Мой неугомонный почтовый ящик принес очередную весть, на специальной вечеринке в рамках RussianRetailForumбыли объявлены результаты первого в истории российского ритейла голосования за лучших из лучших - кандидатов в Команду мечты. У вас в России много разных видов ритейла, как по масштабу, так и по продаваемым категориям товаров. У вас есть огромные продуктовые ритейлеры, сети спортивных товаров, сети  бытовой электроники, телекоммуникации, DIY-ритейлеры и т.п. Решения, которые предлагаются на рынке безопаснотси, направлены на все эти разнообразные сегменты ритейла. Российские ритейлеры сегодня заинтересованы в технологиях, которые позволяют им стимулировать рост и получить долю рынка по выгодным способам. Таким образом, российские ритейлеры осваивают передовой опыт  со стороны комплексного планирования и исполнения, особое внимание уделяя эффективности продуктовой линейки. 

Конечно, меня как человека далеко не равнодушного к этой тематике, заинтересовали лидеры в номинации «Директор по безопасности».

Первое место занял Алексей Попов, директор по безопасности «МегаФон Ритейл».

Наша справка: ОАО «МегаФон Ритейл» - дочерняя Компания ОАО «МегаФон», развивает розничный бизнес Компании МегаФон. В настоящее время розничная сеть «МегаФон» насчитывает 1750 салонов связи в 450 городах России.В Компании работает более 12 тысяч человек. В салонах связи МегаФон осуществляется обслуживание действующих и подключение новых абонентов Компании МегаФон, а также реализуются продукция под брендом «МегаФон», мобильные устройства и аксессуары к ним.
Стратегическая цель компании к 2013 году стать самой эффективной сервисной и сбытовой сетью среди операторов сотовой связи в России. 

В чем тренд безопасности победителя в данной номинации? По словам самого Алексей, выполняя полный цикл клиентских операций «работаем с персональными данными60 млн. клиентов. При этом гарантируем их полную сохранность». Необходимо заметить, что доступ к базам данным имеют многие сотрудники компании, в которой только продавцов-консультантов 10 тыс. человек. Произошел явный переход от охраны салонов и защиты от экономических преступлений к информационной безопасности и предотвращению фрода (мошенничество при подключении и обслуживании клиента). Все это за счет внедрения новых технологий в области мониторинга информационных систем.

На втором месте Дмитрий Лихов, директор по экономической безопасности «Белый      Ветер Цифровой».

Наша справка: «Белый Ветер ЦИФРОВОЙ» — российская многопрофильная компания, активно развивающая несколько направлений деятельности: розничная торговля и электронная коммерция.  

За пять лет работы в компании Дмитрий минимизировал потери, боролся «с различного рода негативными элементами», в ближайшее время стоят задача повышения эффективности, сделав безопасность не только затратной статьей, но и инструментом приносящим прибыль. В этой связи вырисовывается новый тренд безопасности – борьба с потерями как результатом недостатков операционной деятельности.

Третьим на пьедестале почета основатель и генеральный директор «Агентства исследования и предотвращения потерь» Игорь Чумарин.

Наша справка: Агенство исследования и предотвращения потерь основано в феврале 2000 года Игорем Чумариным. Агентство — инновационная организация, создающая стандарты в области предотвращения потерь (Retail Security). Профессиональный активный консалтинг или практическое обучение позволяющее не только применить имеющийся опыт, но также разработать и внедрить свои организационные, кадровые, режимные и технологические меры предотвращения злоумышленных действий работников, контрагентов и покупателей. 

Своим основным профессиональным навыком Игорь называет поиск неисправностей процессов и изъянов в людях. Основным деловым качеством — азарт в достижении результата. Считает, что при умножении на опыт работы с такими сетями, как «Пятерочка», «АСБ-Рейтинг», «Дикси», «Кей», «Провиант», «К-раута» и др., из всего этого  получается неплохой инструмент. «При работе внутри компаний или в консалтинговых проектах тот или  иной результат, в зависимости от поставленной задачи, всегда имеется. И мне за него не стыдно, — комментирует специалист. — Не всегда задача состоит в снижении потерь, иногда — в оптимизации расходов, но я всегда стараюсь. Думаю, что главное достижение, которым я буду гордиться, еще впереди». Что делает. Предпочитает «никому никогда ничего не обещать», просто не имея такой привычки. Иногда гарантирует. В качестве задачи лично для себя на ближайший год ставит приобретение зарубежного опыта. На ближайшие пять лет — создание крепкого развитого профессионального сообщества специалистов по предотвращению потерь

Представляется знаменательным, тот факт что на «Олимпе» наряду с практиками безопасности расположился человек, оказывающий консалтинговые услуги в данной сфере экономической деятельности. Это свидетельствует о профессионализации рынка, выявлении новых «продуктовых» сегментов.

В чем видят эксперты безопасности новые направления развития? Несмотря на то, что  массовая, и деловая пресса заполнены статьями о мошенничестве персонала, использовании подложных документов и бандах организованной преступности грабящих торговцев, большие утраты происходят из-за несовершенства бизнес процессов и прежде всего в организации хранения и реализации.

Вместе с тем исследования рынка безопасности основное внимание уделили проблемам традиционного характера. По оценкам экспертов воровство товаров со склада персоналом  составляет 70% основных источников потерь. Хотя данная проблема редко стоит на повестке дня, вопросы противоправного поведения персонала являются злободневными для сотрудников, борющихся с сокращением потерь в розничной компании. Проблема представляет собой одну из существенных угроз бизнеса, однако для ее предотвращения или профилактики практически ничего не делается. Большинство компаний считают вопросы, связанные с противоправным поведением персонала слишком болезненными и отодвигают их на второй план, или предпочитают консолидировать усилия в борьбе с внешними угрозами бизнеса, так как ими гораздо интереснее заниматься в корпоративных масштабах, да и не стыдно обсуждать публично.  

Не менее важное место сегодня занимают вопросы эффективности в работе торговых сетей. Британские ученые подсчитали, что от 30% до 50% всей выращенной и произведенной на Земле еды идет на выброс. В США и Европе, как считают эксперты, на свалку идет 50% всех продуктов. Огромные объемы вполне съедобных продуктов, по их докладу, пропадают по причине строгого контроля за сроком годности продуктов в магазинах, плохой уборкой урожая, а также расточительностью самих потребителей. Сложившаяся ситуация вызывает опасения, ведь население, численность которого к концу столетия вырастет еще на три миллиарда, должно задуматься о культуре разумного питания. 

Территориальная экспансия торговых сетей усложняет работу служб безопасности. За 2012 год в Российской Федерации ввели чуть более 1,5 млн кв. метров качественных торговых площадей, 7% из них построили и сдали в Москве, подсчитали эксперты Jones Lang LaSalle. В 2010 году доля Москвы в общем объеме была равна 24%. Отрицательная динамика объемов ввода новых торговых центров в 2012 году была зафиксирована в Санкт-Петербурге и других городах-миллионниках. Тем временем строительство ТЦ в небольших городах только растет – их доля в объеме ввода прошлого года впервые была равна 58%. Сегодня крупные сети активно осваивают региональный рынок, при этом в новые регионы должны приходить не только качественные продукты, но и современные технологии безопасности. В этой связи остро встает вопрос о крупных операторах, способных обеспечить единые стандарты безопасности во всех торговых залах сети, независимо от места расположения, будь то Москва или Тюмень. Столица и города миллионники остаются в фокусе иностранных ритейлеров: в Москве за 2012 год более 15 международных брендов открыли здесь свои флагманские магазины либо бутики. При этом западные компании требуют от российских операторов безопасности европейского качества уровня безопасности. Западные инвесторы и российские акционеры компаний розничной торговли активно подталкивают предприятия торговли к постоянному росту товарооборота, но сами продавцы считают, что такой рост делает их более уязвимыми для разного рода мошенников. Для них этот фактор является более существенным, чем прямое давление со стороны большого бизнеса и банков, нацеленное на усиление их защиты от мошенничества. Вместе с тем, мы поражены, тем что 74% из них напрямую заявляют о том, что они не доверяют своим работникам, вне зависимости от сектора рынка, размера предприятия или его производственных показателей. 

Без эффективных ответов на новые вызовы рынка безопасности торговых сетей мы не сможем двигаться дальше. Для этого необходима аналитика и выработка технологий защиты ритейла от потерь.