В свете проводимой в Российской Федерации административной реформы Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" были впервые закреплены функции контроля и надзора за федеральными службами, а в целом определены четыре основные функции федеральных органов исполнительной власти. К ним отнесены: принятие нормативных правовых актов (нормотворческая деятельность); контроль и надзор; управление государственным имуществом; оказание государственных услуг.

Под функциями по контролю и надзору, которые призваны реализовывать федеральные службы, понимаются:

- осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;

- выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;

- регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.

В демократических государствах основополагающим при осуществлении государственного контроля является принцип верховенства права. Принцип верховенства права – основополагающий принцип демократического государства, является выражением идей примата права над государством, приоритета прав человека в обществе, проявляется в верховенстве Конституции и правовых законов. В сфере государственного контроля этот принцип определяет преимущество, первоочередность прав человека по отношению к желаемым результатам контроля. Как это реализовано в приказе МВД России от 18.06.2012 N 589.

Наиболее полно принцип верховенства права должен реализоваться в правах и обязанностях субъектов государственного контроля.

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального надзора в ст. 4 к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный контроль относятся:

1) разработка и реализация единой государственной политики в области защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности;

2) организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности;

3) разработка административных регламентов осуществления федерального государственного контроля (надзора) или проведения проверок в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

4) организация и проведение мониторинга эффективности федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации;

5) осуществление других предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий.

Отсюда в прямой постановке вытекает требование о единой государственной политики в области защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля, что на наш взгляд в первую очередь определяется правами и обязанностями лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю. Рассмотрим как корреспондируются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального надзора» и  приказа МВД России от 18.06.2012 N 589.

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ

Приказ МВД России от 18.06.2012 N 589

Непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

 

 

Получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом;

 

 

 

Ознакомиться с документами должностного лица, прибывшего для проведения проверки, записать данные и проверить его полномочия путем телефонного звонка в ГУОООП МВД России или соответствующий территориальный орган МВД России.

 

Знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

 

Давать пояснения и представлять необходимые документы по всем возникающим в ходе проведения проверки замечаниям.

 

 

Делать в акте проверки письменные примечания (замечания).

 

Прилагать к акту проверки объяснение и иные документы, подтверждающие его позицию.

 

Обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Обжаловать действия должностного лица, проводившего проверку.

 

Приведенный анализ свидетельствует о том, что 50% прав проверяемого находятся в противопоставлении. Я могу знакомиться с документами, но не понятно, присутствую при этом при проверке? Давать пояснения и представлять документы, но не понятно должны ли ознакомить меня с нормами права и иной информацию, которая относится к предмету проверки? Я могу делать в акте проверки письменные примечания (замечания), но не понятно, как должно быть изложено мое согласие или несогласие с результатами проверки? После получения акта проверки проверяемый имеет право сформировать свою правовую позицию по претензиям проверяющих и изложить ее в возражениях, которые должны быть проанализированы руководителем лицензионной службы в процессе рассмотрения материалов проверки. И по всем основаниям должны быть даны аргументированные ответы.  И последнее, какие действия проверяющих подлежат обжалованию?

Вопрос. Административный регламент расширяет правовое поле? Без присутствия руководителя (доверенного лица) возможны мероприятия по контролю? Какие основания являются достаточными для того что бы отсутствие руководителя не признавалось «уклонением от проведения проверки»?

 

Вот пример с обратной стороны, права проверяющего в ходе осуществления государственного контроля.

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ

Приказ МВД России от 18.06.2012 N 589

 

Направлять запросы в соответствующие подразделения федеральных органов исполнительной власти, организации и учреждения для получения необходимой информации.

 

 

Проводить проверки деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по месту их нахождения и в местах оказания услуг, проверять у работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документы, подтверждающие право на занятие лицензируемым видом деятельности.

 

 

Проводить проверки соблюдения правил оборота специальных средств.

Проводить проверки соблюдения правил оборота оружия.

 

 

Требовать от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представления оригиналов документов или их заверенных копий, устанавливать достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, письменной или устной информации, необходимой для выполнения контрольных функций.

 

По результатам проведенных проверок при выявлении нарушений требований нормативных правовых актов, регламентирующих частную детективную и охранную деятельность, давать обязательные для исполнения предписания

 

В случае выявления неоднократного или грубого нарушения лицензионных требований принимать необходимые меры по их устранению, в том числе путем временного (до 30 дней) приостановления действия лицензии.

 

Приостанавливать срок действия лицензии в связи с привлечением лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении нарушений лицензионных требований и условий, выданного лицензирующим органом в порядке, установленном Законом Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".

 

Обращаться в суд с заявлением о приостановлении действия лицензии Аннулировать лицензии по решению суда

Аннулировать разрешения на хранение и использование или хранение и ношение оружия.

Изымать в установленном порядке оружие и специальные средства

 

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ не предусматривает никаких особых прав для проверяющих, он четко формулирует меры, принимаемые должностными лицами органа государственного контроля, органа в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки. Особое место в правовопреминительной практике занимают обязанности сторон, о них мы поговорим в следующей статье.

 Продолжение следует