Как снизить риски при расширении бизнеса? Как довести бизнес до серьезных масштабов, не превратившись в его пленника? Чем успешные бизнесмены отличаются от тех, кто не смог таковыми стать? Секрет успеха состоит из двух частей: суметь преодолеть основные проблемы бизнеса на  этапе слияния, а затем выстроить систему управления, способную работать при минимальном контроле.

Актуальность темы статьи не может быть преувеличена, так как риски возникают в процессе расширения любого бизнеса, независимо от вида его деятельности, организационно правовой формы и сроков существования на рынке, и требуют постоянного анализа, контроля и поиска оптимальных решений в области управления ими.

На этапе расширения бизнеса можно исследовать пять основных рисков:

1.   Риск роста

2.   Технический и производственный риски

3.   Риск ликвидности и конкуренции

4.   Финансовый риск

5.   Риск, связанный с командой и управлением

Риск роста обусловлен;

• Перемещение в новую деловую среду, с новыми законами и правилами

• Особые требования клиентов в новых областях бизнеса

• Отсутствие координации текущего плана работы с финансовым положением

• Отсутствие плана действий в чрезвычайных ситуациях

• Отсутствие контроля за рыночной обстановкой

Технический и производственный риски выражены;

• Провал испытанных технологий в новой бизнес-среде

• Расширение ассортимента и наращивание производственных мощностей оттягивают ресурсы от стратегического развития основных технологий

Риск ликвидности и конкуренции

• Жесткая реакция конкурентов на ваше проникновение на рынок

• Отсутствие маркетинга целевых продаж

• Отсутствие основных программ учета

Финансовый риск самый трудно прогнозируемый и болезненный может проявляться;

•  Увеличенные денежные потоки и ужесточенные требования

•  Средства, необходимые для обслуживания долга превышают поток денежных средств

•  Отсутствие анализа коэффициента окупаемости инвестиций (ROI) и инвестирования капитала

•  Инвестиции в неизвестные географические области и сферы бизнеса, а также в расширение производственных мощностей

•  Необходимость привлечения дополнительного рискового капитала

Риск, связанный с командой и управлением

•  Нестабильность, вызванная потребностью развивать новые организационные структуры

•  Взгляды новых управленцев не соответствуют корпоративной культуре

•  Многоуровневое управление замедляет принятие решений

•  Недостаточно используется делегирование полномочий сотрудникам

•  Не проводится анализ обратной связи, прибыльности и производительности

•  Неясная подотчетность препятствует внесению корректив.

Основные методы управления риском:

-- уклонение,

-- управление активами и пассивами,

-- диверсификация,

-- страхование,

-- хеджирование.

                                                                                        

Уклонение заключается в отказе от совершения рискового мероприятия. Но для финансового предпринимательства уклонение от риска обычно является отказом

от прибыли. Включает в себя также поглощение и лимитирование.

Поглощение состоит в признании ущерба и отказе от его страхования. К поглощению прибегают, когда сумма предполагаемого ущерба незначительно мала и ей можно пренебречь.

Лимитирование - это установление лимита, т.е. предельных сумм расходов, продажи, кредита и т.п. Лимитирование является важным приемом снижения степени риска и применяется банками при выдаче ссуд, при заключении договора на овердрафт и т.п. Хозяйствующими субъектами он применяется при продаже товаров в кредит, предоставлении займов, определении сумм вложения капитала и т.п. При этом стратегия в области рисков определяется стратегией деятельности хозяйствующего субъекта. Чем агрессивнее стратегия – тем выше может быть плановый предел потерь. Считается, что пределом потерь при агрессивной политике является капитал предприятия, а при консервативной политике – прибыль.

Виды лимитов: структурные лимиты, лимиты контрагента, лимиты открытой позиции, лимиты на исполнителя и контролера сделки, лимиты ликвидности.

Структурные лимиты поддерживают соотношение между различными видами операций: кредитование, МБК, ценные бумаги и т.д. Устанавливается в процентах к совокупным активам, т.е. носят не жесткий характер, а поддерживают общие пропорции при изменении размеров совокупных активов. Размеры структурных лимитов определяются политикой банка в области рисков.

Лимиты контрагента включают три подвида: лимит предельного риска на одного контрагента (группу взаимосвязанных контрагентов), лимит на конкретного заемщика или эмитента ценных бумаг (группу взаимосвязанных заемщиков), лимит на посредника (покупателя - продавца, брокера, торговую площадку).

Лимиты на исполнителей и контролеров операций ограничивает пределы полномочий лиц, непосредственно совершающих, оформляющих и контролирующих операции. Естественно, при размещении крупных сумм денег, риск потери и ошибки возрастает. Даже при соблюдении лимитов контрагентов и открытой позиции риск остается. Поэтому заключение и оформление сделок на крупные суммы должны производить старшие по должности. Это правило очень актуально при совершении сделок, связанных с открытой позицией (валютные операции, акции), здесь квалификация и опыт дилера имеют первоочередное значении. Совокупность лимитов на исполнителей и контролеров операций называется матрицей полномочий.

Лимиты ликвидности относятся не к определенной операции, а к совокупности операций. Их задача - ограничить риск недостатка денежных средств для своевременного исполнения обязательств, как в текущем режиме, так и на перспективу.

Управление активами и пассивами преследует цель тщательной балансировки наличных средств, вложений и обязательств, с тем чтобы свести к минимуму изменения чистой стоимости. Теоретически в этом случае не возникает необходимости в отвлечении ресурсов для образования резерва, внесения страхового платежа или открытия компенсирующей позиции, т.е. применения иного метода управления рисками.

Управление активами и пассивами направлено на избежание чрезмерного риска путем динамического регулирования основных параметров портфеля или проекта.

Иными словами, этот метод нацелен на регулирование подверженности рискам в процессе самой деятельности.

Очевидно, динамическое управление активами и пассивами предполагает наличие оперативной и эффективно действующей обратной связи между центром принятия решений и объектом управления. Управление активами и пассивами наиболее широко применяется в банковской практике для контроля за рыночными, главным образом валютными и процентными, рисками.

Диверсификация является способом уменьшения совокупной подверженности риску за счет распределения средств между различными активами, цена или доходность которых слабо коррелированны между собой (непосредственно не связаны). Сущность диверсификации состоит в снижении максимально возможных потерь за одно событие, однако при этом одновременно возрастает количество видов риска, которые необходимо контролировать. Тем не менее диверсификация считается наиболее обоснованным и относительно менее издержкоемким способом снижения степени финансового риска.

В заключение приведены риски расширения бизнеса, а также меры по их снижению в табличной форме:

Проблема

(Чего опасаться?)

Решение

(Что делать?)

Действие

(Как делать?)

Перемещение в новую деловую среду, с новыми законами и правилами

Развивать гибкую инновационную структуры компании (см. слайд-шоу), легко приспосабливающуюся к внутренним и внешним изменениям

Управляйте с помощью стратегии сбалансированных бизнес-систем

Особые требования клиентов в новых областях бизнеса

Развивать эффективные и гибкие системы производства, адаптируемые к изменениям

Развивайте венчурные стратегии

Отсутствие координации текущего плана работы с финансовым положением

 

Продолжайте целенаправленный организованный поиск новых возможностей

Отсутствие плана действий в чрезвычайных ситуациях

 

Проанализируйте тетраду "сильные стороны - слабые стороны - возможности - угрозы" (SWOT-анализ).

Отсутствие контроля за рыночной обстановкой

 

Обеспечьте хорошее взаимодействие на каждом уровне организационной структуры

 

 

Развивайте стратегические альянсы и совместные предприятия для поддержки вашей программы роста.

Обеспечьте участие персонала в процессе принятия решений.

Определите роль и разработайте бизнес-план для этапа расширения. Бизнес-план следует постоянно корректировать в соответствии с развитием бизнеса.

Определите обязанности и ответственность в соответствие с текущими и будущими организационными потребностями.

Внедрите новаторские системы электронного бизнеса и планирования ресурсов предприятия (ЕRР); установите системы электронного обмена данными (ЕDI), чтобы снизить затраты, увеличить денежные потоки и повысить безопасность.

Разработайте гибкие системы оптимизированного производства, адаптируемые к изменениям.

Разработайте инновационную систему управления цепочкой добавления стоимости (цепочка разработки продукта, цепочка снабжения, производственная цепочка и цепочка продаж)

 

Таким образом, на этапе расширения бизнеса инвестор должен просчитать не только экономическую выгоду, но также учесть всевозможные риски. В процессе роста бизнеса очевиден и рост объема операций и информации. Чтобы справляться с анализом и хранением данной информации во избежание рисков ее потери или искажения, предприятию на определенном этапе необходимо внедрение ERP систем: SAP, Business object, Hyperion, Oracle, Grape, etc. Знание и использование перечисленных систем поможет снизить риски развития предприятия, т.к. умелый пользователь на основании информации из этих систем сможет принять правильное решение в кратчайший срок.

Об авторе Козлова Яна – магистрант факультета «Анализ рисков и экономическая безопасность» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации