Свершилось чудо, финансовый безопасный дождь, в середине учебного года, обрушился на московские школы и детские сады. 17 млрд.руб. выделено в столичном бюджете на 2013-2015 гг.  

Чиновники говорят, что это обусловлено многочисленными обращениями родителей, которых насторожили события в США и нездоровая криминогенная обстановка в столице. Хотелось бы верить, но вот только по всей стране прокурорскими работниками проведены проверки законности обеспечения безопасности в учебных учреждениях. На основании статьи 9 федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" установлено, что органы образования обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения. По результатам проверок многие руководители школ и дошкольных учреждений привлечены к ответственности за сбор денежных средств с родителей.  

«Скорее всего, эти изменения ведут не к усилению мер безопасности, а к экономии бюджета. Сократили посты охраны: раньше было три охранника, а теперь оставили одного. Второго охранника мы брать не можем, и сейчас директора выкручиваются: кто-то вахтеров привлекает, кто-то других сотрудников. Реально четыре камеры по периметру и четыре камеры в школе не смогут решить больших проблем, лучше оставить два поста охраны», — так прокомментировал меры городской администрации представитель администрации одной из столичных школ. В самих школах опасаются, что после нововведений безопасность детей будет обеспечить гораздо сложнее: восемь видеокамеры не заменят посты физической охраны. 

Впрочем, директора школ не особенно довольны предстоящими нововведениями: теперь на посту будет один охранник, и это существенно усложнит процесс обеспечения порядка. Многие региональные журналисты уже устроили соревнование под девизом «Кто проникнет в школу». Во Владимире, например, журналистка местного СМИ провела проверку возможности постороннему человеку войти в рабочее время в школу. Итог, из 5 школ сложности с проходом возникли только в одном учебном заведении. Но, как заверили директора всех школ, в помещениях и по периметру ведется видеонаблюдение и всегда работает тревожная кнопка. Насколько технические средства, в том числе и тревожная кнопка способствуют безопасности школьников? 

В этой связи остро встает вопрос нормирования мер безопасности в образовательном учреждении с учетом расположения школы, ее архитектурными особенностями, спецификой работы (сменностью) и многими другими факторами. Как финансируются эти мероприятия, и кем и с какой периодичностью контролируются. 

При этом, родители даже при желании не смогут, как раньше, «скинуться» и нанять дополнительного охранника на личные деньги, или установить системы контроля доступа или видеомониторинга. Не надо забывать о том, что комплексная безопасность образовательного учреждения – это совокупность мер и мероприятий образовательного учреждения, осуществляемых во взаимодействии с органами местного самоуправления правоохранительными структурами, другими вспомогательными службами и общественными организациями, обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников и учащихся к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях. 

Но этот процесс многосторонний. В Великобритании, например, вопросами взаимодействия полиции и школы занимаются участковые полицейские, которые в обязательном порядке знакомятся со школами своего района. Многие полицейские силы имеют также специальных полицейских, предназначенных именно для взаимодействия со школами, - они непосредственно идут в младшие и старшие классы, проводят там беседы по широкому кругу проблем, касающихся безопасности школьников. Эти полицейские, среди которых немало женщин, проходят спецподготовку, в ходе которой изучают методы школьного обучения и планирования работы полиции по данным вопросам, способы разрешения конфликтов и помощи школьникам. Во время работы в школах полицейские советуют подросткам, как лучше защититься от криминального насилия и других форм жестокого обращения. 

Объединение усилий нескольких организаций в общих кампаниях по лоббированию и информированию о правах детей - это способ изменения отношения к правам детей, уже доказавший свою эффективность во многих странах на практике. В некоторых странах именно коалиции и сети организаций, работающие в области прав ребенка, начинали процесс лоббирования по ратификации Конвенции о правах ребенка. В других странах коалиционные и сетевые объединения организаций возникают для того, чтобы написать сообщение или альтернативный доклад Комитету ООН по правам ребенка о выполнении в стране Конвенции о правах ребенка. 

Помимо активных мер по обеспечению физической безопасности подростков и молодежи не стоит забывать и о духовном просвещении, которое, прежде всего, заключается в воспитании толерантности. 

Важность формирования толерантных отношений у молодежи обусловлена тем, что вопрос об уровне толерантности российского общества является сегодня критически важным.Обострение межнациональных конфликтов, усиление тенденций проявления ксенофобии - животрепещущие проблемы современной России. Сложная социально-экономическая обстановка, геополитические изменения и значительные миграционные потоки непосредственно влияют на общественное мнение в области межэтнических отношений. 

Нет, к сожалению, системного и взвешенного подхода к решению национального вопроса. На государственном уровне делаются лишь первые попытки создания эффектных программ национальной политики и также необходимых правовых актов, направленных на регулирование различных сторон федеративного и национального законодательства.  

В целях разработки и реализации единой государственной политики по формированию толерантности и профилактике экстремизма в российском обществе была создана специальная межведомственная программа, так как решение такой задачи требует скоординированного взаимодействия многих министерств и ведомств (Федеральная программа "Формирование толерантного сознания и борьбы с экстремизмом"). Неслучайно стали предметом международной программы ЮНЕСКО.  

При этом особое внимание следует уделять индивидуальной работе с несовершеннолетними, заключающейся в: 

- создании условий для здорового развития и воспитания подростков и молодежи; 

- участии в рейдах и операциях, проводимых полицией с целью пресечения совершения преступлений (в частности, в школах и иных учебных заведениях); 

- выявлении подростков из неблагополучных семей (группа риска); 

- ведении профилактических бесед на тему, как не стать жертвой преступления; 

- организации свободного времени молодежи; 

- обеспечении личной, имущественной и общественной безопасности в учебных заведениях, в клубах, на дискотеках, на улицах; 

- проведение лекций, семинарских занятий о наиболее эффективных средствах самозащиты. 

Попутно заметим, что действующее Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних датировано 3 июня 1967 г. Очевидно, что этот нормативный акт устарел и морально, и фактически. Работать в соответствии с требованиями этого документа в современных условиях, мягко говоря, чрезвычайно трудно. 

Для того чтобы понять различия в предмете регулируемых отношений в России и на Западе, достаточно сопоставить содержание российских и ряда зарубежных законов об образовании. 

В качестве примера возьмем Кодекс образования Франции (законодательную часть). Остановимся лишь на части второй Кодекса, посвященной школьному образованию. Она содержит более 240 статей, непосредственно посвященных школьному образованию. Столь внушительное количество статей, посвященных школе как базовому уровню образовательной системы, свидетельствует об особом внимании, которое французский законодатель уделяет вопросам образования, воспитания и детства. Отдельные секции (объединяют несколько статей) Кодекса посвящены: физическому и спортивному воспитанию, изучению художественных дисциплин, технологии и информатики, языков и местной культуры, военного дела, безопасности жизнедеятельности, дисциплин гражданского воспитания, организации образования детей и подростков с отклонениями в развитии, школам ремесел, военным лицеям, французским школам за границей. 

В принятом Законе об образовании основному школьному образованию уделена только одна статья 19, а слово безопасность встречается три раза в контексте закона. 

В итоге хочется сказать, планируя выделение много миллиардных средств чиновникам необходимо больше внимания уделять нормотворческой и организаторской работе, с тем, что бы эти средства (кстати бюджетные) не проваливались в «бездонную трубу» бесхозяйственности.