в своих обязательствах по доступу на рынок услуг должны оговаривать следующие условия, имеющие ограничительный характер: 

1. Ограничения количества поставщиков. 

2. Ограничения на общий объем торговли по отдельному виду услуги. 

3. Ограничения на общее число операций или количества предоставленных услуг. 

4. Ограничения на общее число физических лиц или число физических лиц, привлекаемых к поставкам услуг. 

5. Требования к определенной организационно-правовой форме. 

6. Ограничения доли иностранного участия в секторе или в капитале отдельной компании. 

В этой же статье оговаривается, что обязательство по устранению ограничений в доступе на рынок считается принятым, если эти ограничения не зафиксированы в Перечне специфических обязательств страны-участника. 

По сути перечисленные выше шесть ограничительных условий должны были бы быть обозначены Минэкономразвития в каждом из четырех способов поставки услуг сферы Негосударственной безопасности. Ни одно из них не применено. 

Всего Классификатор продуктов ООН содержит шесть услуг в секторе по безопасности, в двух из них, а именно в 87302 - Консультационные услуги по безопасности  и в 87305 - Услуги по охране, разрешено работать участникам ВТО.   В области услуг заключено 30 соглашений, Европейский Союз проходит как один участник. Таким образом, мы с вами имеем иностранных конкурентов в охране и в консультационной сфере.  

В отношении способов поставки услуг. По первым двум, трансграничная поставка и потребление за рубежом, Российская Федерация не взяла на себя обязательств по устранению ограничений для стран-членов ВТО, но и не ввела никаких ограничений. Это означает, что уже сегодня как наши , так и зарубежные предприятия могут зарабатывать на консультационных услугах, используя первый способ поставки услуг - трансграничный. Находясь или работая за рубежом (второй способ), физическое или юридическое лицо имеет право потреблять охранные или консультационные услуги местных организаций безопасности. Что впрочем не возбранялось и ранее. Третий способ поставки услуги - коммерческое присутствие.  

Вот что говорит Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" о Коммерческом присутствии - это "любая допускаемая законодательством Российской Федерации или законодательством иностранного государства форма организации предпринимательской и иной экономической деятельности иностранного лица на территории Российской Федерации или российского лица на территории иностранного государства в целях оказания услуг, в том числе путем создания юридического лица, филиала или представительства юридического лица либо участия в уставном (складочном) капитале юридического лица. Российское юридическое лицо, через которое осуществляется коммерческое присутствие, рассматривается как иностранный исполнитель услуг, если иностранное лицо (иностранные лица) в силу преобладающего участия в уставном (складочном) капитале российского юридического лица, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые российским юридическим лицом". 

При рассмотрении этого способа поставки введено два ограничения на коммерческое присутствие иностранного партнера. Первое, это коммерческое присутствие только в форме юридического лица, то есть не разрешены филиалы или представительства. Далее дело иностранного коммерсанта каким образом превратить юридическое лицо в дочернее или зависимое общество, ограничения не применены. Второе, это требуется предварительное разрешение компетентных органов на коммерческое присутствие. Я думаю, что этой позицией наш рынок для иностранцев закрывается наглухо и навсегда. Во-первых, спустя полгода в компетентные органы не поступило ни одной заявки на получение разрешения для осуществления коммерческого присутствия. Во-вторых, если уж своим казакам такого разрешения не дают уже как год, то чужим не дадут и подавно.  

Четвертый способ поставки услуги - присутствие физических лиц. Если заграница прорвется, то тогда нам мало не покажется. Ограничение в Секторальных обязательствах одно - директор юридического лица должен быть гражданин РФ, постоянно проживающий в России. Я не вижу для иностранцев в этом проблемы. Но есть еще так называемые Горизонтальные обязательства, обязательные для всех секторов оказываемых услуг. Здесь сделана попытка закрепить должность Главного бухгалтера за россиянином, но это могут быть и иностранные физические лица получившие статус временно проживающих еще до въезда в РФ. Кроме того, иностранная фирма может направить в создаваемое на нашей территории юридическое лицо на ключевые должности по сути не ограниченное число физических лиц на срок до 3-х лет с последующим продлением. Ограничения по численности касается представительств - 5 человек и 2, если это касается банковской деятельности. Хуже того, Минэкономразвития согласилось с положением о том, что этот "ключевой персонал осуществляет управление коммерческим присутствием под общим наблюдением или получая указания от, в основном, совета директоров, акционеров или их эквивалента". Так что должность директора в этих условиях становится номинальной.  

Не прозрачной является информация о специфических обязательствах по столу НСБ, которые взяли на себя наши партнеры по ВТО. Не факт, что ровно такие же какие взяли мы. Поэтому при решении открыть предприятие за границей нашим предпринимателям необходимо будет в деталях разобраться со стороной пребывания. Тем более, что русского текста этих обязательств не существует. 

Но есть и хорошее для тех, кто сегодня осваивает бюджетные деньги. В ходе переговоров о присоединении к ВТО Россия уведомила её членов о своём намерении присоединиться к Соглашению о правительственных закупках. Россия также подтвердила, что, став членом ВТО, она запросит предоставление статуса наблюдателя к Соглашению и начнёт процесс присоединения к нему в течение четырёх лет с момента присоединения. У России есть право, а не обязательство присоединиться к Соглашению. Китай, например, ведёт переговоры по присоединению уже 10 лет, Австралия – 6 лет, Турция – 6 лет. Мы по ВТО вели переговоры 18 лет, думаю, что Минэкономразвития, набравшись опыта, проведет переговоры не менее достойно, чем другие страны. 

Это про ВТО и как нам в нем жить. Теперь о субъектах нашего рынка. 

За 20 лет своего существования частная детективная и охранная деятельность в стране не стала ни бизнесом, ни отраслью, ни индустрией и продолжает в своей деятельности повсеместно использовать административный ресурс. Коррупция в сфере услуг безопасности достигает едва ли не стопроцентного уровня. Если говорить о конкурсах, проводимых в рамках Федеральных законов N 94-ФЗ от 21.07.2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и № 223-ФЗ от 18 июля 2011 г. "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", то победить в них в конкурентной борьбе практически невозможно. Победитель определяется априори заказчиком с соблюдением своего интереса. Государственные заказчики (в том числе органы государственной власти), муниципальные и иные заказчики зачастую выносят на конкурс лоты с суммами, которые еще до снижения на торгах предусматривают для участников необходимость ухода от налогов в случае их победы. Победа, как правило, достигается или созданием условий конкурса специально под конкретного участника, или за счет демпинга. В последнем случае победителю становится не принципиальным сколько налогов украсть, 30 %  или все 100. В последнее время "откаты" стали нормой и в коммерческой среде. Наемный топ-менеджмент стал формировать личные финансовые потоки в тайне от владельцев бизнеса. Хотя это и частное дело, но возврат денежных средств носит наличный характер, а следовательно налицо отмывание денег и уход от налогов. 

После вступления с 01 января 2010 года в силу Федерального закона № 272-ФЗ от 22.12.2008 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной и детективной деятельности» субъектов "рынка безопасности" стало меньше, их деятельность стала заметно "серее", качество услуги ниже, произошел массовый переход на "вахту", нормой стало игнорирование трудового законодательства, завершилось деление юридических лиц "на своих" и "нейтральных". Безусловно такое состояние дел в частной охранной деятельности вызывает раздражение у власти, а порой и опасение, соответствующим образом формируется и отношение общества к частной охране. Если ничего не менять и  оставить все как есть, то это путь деградации с перспективой вырождения. Между тем, по состоянию на 1 января 2013 г. в Российской Федерации фактически оказывают охранные услуги 23 913 частных охранных организаций, статус частного охранника имеют 644 741 граждан России, частными охранными организациями охраняется 617 010 объектов различного назначения.  

Вневедомственная охрана при МВД переведена в разряд казенных учреждений и лишена права оказывать услуги физической охраны на объектах, не входящих в Перечень объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями полиции вневедомственной охраны, утвержденный Правительством РФ. Численность вневедомственной охраны снижена настолько, что даже подлежащие охране объекты стоят в очереди на обеспечение охраны. 

Ведомственная охрана за период с 1999 года - год выпуска № 77-ФЗ "О ведомственной охране", по настоящее время фактически утратила статус государственной охраны и по существу трансформировалась в коммерческую отрасль, составляющую конкуренцию частной охране. Ведомственная охрана осуществляет свою деятельность в основном (9 из 13 министерств и ведомств) путем создания государственных унитарных предприятий, которые представляют собой коммерческие предприятия, основной целью которых является извлечение прибыли. Основным  источником ее финансирования являются средства собственников охраняемых объектов. Из 46 176 объектов, охраняемых ведомственной охраной, только  10 834 объекта являются государственной собственностью и находятся в сфере ведения соответствующего федерального органа исполнительной власти, которому разрешено создать ведомственную охрану за счет численности ведомства. При приведении законодательных актов в соответствие с нормами ВТО будет изъята привилегия ведомственной охраны на оказание охранных услуг по заключаемым коммерческим договорам, закрепленная ст.8 № 77-ФЗ "О ведомственной охране". В этом случае к ведомственной охране будет утрачен интерес со стороны чиновников, создавших сегодня коммерческие предприятия взамен государственной охраны. Это следующий субъект рынка охранных услуг, который падет под действием времени и объективных обстоятельств. 

Возрождение российского казачества за последние 15 лет стало заметным событием государственного масштаба. Очевидно, поэтому оно испытывает серьезное противодействие, в том числе и от силовых ведомств. Не смотря на серьезную законодательную базу, казачество не имеет технологии решения поставленных Правительством задач. И в ближайшее время вряд ли станет заметным конкурентом на рынке охранных услуг. 

Резюме по игрокам: частная охрана хиреет, вневедомственная охрана сошла с дистанции, ведомственная охрана доживает последние дни, перерождение вневедомственных ГУПов в ЧОО лишит их преимуществ и нивелирует до состояния сегодняшней частной охраны, казачество не может преодолеть расставленные барьеры и выйти на позиции вневедомственной охраны в период ее расцвета.   

Каким путем идти дальше? МВД сегодня проводит политику разграничения полномочий. Будучи уполномоченным государством осуществлять контрольные функции за деятельностью НСБ оно оставляет за собой функцию организации взаимодействия полиции и предприятий НСБ. Вопросы, связанные с нормативно-правовым регулированием должны быть прерогативой Комитета по безопасности ГД и его Экспертного совета. Вопросы экономического характера - Комитета по безопасности предпринимательства ТПП РФ. МВД хотело бы получать оценку своей деятельности от Общероссийского профсоюза НСБ, Общественной палаты, СМИ. 

Мировая практика деятельности частной охраны показывает, что одной из тенденций ее развития является государственная поддержка. От предоставления налоговых льгот, поставок электронно-вычислительной техники,  передовых средств радиосвязи, современных видов специального оружия до поддержки спецслужбами и предоставления государственных контрактов. От обычных - охрана государственных объектов и расследования в сотрудничестве с полицией, до исключительных – участие в войнах за рубежом. 

Взаимодействие государства и частного сектора для решения общественно значимых задач имеет давнюю историю, в том числе и в России. 

Сегодня в современной управленческой практике возникло новое и модное выражение - Государственно-частное партнерство (ГЧП). Актуальность темы вызвана повышенным интересом к ней в органах государственной власти. Тема достаточно подробно рассматривалась в рамках Совета по конкурентоспособности. Впоследствии для ее развития были осуществлены некоторые организационные мероприятия, например, созданы экспертные советы в рамках некоторых органов исполнительной власти. Теме развития ГЧП уделяется много внимания на государственном уровне, на ГЧП возлагаются большие надежды. По оценкам экспертов, ГЧП позиционируется как «новая технология развития экономики». Федерального закона о ГЧП нет, но более 60 субъектов РФ имеют законодательные акты о ГЧП.  

Безусловно, есть сферы, где частный бизнес может работать без государственного участия. Однако есть традиционные сферы государственной ответственности: безопасность, оборона, социальная сфера, инфраструктура. С чисто рыночной позиции они непривлекательны и могут исчезнуть, если их активы передать в частные руки. К тому же государство не может полностью передать их в собственность.  

Один из исследователей такого явления, как ГЧП В.Г.Варнавский дал ему следующее определение: «Государственно-частное партнерство - это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности и НИОКР, вплоть до сферы услуг». 

Приход на Российский рынок безопасности крупных иностранных игроков - дело времени. Рано или поздно произойдет ассимиляция российского охранного бизнеса. 

В силу понятных причин нельзя допустить российские ЧОО, но уже с иностранными участниками, к охране объектов инфраструктуры ВС РФ, объектов энергетики, жизнеобеспечения и им  подобных.   

К сожалению за 20 лет существования, в стране не сформировался  цивилизованный рынок  услуг  безопасности.  Частная охрана не получила со стороны государства должной оценки, соответствующего признания, внимания и серьезной поддержки. 

И сегодня нам просто нечего противопоставить иностранцам.  

При вступлении в ВТО Россия сохранила право не присоединяться к соглашению по государственным закупкам, что позволит вводить любые преференции для государственных закупок на федеральном, региональном и муниципальном уровне. Но и отдавать госзаказ в руки маломощных российских ЧОО не целесообразно. 

Противостоять крупным иностранным компаниям в области безопасности могут только крупные отечественные компании. Таковых нет. Надо создать в рамках Государственно-частного партнерства под эгидой Правительства вместо ведомственной охраны 5-6 стратегических ОАО охранной направленности в МЧС, Минобороны, Минэнергетики, Минтрансе, Минсвязи. Гарантированным рынком для этих компаний должны стать объекты Министерств-учредителей. 

Создание стратегических ОАО с филиальной сетью по всей стране из дочерних и зависимых частных охранных организаций (до 1 миллиона человек) позволит: 

А) построить в ближайшем будущем (3-4 года) территориальную охрану, в военное время трансформирующуюся в силы территориальной обороны, консолидирующую гражданское общество и государство, с мощной мобилизационной базой, с серьезнейшей социальной защитой военнослужащих и государственных служащих, гарантом которой будут являться частные структуры безопасности. Более того, часть планов гражданской и территориальной обороны можно претворить в жизнь уже в мирное время и не менять обученные караулы на не обученные в критическое время; 

Б) решить поставленные Президентом России задачи: 

1. По созданию национального резерва Вооруженных Сил: 

- приведет к созданию Федерального органа исполнительной власти, отвечающего за деятельность организаций негосударственной сферы безопасности; 

- создаст условия для разработки концепции национального резерва Вооруженных Сил России; 

- будет способствовать разработке и принятию свода законов в сфере охраны, который бы предусматривал вначале принятие общих законов, закладывающих принципы охранной деятельности, а затем -  частных, регулирующих отдельные виды охраны; 

 - законодательно закрепит персонал стратегических охранных ОАО и частных охранных организаций как мобилизационный резерв ВС РФ; 

- работу в стратегических ОАО и их дочерних и зависимых обществах  считать альтернативной службой службе в ВС РФ. 

         2. По организации службы в "обученном резерве". С переходом на смешанную систему комплектования ВС России сократится призыв на военную службу и, как следствие, основная масса населения страны окажется не дееспособной в условиях военного времени, что неминуемо приведет к огромным людским потерям. Необходимо готовить резервистов и население к действиям в военное время.