Сегодня информационные агентства «взорвались» информацией о том, что, «сотрудникам частных охранных предприятий разрешат применять силу только после того, как они устно предупредят нарушителя о своих намерениях. После этого охранники должны дать злоумышленнику время выполнить их требования, при этом о каждом инциденте, когда охранник всё же будет вынужден пойти на физическое воздействие, необходимо будет заявить прокурору».

Парадокс заключается в том, что вброс информации произошел до официального внесения законопроекта в Государственную думу, официальной публикации и общественного обсуждения, нет этого документа на официальном сайте МВД РФ http://www.mvd.ru/documents/public/.

Сложно комментировать документ, не опубликованный и не представленный в установленном порядке, поэтому выскажу несколько замечаний, независимо от содержания вносимых поправок.

Во-первых, вопрос нормативного регулирования порядка и правил применения физической силы сотрудниками охранных организаций своевременный и актуальный. Но почему документ согласованный с ФСБ, Минприроды, Минрегионом, Минпромторгом и Генеральной прокуратурой, держится в секрете от общественности? Могу допустить, что легче получить заключение Минприроды, чем замечания от тех, кому предназначено выполнять требования правовых норм. Именно поэтому некоторые руководители охранных организаций полагают, что законопроект устанавливает как «скрутить руку, выкрутить руку или заломить руку за спину таким образом, чтобы, например, её сломать. Это один из элементов может быть чрезмерного применения силы, но, тем не менее, связанный именно с принуждением одного человека выполнить команду другого человека, в данном случае охранника». Согласно вносимым поправкам, сотрудникам ЧОПов разрешат применять физическую силу на тех же условиях, что и огнестрельное оружие и спецсредства. Это нормальная практика, которая согласуется с действующими нормами применения физической силы сотрудниками правоохранительных органов. То есть прежде, чем скрутить нарушителя на месте происшествия или ударом отразить нападение, охранник должен будет устно предупредить о своих намерениях. После этого сотрудник охраны должен дать нарушителю время выполнить его требования до применения физической силы. О каждом случае ранения либо смерти человека в результате применения охранником физической силы спецсредств или огнестрельного оружия обязан уведомить прокурора в течение 24 часов.

Во-вторых, агрессией пропитаны все социальные страты российского общества. Недовольство жизнью, неспособность проявить себя в коллективе рождают у неуравновешенных людей агрессию, которая рвётся наружу. Недавно мы активно обсуждали преступление «офисного стрелка».  http://psj.ru/saver_people/detail.php?ID=72881

По последним исследованиям ученых, у 46% мужчин и у 33% женщин возникало желание разрешить конфликтную ситуацию с коллегами с помощью применения физической силы. К счастью, сегодня желания не разошлись с делом лишь у малой доли опрошенных. До реального рукоприкладства на работе дошли 12% мужчин и всего 1% женщин. Чаще других объектами насилия становятся коллеги, чуть реже - руководители. Самыми популярными оправданиями применению силы оказались провокация со стороны оппонента и нетрезвый вид. Однако, по мнению 82% работников российских компаний, нет ничего, что могло бы оправдать применение физической силы по отношению к коллегам.

Не стоит забывать и о том, что фактор колоссального недоверия является определяющим сегодня для страны. Причем, речь идет не просто о недоверии людей к власти, хотя это тоже очевидно, но и о недоверии ко всем структурам правопорядка, руководителям и даже друг к другу. Люди подозрительны, полны фобий (часто обоснованных!). Фобия по отношению к полицейским, например, имеет вполне жизненную подоплеку. Например, в Саранске будут судить бывшего сотрудника правоохранительных органов, который, находясь в фойе участкового пункта полиции №1, избил мужчину. Инцидент произошел 27 июня 2011 года. Без каких-либо законных оснований страж порядка применил в отношении мужчины физическую силу, в частности, повалил пострадавшего на пол и ударил его несколько раз специальной палкой. И этот факт не единственный. Следователи Алтая проводят проверку по факту появления в интернете видеоролика, на котором, по утверждению автора, запечатлена сцена, где его незаконно задержали и избили сотрудники полиции,  В интернете появился шестиминутный ролик, где видно, как сотрудники исправительного учреждения избивают заключенного, закованного в наручники. ГУФСИН сообщило, что осужденный, которого избивают на видео, 1992 года рождения. Он был осужден на 3,5 года за разбой и нанесение легкого вреда здоровью. В ростовскую колонию был доставлен 4 апреля 2012 года из СИЗО Новочеркасска."Прибыв в учреждение, осужденный вел себя крайне вызывающе, высказывал недовольство режимом содержания, в категорической форме отказывался выполнить законные требования сотрудников — сдать гражданскую форму одежды и переодеться в форму установленного образца", — отмечает ведомство. Но общественные деятели говорят о том, что люди настаивают на достойном отношении к ним в различных условиях.

В-третьих, трудно не согласиться с вице-президентом ЧОП-ГК «Альфа-Информ» Юлием Пономаревым, высказавшим в беседе с «Известиями»,  http://izvestia.ru/news/540778#ixzz2E6C9Esf3, что с разрешением применять физическую силу у руководства охранных предприятий прибавится работы. Необходимо будет проинструктировать сотрудников о допустимых пределах силового воздействия. Вне всякого сомнения, принять норму в закон гораздо проще, чем научить охранника правильно действовать в различных нестандартных ситуациях. Применение физической силы требует не только специальной физической подготовки, формирования специальных навыков, но и психологической и правовой готовности самого охранника действовать в рамках правовых норм. Сегодня 12% руководителей не обращают никакого внимания на психологическое состояние подчиненных, а если и замечают какие-то проблемы, то не считают это своей заботой. Как изменится их отношение к подчиненным завтра? Мне кажется, в современной России много острых социальных конфликтов, однако очень часто это кровоточащие, но поверхностные раны. Включение в их разрешение физической силы должно быть взвешенным и обоснованным. Поэтому без общественного обсуждения, выработки норм подготовки и проверки готовности охранников к применению физической силы принимать данные поправки рано.