Безопасность бизнеса – сравнительно молодая область деятельности для России. Сегодня исполняется 20 лет принятия Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» по существу закрепившего законодательно процесс формирования нового вида экономической деятельности.

Тем не менее, окружающая среда и условия, формирующие эту сферу, претерпели огромные изменения с момента образования. Достаточно сказать что, по данным Росстата структура собственности в российской экономике в 1991 году представляла: 95,8% государственной (в том числе арендной) собственности и 4,2% других (в том числе кооперативно-колхозная) форм собственности. На начало 2012 года в структуре собственности России 77% - частная собственность, 4% государственная, 6% муниципальная и 13% иные формы собственности. В связи с произошедшими изменениями государство предоставило собственнику не только право владения, но и защиты, как своих интересов, так и собственности.

Причем изменения эти особен­но ярко проявляются в по­следние пять лет. Сейчас эти изменения видны невооруженным гла­зом, они очень сильно влияют на тре­бования, которые предъявляются к ком­паниям и специалистам, на структуры подразделений компаний, на методы и средства осуществления безопасности. Каковы же эти изменения? И чего нам ждать в этой области дальше?

Самое значимое изменение, на наш взгляд - это осознание того, что защита бизнеса это прерогатива собственника. Именно владелец бизнеса с одной стороны заинтересован в сохранении, преумножении, приросте капиталов, с другой он несет всю ответственность за состояние дел и принятие (непринятие) необходимых мер защиты. В качестве примера можно привести владельцев Домодедова, которые в итоге всех перипетий стали ответственны за произошедший теракт (хромая лошадь и т.д.). Таким образом, предметной областью безопасности становится сохранность бизнеса. Не случайно сегодня так много говорится о необходимости принятия Федерального закона «О защите бизнеса» (это конечно, условное название), об этом шла речь и на первом заседании консультационного совета при Комитете по безопасности государственной думы Российской Федерации, под председательством Председателя комитета И. Яровой.

Все это происходит в условиях сложной криминальной обстановки в стране. Согласно статистическим данным в 2011 года зарегистрировано 2404,8 тыс. преступлений. В результате преступных посягательств погибло 40,1 тыс. человек ( 4,5%), здоровью 49,4 тыс. человек причинен тяжкий вред (2,8%). Ущерб от преступлений (по оконченным и приостановленным уголовным делам) составил 250,73 млрд. рублей, что на 4,4% меньше аналогичного показателя прошлого года. Причем две трети ущерба (64,9%) приходится на преступления, зарегистрированные в центрах субъектов Российской Федерации. Почти половину всех зарегистрированных преступлений (49,3%) составляют хищения чужого имущества, совершенные путем: кражи – 1038,6 тыс. (6,3%), грабежа – 127,8 тыс. (22,3%), разбоя – 20,1 тыс. (18,2%). Почти каждая третья кража (30,3%), каждый двадцать второй грабеж (4,6%), и каждое четырнадцатое разбойное нападение (7,2%) были сопряжены с незаконным проникновением в жилище, помещение или иное хранилище.

За указанный период было зарегистрировано 622 преступления террористического характера и 622 преступлений экстремистской направленности.

Тем не менее, анализ практики оказания охранных услуг за последние годы позволяет сделать вывод о том, что уровень их качества  не отвечает современным требованиям обеспечения безопасности предпринимательской деятельности и тем целям, на достижение которых она направлена – защите прав и законных интересов хозяйствующего субъекта и владельца собственности. Об этом в частности свидетельствуют данные о количестве преступлений против собственности, которые удалось пресечь частным охранникам. Так, в 2011 г. было зарегистрировано 1350 преступлений против имущества, охраняемого частными охранными организациями. При этом только в 253 случаях (24,3 %) охраняемое имущество было сохранено. В ряде регионов Российской Федерации процент пресечения преступлений против охраняемого имущества оказался еще ниже.

Это результат непрофессионализма людей обеспечивающих охрану собственности и неспособности организаторов безопасности хозяйствующих субъектов предвидеть, противостоять криминальным (как пример) угрозам. Рассмотрим некоторые причины сложившейся ситуации.

Мы прошли два непростых этапа в становлении.

Первый этап - это откровенно бан­дитские взаимоотношения в 90-е годы, когда служба безопасности компании решала вопросы защиты молодого российского бизнеса на «стрелках», «сходках», в открытых боях и все проблемы решались уголовными способами. Не стоит подробно останавливаться на этом. Исторический путь достаточно хорошо изложен в научной и популярной литературе. А такие герои как Саша Белый стали кумирами миллионов молодых людей. А в службах безопасности особое место занимали «отмороженные специалисты».

Следующий этап, условно называемый «позвонковым», наступил примерно с двухтысячного года. Главная идея этого этапа – «давайте возьмем на работу нужного человека, он решит нам все проблемы». Центр тяжести переходит под «крышу» государственных органов и структур. Предыдущий опыт работы и связи это клю­чевые качества лица получившего под контроль безопасность хозяйствующего субъекта. Все возникающие проблемы решаются посредством звонка нужному человеку, отсюда и название. В России сформировалась  особая «каста» людей, профессионально торгующих властью. Это не чиновники, не депутаты и не судьи. Это люди, всегда скрывающиеся в тени. Но без них зачастую невозможно решить самые важные вопросы, требующие участия государства. По сути, это чистой воды коррупция (нередко и сами «Дядьки» работают на бизнес, не оставляя гос. службы). Чемоданы и коробки с деньгами кочевали по кабинетам чиновников различного ранга. Жены чи­новников трудоустроены в крупных корпора­циях, и таким образом образовывались коррупционные цепочки для решения проблем.

В 2008 году один из самых успешных регионов России, Московская область, едва не стал банкротом. Причина была не только в финансовом кризисе, накрывшем всю страну, но и в действиях руководства области. За несколько лет ее министру финансов Алексею Кузнецову удалось построить настоящую долговую пирамиду с помощью подконтрольных областному правительству компаний. Одновременно его жена Жанна Буллок стала успешным подмосковным девелопером. Правда, летом 2008 года им пришлось спешно уехать за границу, чтобы избежать обвинений в мошенничестве.

В значительной мере эта си­туация сохраняется и сейчас, однако наметились некоторые тенденции, ко­торые говорят о том, что сегодня мы подошли к третьему этапу в развитии систем безопасности бизне­са. Многие компании с этим сталкива­ются напрямую, и задаются вопросом «что же делать дальше»?

Грядущий этап можно назвать «Intelligence»(от Business intelligence или сокращенно BI - бизнес-анализ, бизнес-аналитика). Под этим термином, нами понимается спо­собность абстрактного мышления, по­нимания, коммуникации, убеждений, обучения, планирования и примене­ния интеллекта в решении проблем.

Может показаться подозрительным но со всех трибун праздничных мероприятий, посвященных 20-летию негосударственной сферы безопасности, звучат слова о необходимости создания и развития отраслевой науки, подготовки и переподготовки кадров.

Это не российское ноу-хау, это мировой тренд. Подготовки и переподготовки специалистов безопасности не только высшего, но и среднего звена, их профессиональная аккредитация на Западе уже давно стали реальностью.

Проблема в том, что такой подход довольно затратен для работодателя. Мы привыкли рас­сматривать «безопасника» как отстав­ного милиционера, военного, разведчика  у которого одна задача – присутствие на работе и которому не надо много платить. Человек рад само­му факту того, что его взяли на работу и в меру своих сил решает поставленные вопросы.

Нанимать людей, которые решают про­блемы интеллектуальными методами  (а именно эту элитную часть работников нужно готовить в университетах), достаточно дорого.

Тем не менее, мир диктует свои правила и свои законы. Раньше требовалось просто решить проблему, неважно какими методами.  На следующем этапе ключевым фактором решения проблемы стала законность методов. Теперь же наступает этап, на котором нужно предотвращать возникновение проблем. А для этого нужен совсем другой кадровый состав подразделений безопасности и совершенно другой подход к работе. Готов ли российский бизнес к смене парадигмы организации безопасности? Могу предположить не совсем.

 В чем сегодня состоят основные потребности бизнеса?

- Уменьшение коррупционного бремени, отягчающего стоимость производимой продукции и оказываемых услуг. По некоторым экспертным оценкам «коррупционная составляющая в стоимости» достигла 20-35%. При вступлении в ВТО такое бремя становится невыносимым, и бизнес стремится сбросить эту обузу.

- Еще одна «неприятность» для биз­неса - повышение контроля в области государственных заказов. Откатные схемы в процессе конкурсов и торгов не только неэффективны, но они в три-четыре раза удорожают конечный продукт.

- Другая тенденция в развитии бизнеса – перенос точки внимания с материальных активов на нематериальные. Если сравнить структуру активов компании несколько десятков лет назад и сейчас, то становится, очевидно, что основная стоимость активов переместилась в информационную «нематериальную сферу».

- Дополнительные риски в России создаются слабостью законодательного регулирования отношений в  сфере безопасности, что многократно уве­личивает риски компаний. Практически сегодня все службы обеспечения безопасности находятся вне правового поля 272 –ФЗ вывел СБ даже из охранного бизнеса.

- Специалистам по безопасности бизнеса сегодня стало очевидно, что персонал является как главным акти­вом, так и главным источником угроз современного бизнеса. Никакие техни­ческие средства не защитят компанию от халатности, саботажа, хищений со стороны персонала. Последние исследования показывают, что не просто воруют все, а главным вором стал ТОП менеджмент.

Российское отделение ACFE (Association of Certified Fraud Examiners - международная организация, которая занимается борьбой с мошенничеством и преступлениями «белых воротничков»),  в конце 2011 года провело исследование рисков безопасности бизнеса в России. В результате, наиболее существенными угрозами и источниками потерь в Российском бизнесе, по мнению экспертов, являются коммерческая коррупция и хищения со стороны высшего менеджмента.  В желтую зону попали угрозы: коррупция в отношениях с регуляторами, хищения со стороны служащих и менеджеров среднего уровня, информационная безопасность, отсутствие корпоративной культуры, недобросовестная конкуренция и промышленный шпионаж. Эти угрозы создают существенные потери для бизнеса.

Терроризм, как угроза безопасности бизнеса, несущественен, или эффективно нейтрализуется государственными правоохранительными органами.

- Исследования показывают, что суще­ствует еще некий нематериальный ак­тив, который оказывает определяющее влияние. Это корпоративная культура. Существует много определений корпо­ративной культуры, мы приведем одно, наиболее точно отражающее ее суть. Корпоративная культура - это цен­ности и убеждения, разделяемые боль­шинством сотрудников компании и определяющие их поведение в коллек­тиве, отношение к работе, руководству и к компании. Можно с уверенностью сказать, что крепкая  корпоративная  культура может  творить  чудеса,  и  стать  той  самой  «палочкой-выручалочкой» которая, возможно, позволит сохранить и развивать бизнес. 
И одновременно ее отсутствие,  может свести  на  «нет»  многочисленные  и
дорогостоящие мероприятия и контрольные процедуры.

Одной из современных тенденций в обеспечении безопасности бизнеса является обеспечение лояльности персонала через развитие корпоративной культуры. По оценкам экспертов, убытки компаний от собственных сотрудников порой достигают 90% от общего ущерба (никакие конкуренты, как правило, с этим злом не могут сравниться). Согласно данным ACFE, западные компании из-за мошенничества сотрудников теряют около 6% своего оборота (напомню, на Западе на деловую разведку рекомендуется тратить от 0,5 до 1,0% от оборота). Результаты исследований, проведенных в российских фирмах, дают еще более худшие результаты. Так потери от хищений в процентах от общих затрат на ведение бизнеса составляют 31%. Это неудивительно, так как на свою безопасность отечественные фирмы затрачивают мене 0,1% от оборота.

И все же ситуация в Российском бизнесе меняется слишком медленно. В чем же причина?

Давайте посмотрим на экономику. С одной стороны, мы продаем свою про­дукцию на мировом рынке по мировым ценам. Мы не можем устанавливать на продукцию цены настолько высокие, насколько нам заблагорассудится. С другой стороны, у нас непомерно раздутые расходы на производство этой продукции - огромный объем хищений (каждый ворует на своем месте все, что может),

- у нас огромная коррупция (мы должны платить чиновникам за лицензии, за то, чтобы не останавливали производство и т.п.),

- у нас низкая производительность труда, низкая культура управления,

- у нас высокие, часто, иждивенческие социальные ожидания персонала.

В общих затратах на производство потери от хищений в среднем составляют в 30 % (Исследование ACFE Russia, 2011). Самые большие потери от хищений, по оценке экспертов, происходят в капительном строительстве – в среднем, 45,7% от общих затрат на данный процесс, то есть из каждого рубля, затраченного на строительство, «пропадает» приблизительно 46 копеек. По остальным процессам, которые также попадают в красную зону картина следующая: инвестиционные проекты – потери составляют 44,9%, закупки сырья и материалов – 37,5%, расчеты с подрядчиками и приемка выполненных работ – 33,8%.

Вывод; С одной стороны, ограниченные рынком цены на продукцию - с другой - непомерно высокие затраты на произ­водство. Если учесть и "теневой характер" (по оценкам специалистов до 70% российских капиталов находятся в тени) экономики, то получится нелицеприятная картина. За счет чего бизнес будет полу­чать прибыль? За счет каких источни­ков покрывать потери?

Исторически сначала это были на­логи. Проще всего было не платить налоги - и их не платили, изобретая различные схемы «оптимизации». Сейчас этот способ компенсации потерь от хищений уже не пользуется особой популярностью в крупном бизнесе.

Что же остается? На сегодня есть еще несколько источников покрытия потерь от хищений. Это экология, природоохранные мероприятия, промышленная безопасность, злоупотребление монопольным положением, эксплуатация работников – все, что относится к слабо контролируемым  государством сферам.

Все перечисленное называется одним емким понятием – «этика ведения бизнеса». Неэтично, например, загрязнять окружающую среду. Но если за это не наказывают, то... Вот только не станет ли природо­охранная тема в ближайшие годы следующим крупным риском для бизнеса и поводом для национализации?

Но уже настала пора подумать о включении в планы подготовки специалистов экономистов-безопасников предмета «Техносферная безопасность».

В этом вопросе мы наблюдаем очень инте­ресную тенденцию - чем более уси­ливается контроль государства, тем больше мотивации появляется у биз­неса бороться с хищениями. На наш взгляд, собственники бизнеса начи­нают понимать, что несоблюдение регулирующих правил в области эко­логии, промышленной безопасности и т. п. может в ближайшее время стать одним из основных рычагов перерас­пределения собственности и приве­сти к потере бизнеса. И перед ними встает выбор - или рисковать потерей бизнеса, или начинать выстраивать комплексную систему безопасности бизнеса.

Очень важно, если есть понимание того, что система безопасности бизне­са должна охватывать все сферы дея­тельности хозяйствующего субъекта.

Большинство специалистов единодушны во мнении, что упор нужно делать на профилактику, а не на выявление и раскрытие уже свершившихся правонарушений.

Что ждет российский бизнес от негосударственной сферы безопасности?

1.      Законодательного закрепления роли, места, и функций в системе безопасности государства;

2.      Комплексности и единства. Система должна работать как единый механизм.

3.      Нового специалиста, нацеленного не на выявление и расследование недостатков, а на профилактику, анализ рисков и угроз, минимизацию утрат в компании.

4.      Нового мышления, как отказ от решения вопросов коррупционными схемами.

Базисом всех изменений должна стать система подготовки, переподготовки и акредитации кадров для негосударственной сферы безопасности.

Кризис высшего образование, ни для кого не является секретом, студенческих мест больше чем выпускников школ, дипломированных специалистов больше чем требует рынок труда, а потребности в специалистах безопасности не покрыты и на 30%.

В чем видится выход? В смене ОТНОШЕНИЯ к подготовки кадров. Мы должны перейти от «тупика» в обучении студента (когда получение ДИПЛОМА завершало образование) к системе непрерывного образования (подготовки, переподготовки) специалиста.

На основании имеющегося опыта необходимо разработать уникальную модульную программу подготовки, переподготовки и сертификации кадров для негосударственной сферы безопасности.

Разработка программ, написание учебников, монограмм, и т.д. на все про все 2 года, иначе придут другие…..

Отечественная система сертификации, должна органично сочетаться с существующими международными и признаваться ими.

Сегодня, например Сертификат CIA (является общепризнанным международным сертификатом для внутренних аудиторов и одним из наиболее ценимых профессиональных сертификатов в мире) имеет не более 200 специалистов. Других специалистов сертифицированных  по западным системам еще меньше (сказывается недостаточное знание английского языка).

Человек – специалист должен стать центром и опорной точкой, которая перевернет российский бизнес, и приведет к новой парадигме его развития.

Миссия негосударственной сферы безопасности – создание комфортных условий для жизни человека и ведения бизнеса, путем предоставления качественных и комплексных услуг в сфере охраны и безопасности. Эта деятельность изменяет мир и людей к лучшему. И это мнение разделяют большинство моих коллег