Несколько лет назад мне было поручено изучить имеющуюся в открытом доступе информацию о системах обнаружения подводных нарушителей. Оказалось, что существует несколько фирм производителей, предлагающих на открытые мировые рынки Гидро Акустические Станции (Сонары) для этих целей. С технической точки зрения и с точки зрения эксплуатационных параметров наиболее интересной для дальнейшего рассмотрения оказалась система AquaShield от израильской фирмы DSIT. По понятным причинам в Интернете очень мало информации о советских и российских средствах подводной защиты.
Сравнительный анализ параметров импортных и отечественных ГАС, вероятно может быть предметом отдельного рассмотрения.
При построении системы защиты важнейших объектов от подводных угроз задача раннего обнаружения цели является самой важной, но не единственной. Поэтому оказались интересными материалы по методам активного воздействия на нарушителей. В частности, в Википедии под заголовком «Anti-frogman techniques» выложен обзор на эти темы.
Ниже Вашему вниманию предлагается авторизированный перевод этого обзора. Более всего меня поразил «западный» подход к проблеме, так отличающийся от принятого в нашем отечестве. У нас, безусловно, приоритетной задачей является надёжное уничтожение опасного нарушителя. А в предлагаемом обзоре самой главной считается проблема, как бы ненароком не навредить случайно заплывшему на охраняемую акваторию спортсмену-аквалангисту или даже браконьеру.
Я постарался проверить актуальность всех ссылок, некоторые удалил, две — три добавил. В самом начале перевода — ссылка на англоязычный оригинал. В конце (ссылка [1]) - статья, откуда были взяты некоторые материалы в переводимый обзор.
Как бывшему специалисту по подводному распространению звука мне было сравнительно просто переводить соответствующие разделы. И я взял на себя смелость вставить в текст некоторые комментарии. То, что относится к дрессированным животным и к собственно водолазной технике, знаю значительно хуже и буду очень благодарен, за любые замечания.

Искренне Ваш, Леонид М. Антокольский
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Технологии защиты от боевых пловцов - это методы безопасности, разрабатываемые для защиты водного транспорта, портов и береговых сооружений и других критически важных объектов как непосредственно на акватории, так и вблизи неё от потенциальных угроз и вторжений боевых пловцов или других дайверов.

Успехи боевых пловцов в период Второй мировой войны продемонстрировали необходимость обеспечения подводной безопасности. С конца 1950-х годов увеличился интерес к биоресурсам моря и к подводным объектам. Появились новые средства для подводного плавания. Это породило проблему защиты запасов моллюсков, крабов и ценных подводных археологических памятников.

Хотя террористическая атака 12 октября 2000 года на американский эсминец на акватории порта Аден была проведена не из под воды, она наглядно продемонстрировала уязвимость кораблей. Хорошо подготовленные боевые пловцы могут проплыть до 100 и даже до 200 метров за три минуты, и гидроакустические станции (ГАС или «сонары»), установленные вокруг судов, должны иметь большие радиусы действия для того, чтобы силы безопасности имели достаточно времени после обнаружения подводных пловцов для принятия адекватных мер.

В марте 2005 года филиппинские военные, допрашивая захваченных террористов из антиправительственной группировки, обнаружили, что две из наиболее опасных террористических организаций в Юго-Восточной Азии, связанных с Аль-Каидой, совместно готовили боевиков-подводников для нападений на море.

Заглавие: Underwater security garners more cash & new technologies (Подводная безопасность — новые технологии и рост затрат).

Автор: Мартин Эдвин Андерсон

Дата: 2005-05-05

Издатель: GSN Homeland Security Insider

После Второй мировой войны все большую популярность приобретает любительский дайвинг. При этом возникают новые сложности для служб, призванных обеспечивать подводную безопасность. Дайверы должны быть не только обнаружены, но и классифицированы. Необходимо определить, с какими целями и намерениями они плавают в контролируемом районе. Меры по защите должны учитывать возможные причины, почему и зачем они оказались в таком районе. Дайверы могут быть:

  1. Дайверы-любители без преступных намерений.
  2. Браконьеры, незаконно собирающие морских обитателей или ценные предметы со дна моря.
  3. Диверсанты, угрожающие террористическими актами или собирающие разведывательную информацию о потенциально опасных и особо важных объектах, находящихся на воде или в непосредственной близости от воды.

Пловцы могут приближаться к защищаемому объекту по поверхности или под водой. В этих двух случаях проблемы обнаружения и сдерживания решаются по-разному. Перехват и задержание злоумышленников, обнаруженных в воде, представляют собой сложнейшие и рискованные задачи для служб безопасности.

Первая лаборатория прикладных исследований Техасского университета в Остине

Заглавие: Исследование Нелетальных Методов Нейтрализации Боевых Пловцов

Дата: 2002

Место: Сан-Диего

Издатель: SSC Сан-Диего, США Военно-морское министерство

Ссылка: http://www.spawar.navy.mil/sti/publications/pubs/td/3138/td3138cond.pdf

Существуют различные варианты мест задержания:

  1. Под водой
  2. На поверхности воды

Эти два сценария обсуждаются в статье http://www.spawar.navy.mil/sti/publications/pubs/td/3138/td3138cond.pdf.

  1. На небольших лодках (например, надувных моторных - Rigid Inflatable Boat — RIB), которые используются несанкционированными или подозрительными дайверами
  2. На более крупных судах
  3. Арест подозреваемого дайвера на суше до или после погружения.

Существует вероятность этих действий на таких акваториях:

  1. в замкнутой защищаемой акватории, например, в гавани,
  2. в открытой воде для защиты погруженных ценностей (как правило, подводные археологические памятники),
  3. в открытом море (часто на границе), чтобы предотвратить подводную контрабанду,
  4. в открытом море по защите морских биоресурсов. (Это, в небольших масштабах, могут быть неофициальные действия прибрежных рыбаков для защиты своих запасов моллюсков или ракообразных.)
  5. для предотвращения проникновения посторонних дайверов со стороны суши или воды.

В настоящее время на большинстве акваторий более вероятен сценарий № 1 (Дайверы любители без преступных намерений) или, возможно, № 2, но на войне или в полувоенных условиях или там, где риск террористических актов высок, сценарий № 3 может быть более вероятным.

Техника воздействия на правонарушителей полицейского типа, которая достаточно безопасна на земле, может оказаться опасной для аквалангиста.

Документ http://www.spawar.navy.mil/sti/publications/pubs/td/3138/td3138cond.pdf ориентирован преимущественно на сценарий № 1 и в нём обсуждается только нелетальное оружие. Но во время войны и контртеррористических операций (в полувоенных условиях), где больше риск сценария № 3, выбор может быть сделан в пользу смертоносного оружия.

Подводная безопасность и дайверы в порту

С середины 1950-х годов прошлого века начинает активно развиваться спортивный дайвинг. И сейчас подводное снаряжение и специальное оборудование, акваланги, современные изолирующие дыхательные аппараты и буксировщики подводных пловцов есть в свободной продаже. Первоначальные навыки подводного плавания сейчас может получить любой желающий. Это, с одной стороны, упрощает доступ к такому снаряжению потенциальным террористам, а с другой, усложняет противодействие. Усложнение связано с тем, что в демократических государствах считается недопустимым использовать боевое оружие или потенциально летальные средства по любым подозрительным подводным объектам в районах, которые официально не закрыты для спортивного дайвинга.

Пришлось бы прекратить обычное патрулирование и расследования всех сообщений о «неизвестных пловцах», так как на любой подлинный сигнал о проникновении злоумышленников будет приходиться все больше сообщений о гражданских дайверах, которые не представляют реальной угрозы.

Долгое время было легко различать профессиональных подводников и других опытных дайверов; спортивных дайверов с разомкнутым циклом дыхания (аквалангом); боевых пловцов с ребризерами* (почти без выдоха в воду) от легальных гражданских водолазов, которых, как правило, довольно легко обнаружить, поскольку они входят в воду с суши или с лодки (бота), но редко или никогда с подводного носителя, и охотно объявляют о своем присутствии из соображений собственной безопасности.

* Rebriather РебрИзер, Изолирующий Дыхательный Аппарат (ИДА). Если не ошибаюсь, существует жаргонное русское произношение РебризЁр, вероятно, неправильное. (Прим. Переводчика).

Однако, особенно в прежние годы, когда спортивное подводное плавание было менее известно, многие полицейские и другие охранники мало что знали о дайвинге, не понимали различий в снаряжении и воспринимали всех дайверов, как «боевых пловцов».

Одним из результатов этого, был инцидент во время межэтнического кризиса на Кипре в 1974 году, когда турист был арестован по подозрению в шпионаже, потому что в его машине был найден «комплект боевого пловца». На самом деле это был обычный акваланг для подводного спорта.

Быстрый рост числа производителей ребризеров для спортивного дайвинга после 1990 года уменьшил это различие, а опытные дайверы-любители совершают все более глубокие и более рискованные погружения с использованием оборудования, ранее доступного только вооруженным силам или профессионалам. Это означает, что даже «менее смертельные» методы воздействия под водой дезориентируют их и заставляют подниматься к поверхности. Это будет постоянно возрастающим риском для жизни гражданских пловцов.

В прежние времена гражданские водолазы использовались только для работы и нуждались в стандартных скафандрах и крупных, хорошо заметных на поверхности воды водолазных ботах. Спортивный дайвинг принципиально изменил это.

Некоторые сотрудники военно-морских сил возражают против возможного присутствия гражданских дайверов в водах, используемых для боевых тренировок вооруженных сил, или рассматривают любого дайвера на военно-морской акватории или в зоне работы рабочих-водолазов как нарушителя, и у них может возникнуть соблазн принять меры против «злоумышленников».

Еще одним результатом спортивного дайвинга становятся риски независимых гражданских разработчиков оборудования для продажи на свободном рынке. Например, речь может идти о таких технологиях, как звукоподводная связь, что до сих пор рассматривалось как военная тайна. Нарушения режима военной секретности могут быть вызваны дублированием назначений (гражданского и военного) одного и того же продукта, произведённого независимыми гражданскими производителями. См. историю Lokata Company, например в Wikipedia.

Был инцидент, который продемонстрировал ограниченность возможностей сил подводной безопасности, когда дайвер-спортсмен с шумным аквалангом (с выдохом в воду) и не имеющий боевой подготовки, проник на акваторию военно-морского рейда и поставил свою подпись на днище корабля. Общественность обеспокоена рисками незаметного проникновения в гавани дайверов и неофициальных групп боевых пловцов, снаряжённых спортивными аквалангами. Это может приводить к событиям, перечисленным в разделе «Предупреждение». См. ниже.едует

Продолжение следует