Психология групповой агрессии  - явление, еще не до конца изученное психологами, занимающимися этой проблемой. Групповая агрессия, как правило, присуща криминальным группировкам, чаще всего, молодежным, состоящим, в основном, из детей из социально неблагополучных семей.
       Подростковая агрессия подавляющем в большинстве имеет чисто социальные причины – недостатки воспитания, прежде всего. От 30 до 85% подростков вырастают в неполной семье, т. е. без отца, или в семье деформированной — с недавно появившимся отчимом или, реже, с мачехой.
Этому также способствуют социальные потрясения, влекущие безотцовщину и лишающие семейной опеки; примером в нашей стране может послужить армия беспризорников после гражданской войны, достигавшая более четырех миллионов. Подростковая агрессия далеко не всегда связана с аномалиями характера, с психопатиями. Однако при некоторых из этих аномалий, включая крайние варианты нормы в виде акцентуаций характера, имеется меньшая устойчивость в отношении неблагоприятного воздействия непосредственного окружения, большая податливость пагубным влияниям. Среди обследованных 300 подростков мужского пола 14–17 лет, госпитализированных в психиатрическую клинику в связи с непсихотическими нарушениями поведения, острыми аффективными реакциями и другими реактивными состояниями, агрессивное поведение отмечено в 40 %. Наиболее частым его проявлением были прогулы, уклонение от учебы и труда, мелкое воровство, драки со сверстниками. Реже встречались другие формы – хулиганство, отнимание денег у малышей и слабых сверстников, угон велосипедов и мотоциклов с целью покататься, приставание к людям, выпрашивание у них подачек, вызывающее поведение в общественных местах.
                Криминальные группы несовершеннолетних различаются по своей численности, возрастному составу и полу, длительности существования, степени их организованности, сплоченности  и самостоятельности, степени и видам криминальной активности и   криминальной мобильности.
   По числу участников можно условно выделить: малые (2-4 чел.), средней численности (5-8 чел.) и большой численности (9 и  более чел.) криминальные группы.
         Величина группы – важный показатель, влияющий на ее сплоченность, криминальную активность и криминальную мобильность. Как правило, чем больше число участников группы, тем меньше ее сплоченность, но выше ее криминальная активность и криминальная мобильность.
        По возрастному составу выявлены криминальные группы:
       1) только из несовершеннолетних;
       2) с участием взрослого (взрослых) в группе несовершеннолетних;
       3) с участием несовершеннолетнего (несовершеннолетних) в преступной группе взрослых.
С групповой агрессией тесно связано понятие асоциальной субкультуры. Это совокупность духовных и материальных ценностей, регламентирующих и упорядочивающих жизнь и преступную деятельность криминальных групп, что способствует их живучести, сплоченности, криминальной активности и мобильности, преемственности поколений. Основу асоциальной субкультуры составляют чуждые гражданскому обществу ценности, нормы, традиции, различные ритуалы объединившихся в группы молодых преступников. В них в искаженном и извращенном виде отражены возрастные и другие социально-групповые особенности несовершеннолетних. Ее социальный вред заключается в том, что она уродливо социализирует личность, стимулирует перерастание возрастной оппозиции в криминальную, именно потому и является механизмом «воспроизводства» преступности в молодежной среде.
        Асоциальная субкультура отличается содержанием норм, регулирующих взаимоотношения и поведение членов группы между собой и с посторонними для группы лицами (с «чужаками», представителями правоохранительных органов, общественности, взрослыми и т.п.). Она прямо, непосредственно и жестко регулирует криминальную деятельность несовершеннолетних и их преступный образ жизни, внося в них определенный «порядок». В ней отчетливо прослеживается:
       1) резко выраженная враждебность по отношению к общепринятым нормам и ее криминальное содержание;
       2) внутренняя связь с уголовными традициями;
       3) скрытность от непосвященных;
       4) наличие целого набора (системы) строго регламентированных в групповом сознании атрибутов.
        Агрессия преступной группы выражается в :
          1) попрании прав личности, выражающемся в агрессивном, жестоком и циничном отношении, к «чужим», слабым и беззащитным;
    2) отсутствии чувства сострадания к людям, в том числе и к «своим»;
         3) нечестность и двуличие в отношении к «чужим»;
         4) паразитизме, эксплуатации «низов», глумление над ними;
         5) обесценивании результатов человеческого труда, выражающееся в вандализме;
    6) неуважении прав собственников, выражающееся в кражах и хищениях;
    7) поощрении циничного отношения к другим людям.
         Субкультура групповой агрессии включает в себя субъективные человеческие силы и способности, реализуемые, как правило, в групповой криминальной деятельности (знания, умения, профессионально-преступные навыки и привычки, этические взгляды, эстетические потребности, мировоззрение, формы и способы обогащения, способы разрешения конфликтов, управления преступными сообществами, криминальную мифологию, привилегии для «элиты», предпочтения, вкусы и способы проведения досуга, формы отношений к «своим», «чужим», лицам противоположного пола и т.п.), предметные результаты деятельности преступных сообществ (орудия и способы совершения преступлений, материальные ценности, денежные средства и т.п.).
        Все это находит отражение, прежде всего, в особой преступной «философии» мира, оправдывающей совершение преступлений, отрицающей вину и ответственность за содеянное, заменяющей низменные побуждения благородными и возвышенными мотивами: в насильственных преступлениях –чувством «коллективизма», товарищеской взаимопомощи, обвинением жертвы и т.п.; в корыстных преступлениях – идеей перераспределения имеющейся у людей собственности и ее присвоения с самой разнообразной «позитивной» мотивацией. Переход к рыночным отношениям стимулировал в преступной среде идею быстрого обогащения, пренебрежения экономическими интересами других людей, что дало вспышку корыстной преступности со своими жесткими правилами игры.
       Преступные группы, члены которых чувствуют психологическую и моральную поддержку друг друга, чаще всего совершают дерзкие ограбления, разбойные нападения, кражи, групповые изнасилования, учиняют циничные хулиганские действия. Преступные группы, сложившиеся на антиобщественной основе и преследующие асоциальные цели деятельности возникают не столько на основе общих симпатий, сколько общности криминальных интересов, потребности в поддержке в совместной криминальной деятельности. Находясь в группе, индивид чувствует себя единым целым с данной группой, поэтому он зачастую утрачивает свою индивидуальность и начинает мыслить и действовать как все, повинуясь единому  групповому порыву.
        Важными способами психологического влияния группы (коллектива) на личность считаются психическое заражение, внушение, подражание, конформизм, состязательность (соперничество).
  Криминальная субкультура, ценности которой формируются уголовным миром с максимальным учетом возрастных особенностей несовершеннолетних, привлекательна для подростков и юношей:
     1)  наличием широкого поля деятельности и возможностей для самоутверждения и компенсации неудач, постигших их в обществе;
 2) процессом криминальной деятельности, включающей риск, экстремальные ситуации и окрашенной налетом ложной романтики, таинственности и необычности;
     3) снятием всех моральных ограничений;
     4) отсутствием запретов на любую информацию и, прежде всего, на интимную;
       5) учетом состояния возрастного одиночества, переживаемого подростком, и обеспечением ему в «своей» группе моральной, физической, материальной и психологической защиты от агрессии извне.

       Групповая агрессия, как правило, присуща криминальным группировкам, чаще всего, молодежным, состоящим, в основном, из детей из социально-неблагополучных семей.
       Связанная с ней асоциальная субкультура распространяется в молодежной среде, поскольку подростки и юноши бывают увлечены ее внешне броскими атрибутами и символикой, эмоциональной насыщенностью норм, правил, ритуалов. Связанные круговой пору¬кой и жестокими правилами, преступные группы подростков и юно¬шей обеспечивают своей деятельностью существование асоциальной субкультуры.