Достижение желаемой эффективности  технических  средства охраны при обеспечении безопасности объектов обеспечивается только системным и обоснованным подходом к их проектированию и инсталляции.   Кроме того, такой подход обеспечивает   желаемое соотношение эффективность-качество и экономическую целесообразность.
Продолжим рассмотрение охранных устройств, которые относятся к подсистеме  средств технической безопасности.

Подсистемы технических средств безопасности

http://daily.sec.ru/pbimgs/00030777/pimg00342125.jpg

Подсистема технических систем безопасности охраны   включает:

  • Охранно-тревожную сигнализацию.
  • Пожарную сигнализацию.
  • Охранное видеонаблюдение.
  • Систему контроля и управления доступом.
  • Систему оповещения.
  • Техническую систему охраны периметра.
  • Систему охранного освещения.
  • Системы контроля покупок.
  • Автоматизированные системы контроля и учета товарно-материальных ценностей.
  • Системы контроля кассовых операций.

Все перечисленные выше средства безопасности выпускаются для установки в помещениях и на улице. Видеокамеры систем охранного телевидения могут быть управляемыми,  неуправляемыми. Датчики охранной сигнализации могут контролировать объем или рубеж. Кнопки тревожной сигнализации могут устанавливаться в стационарном исполнении, а могут быть радиокнопки. Системы контроля и управления доступом используют различные методы идентификации объекта, различные по возможностям исполнительные устройства. Системы контроля покупок используют различные частоты электромагнитного излучения и в результате на рынке предлагаются системы,  имеющие различные рекомендуемые условия применения. Системы учета ТМЦ также могут использовать различные способы идентификации. Постепенно, уважаемый читатель мы рассмотрим все перечисленные выше технические средства, их предназначения и рекомендации по использованию.

Требования к системам видеонаблюдения

Самым общим требованием, которому подчиняется весь процесс заказа, инсталляции и применения системы видеонаблюдения, является соответствие требованиям законодательства РФ.
Изображения, получаемые с помощью видеонаблюдения, должны быть адекватны целям, в которых вы планируете их использовать. Необходимо выбирать оборудование и места размещения камер таким образом, чтобы цели эти достигались. И фиксированные, и перемещаемые камеры должны располагаться таким образом, чтобы в зону обзора не попадали участки территории, не представляющие оперативного интереса и не могущие быть поставленными под видеонаблюдение по закону, например, объекты частной собственности граждан. Расположение камер и система в целом должны обеспечивать и достаточно высокое техническое качество изображений.
В случаях, когда оборудование CCTV устанавливается для решения определенной проблемы, установлена ли система таким образом, чтобы осуществлять запись изображений лишь в те периоды, когда проблема фактически наличествует? В качестве альтернативы: рассмотрели ли вы иные способы обработки изображений, не нарушающие прав граждан на неприкосновенность частной жизни? Например, некоторые системы записывают лишь те события, которые могут иметь отношение к целям применения видеонаблюдения, скажем, при наличии движения в определенной зоне объекта. Это к тому же позволит вам сэкономить средства, вкладываемые в устройства хранения данных.
Чтобы оценить, достаточным ли качеством изображения обладает ваша система видеонаблюдения, обратитесь к целям, в которых она должна использоваться и соответствующим требованиям к качеству. МВД рекомендует распределить эти цели на четыре группы:

  • Мониторинг: наблюдение за обстановкой на объекте, либо перемещением людей, где отсутствует необходимость останавливать внимание на отдельных лицах.
  • Обнаружение: определение факта наличия человека в кадре без необходимости рассмотреть его лицо.
  • Опознание: определение того, известен ли вам попавший в кадр человек, либо неизвестен.
  • Идентификация: запись высококачественных изображений лица, по которым можно однозначно и бесспорно идентифицировать личность при предъявлении доказательных материалов в суде.

Важным является то, чтобы система видеонаблюдения производила изображения именно того уровня качества, которое требуется для выполнения поставленных перед ней задач. Если необходимо производить идентификацию, некачественные изображения, неприменимые для этих целей, могут поставить под сомнение целесообразность установки всей системы.
Чтобы получить ответ на поставленный вопрос необходимо провести анализ проектируемой системы в следующей последовательности:

  • Обеспечивают ли записанные изображения, распечатки и мониторинг живого видео достаточно четкое отображение картинки? Здесь очень важно гарантировать, чтобы в процессе записи в системе не происходила неприемлемая на практике утрата важных деталей изображения.
  • Продуманы ли вами установки показателей сжатия видеоизображений в системе? В цифровых системах слишком высокий уровень компрессии приводит к падению качества воспроизводимых изображений.
  • Выбраны ли средства записи таким образом, чтобы по возможности исключить необратимую порчу данных?
  • Производится ли периодическая проверка точности отображения времени и даты на записанных видеоизображениях?
  • При использовании технологии автоматического распознавания лиц возрастают требования к местам установки камер; соблюдены ли они? Производится ли дополнительная проверка операторами результатов машинной идентификации до того, как предпринимаются соответствующие действия?
  • Предусмотрено ли регулярное обслуживание системы, чтобы гарантировать постоянную возможность получения высококачественных изображений?
  • Применены ли соответствующие меры защиты от перехвата сигнала при использовании беспроводных каналов передачи видеоданных?

Последовательность действий, которые рекомендуется выполнить ходе анализа и внедрения системы, показана на рис.1.

http://daily.sec.ru/pbimgs/00030777/pimg00342126.jpg

Рис.1 Последовательность этапов при выборе, заказе, инсталляции
и эксплуатации систем охранного телевидения

Первый этап, как задающий всего цикла работ, не смотря на кажущуюся простоту, потребует от  Заказчика особого внимания и ответственности, так как он, фактически, определяет идеологию построения всей системы и одновременно закладывает для нее возможности для модернизации и развития. Поэтому предлагается ознакомиться с перечнем требований, на которые следует обратить внимание (см. рис.2).
Первоочередной задачей при определении эксплуатационных требований является составление графической схемы места предполагаемого внедрения системы и выделение на ней зон, где потенциально могут возникнуть проблемы в области безопасности. Также весьма полезно будет нанести на план источники света, места предполагаемого размещения камер, их поля обзора кроме этого, стоит отметить области с плохим солнечным освещением или закрытые листвой растений.
Описание системы угроз и задач, которые должна решать будущая CCTV – это фактически формулировка предназначения системы.  Этот шаг состоит в определении проблем, которые могут возникнуть на данном объекте. Некоторые из них могут являться общими угрозами, другие же могут иметь место только в данной конкретной локации. Наиболее типичные задачи, актуальные для большинства объектов - это контроль обстановки, предотвращение хищений, пресечение несанкционированных действий, обеспечение общественной безопасности.
Эти потенциальные проблемы или угрозы могут быть отмечены прямо на плане - в дальнейшем это поможет визуально отразить масштаб или актуальность проблемы и определить требуемый уровень покрытия объекта полями зрения телекамер. Некоторые области, такие, как входы или проходные, могут потребовать наблюдения в нескольких аспектах, например, слежение за людским потоком и выявление попыток хищений или других нежелательных действий.
Описание объектов контроля в особых комментариях не нуждается. Важно при этом не упустить выделение наиболее характерных признаков этих объектов.
Оценка угроз предполагает получение данных о потенциале предполагаемых   нежелательных происшествий. Ее можно определить качественно как низкую, среднюю или высокую. Какие будут последствия, если инцидент не будет снят и записан? Незначительные, умеренные или серьезные? Например, приведут ли они к финансовым потерям или поставят ли под угрозу безопасность вашего персонала и посетителей? Можете ли вы выбрать приоритетные типы инцидентов, которые бы вы хотели фиксировать в первую очередь?
Методики и критерии эффективности необходимы для объективности оценки возможностей CCTV и ее соответствия заданным требованиям.    К примеру, выявив то или иное нежелательное событие, мы сможем предотвратить случай хищения или порчи имущества, идентифицировать вторгшегося на территорию охраняемого объекта человека. И т.п.
В целом, предполагаемый выигрыш от внедрения системы определяется тем, насколько эффективно она будет функционировать и насколько хорошо удовлетворять эксплуатационным требованиям. Рекомендуется  оценить, как часто инциденты будут иметь благополучный для вас исход? То есть, насколько эффективно и надежно система будет выполнять свои функции? Все ли время, в большинстве случаев или всегда в течение рабочего времени, но нерегулярно в остальное время? Получение таких оценок позволит не только установить возможности CCTV, но и разработать объективные и эффективные методики ее применения.
После отметки на ситуационном плане проблемных зон и потенциальных угроз, следует определить наиболее эффективные способы решения описанных проблем. Внедрение системы видеонаблюдения может быть только одной из принимаемых мер - иногда оптимальнее будет использовать другие средства: улучшение освещенности, установка дополнительных физических барьеров, датчиков присутствия или охранных сигнализаций. Возможно, иногда целесообразнее будет сделать архитектурную перепланировку.
С определенной точки зрения можно сказать, что если правонарушение приходится расследовать постфактум, то в данной системе видеонаблюдения были допущены ошибки на уровне проектирования. Другая частая ошибка проектировщиков состоит в неудачной организации процессов воспроизведения, архивирования и получения доступа к записанной информации. Осведомленность об этих фактах особенно важна в контексте перехода от аналоговых технологий хранения информации к цифровым.
Если после составления эксплуатационных требований первого уровня все же было принято решение о развертывании системы видеонаблюдения, то необходимо разработать эксплуатационные требования второго этапа и т.д.

http://daily.sec.ru/pbimgs/00030777/pimg00342127.jpg

Рис.2 Этапы разработки идеологии построения ССТV

Планируя использование охранного телевидения, следует помнить, что не допускается применение технических средств видеонаблюдения для записи частных разговоров граждан, поскольку это является грубым вторжением в частную жизнь, чаще всего неоправданным. По возможности, избегайте установки систем, обладающих такими возможностями. Если в вашей системе предусмотрены средства записи звука, отключите их, либо выведите из эксплуатации каким-либо иным путем.
Ниже приводится перечень схем, в которых применение аудиозаписи может явиться оправданным и гарантирует соблюдение прав граждан:

  • Управляемые звуком тревожные системы (например, приводимые в действие изменением характера фонового шума - таким, как внезапный крик). Разговоры в таких системах не должны записываться, а операторы не должны иметь возможность их прослушивать.
  • Двусторонняя голосовая связь между "тревожными кнопками", находящимися в зоне обзора камер видеонаблюдения - в случаях, когда связь устанавливается по инициативе граждан, нуждающихся в помощи.
  • Разговоры граждан со штатными сотрудникам организации - в тех случаях, когда требуется детальная и надежная регистрация всего, что было произнесено; например, общение задержанных с сотрудниками охраны в помещениях предварительного содержания.

В системах, где запись включается для оповещения об определенных угрозах, например, кнопка экстренной связи в салонах автомобилей такси.
В тех немногих случаях, когда применение аудиозаписи является оправданным, необходимо довести факт того, что запись ведется либо может вестись, до сведения граждан.
Использование звуковых средств для передачи информации, предназначенной для наблюдаемых персон, должно быть ограничено лишь сообщениями, непосредственно относящимися к задачам, решаемым с применением системы:

  • Если система обладает возможностями прослушивания или записи звука, отключена ли в ней эта опция?
  • При использовании системы подачи тревожных оповещений, предприняты ли меры того, чтобы исключить прослушивание или запись частных разговоров граждан?
  • Есть ли гарантия того, что в системах экстренной связи соединение устанавливается по инициативе лиц, обращающихся за помощью?
  • Если речь идет о системе оповещения находящихся под наблюдением лиц, ограничен ли набор транслируемых сообщений лишь фразами, имеющими отношение к задачам, для решения которых предназначается система?

Рекомендации по обращению с записанным материалом и его использование

Хранение и просмотр изображений

Записанные видеоматериалы должны храниться таким образом, чтобы обеспечивалась целостность изображений. Это делается в целях охраны прав граждан, изображения которых хранятся в системе, а также для гарантии того, что материалы в случае необходимости могут быть приняты к рассмотрению правоохранительными органами. Для обеспечения целостности данных необходимо тщательно продумать, на какие носители будет сохраняться информация, а затем обеспечить ограничение доступа к данным. При отсутствии необходимости дальнейшего хранения данных их необходимо удалить с носителей. Момент, в который принимается решение об уничтожении данных, зависит от того, в каких целях вами используется видеонаблюдение.
Многие современные системы видеонаблюдения основаны на технологиях цифровой записи, и эти новые методы имеют свои проблемы и особенности. Когда запись осуществлялась на видеокассеты, было весьма просто вынуть кассету из видеорегистратора и передать ее правоохранительным органам для использования видеоматериалов в интересах расследования. Важно, чтобы  вашими материалами смогли воспользоваться правоохранительные органы. Если не заложить такую возможность в систему, само осуществление видеонаблюдения может быть поставлено под вопрос.
Просмотр записанных изображений   должен осуществляться в зоне ограниченного доступа, например, в специально предназначенном для службы безопасности помещении. Мониторинг либо просмотр изображений, отснятых в местах, предполагающих высокую степень приватности, должен производиться только специально уполномоченными на это сотрудниками.

Предоставление информации

Предоставление видеоинформации, полученной с помощью системы видеонаблюдения, должно также быть подконтрольным и соответствовать цели, с которой изначально внедрялась система. К примеру, если система устанавливалась с целью предотвращения и выявления преступных действий, видеоматериалы следует предоставлять правоохранительным структурам, занимающимся расследованиями преступлений, однако передавать идентифицируемые видеоизображения людей представителям средств массовой информации и размещать их в сети Интернет не следует.
Для облегчения идентификации изображения могут быть предоставлены СМИ, однако в общем случае это должно осуществляться уполномоченными представителями правоохранительных органов.
Ко всем прочим запросам на предоставление изображений следует относиться с осторожностью, поскольку широкое распространение материалов видеонаблюдения может нанести ущерб тем, кто каким-либо образом связан с содержанием видеозаписей. В некоторых случаях возможна передача изображений третьей стороне, если ее потребность в этих материалах превосходит соображения защиты интересов граждан, находившихся в кадре в момент съемки.
Рекомендуется обратить внимание на следующие аспекты работы с данными записи систем охранного телевидения:

  • Предусмотрены ли необходимые меры для того, чтобы ограничить распространение материалов видеонаблюдения лишь целями, в которых изначально предполагалось использование системы?
  • Имеют ли сотрудники, к которым могут обращаться с запросами на предоставление материалов, четкие инструкции относительно обстоятельств, при которых следует передавать информацию, и наоборот?
  • Ведется ли у вас регистрация фактов передачи видеоматериалов, а также подробностей того, кому передается информация (фамилия запрашивающего лица и представляемая им организация) и в каких целях предполагается ее использовать?

Окончательное решение о предоставлении материалов принимается организацией, эксплуатирующей систему видеонаблюдения. За ней остается и право отказать, если запрашивающая сторона в своих действиях не опирается на законные требования, подкрепленные, например, судебным постановлением, либо требованиям предоставить доступ к информации. Предоставив данные третьей стороне, к примеру, милиции, вы передаете ей и статус "управляющего данными" относительно  переданной порции информации. Таким образом, она будет отвечать за их дальнейшее использование.
Методика предоставления информации должна обеспечивать защиту данных, чтобы гарантировать, что их просмотр возможен только субъектом-получателем.

Сроки хранения данных

Сроки архивного хранения должны лишь отражать те цели, в которых организацией ведется видеонаблюдение.
Вы не должны хранить изображения дольше, чем это необходимо, чтобы система отвечала своему назначению. В отдельных случаях вы можете сохранять изображения и в течение более длительного времени, например, до окончания следствия по уголовному делу, чтобы следственные органы имели возможность изображений в ходе осуществления своих действий.
Рекомендуется на этапе проектирования системы принять решение по вопросам:

  • Определить   минимальный срок архивного хранения видеоматериалов, исходя из целей, с которыми ведется видеозапись?
  • Разработка политики в отношении архивного хранения данных и правильно ли ее понимают операторы, непосредственно работающие с системой?
  • Предприняты ли меры к тому, чтобы обеспечить безопасное удаление данных, срок хранения которых исчерпан?
  • Проводятся ли вами периодические проверки соответствия фактических сроков хранения данных значениям, предписанным вашей политикой хранения?

Ответственность

Предупреждение о съемке

Вы обязаны известить людей о том, что они находятся в зоне, находящейся под наблюдением. Наиболее эффективный способ такого оповещения, размещение хорошо различимых знаков на входе в контролируемую системой видеонаблюдения зону и присутствие внутри смой зоны дублирующих знаков. Извещения о видеосъемке могут дублироваться объявлениями по трансляции там, где этим средство оповещения принято пользоваться.
Хорошо заметные и визуально понятные знаки, в частности, весьма важны там, где камеры находятся не на виду, а также в местах, где граждане могут не предполагать, что за ними ведется видеонаблюдение. В общем случае, более частое и бросающееся в глаза размещение знаков должно быть там, где люди меньше ожидают применения охранного телевидения. В исключительных случаях, когда ведется запись звуковой информации, об этом должно сообщаться ясно и недвусмысленно.
Если совершенно очевидно, какой организацией ведется видеонаблюдение, то ее упоминание на знаках не обязательно. Например, если система установлена в помещении магазина, то понятно, что за ее эксплуатацию отвечает администрация торговой точки. Все сотрудники организации должны быть предупреждены о том, с кем необходимо связаться при обращении граждан с вопросами, касающимися CCTV. Системы, установленные в общественных местах и торговых центрах, должны сопровождаться знаками с информацией о названии и контактных телефонах компании, учреждения, ответственного за применение средств видеонаблюдения в обозначенной зоне.
Рекомендуется всегда контролировать:

  • Установлены ли вами знаки, информирующие граждан о том, что в соответствующих зонах ведется видеонаблюдение?
  • Доносят ли эти знаки необходимую информацию до граждан?

Подконтрольность

Последовав рекомендациям настоящих "Основных требований" при установке вашей системы видеонаблюдения, вы должны убедиться, что она по-прежнему соответствует требованиям законодательства и, прежде всего, не входит в противоречие с Федеральными законами об оперативно-розыскной деятельности.

Персонал, который работает с системой видеонаблюдения или полученными с ее помощью изображениями, должен пройти специальную подготовку, чтобы можно было гарантировать соответствие действий работников нормам настоящих Требований. В частности, поинтересуйтесь, известны ли им:

  • Принятые в организации политики в отношении записи и архивного хранения видеоизображений.
  • Приемы безопасного обращения с изображениями.
  • Что следует предпринять при получении запроса на предоставление видеоматериалов, к примеру, от МВД?
  • Как распознать запрос на получение доступа к персональной информации, и какие предпринять действия при его поступлении?

Все видеоизображения должны быть надлежащим образом защищены, чтобы гарантировать невозможность попадания их в руки злоумышленников. В число мер защиты входят технические, организационные меры и физическая охрана. Например:

  • Достаточны ли меры защиты, предпринимаемые для предотвращения перехвата данных при их передаче по беспроводным сетям?
  • Ограничен ли доступ персонала к видеоданным для снятия с них копий?
  • Чем обеспечивается безопасность доставки адресату скопированных изображений?
  • Охраняются ли посты управления и просмотровые комнаты?
  • Прошли ли сотрудники подготовку по организации рабочего процесса и применяются ли к работникам, нарушающим порядок пользования видеоизображениями видеонаблюдения, соответствующие санкции?
  • Известно ли работникам, что за злоупотребление материалами видеонаблюдения предусмотрена ответственность?

Любые документированные процедуры, разработанные вами с учетом рекомендаций настоящих Требований, должны подвергаться периодической проверке, либо назначенным для этой цели сотрудником организации, либо третьей стороной. Это позволит гарантировать, что соответствие нормативам, достигнутое при установке системы, сохраняется в ходе ее эксплуатации.
Подобным же образом должны проводиться периодические проверки (как минимум, раз в год) эффективности применения системы, чтобы убедиться, что она по-прежнему выполняет задачи, для решения которых она изначально предназначалась. Если этого не происходит, систему следует вывести из эксплуатации либо модифицировать.
Рекомендуется обязательно контролировать:

  • Доступна и работникам информация, облегчающая работу с запросами на информацию о работе системы?
  • Отражает ли эта информация ваше согласие с рекомендациями настоящих Требований.
  • Ведены ли в систему регулярные проверки соответствия нормам, включая положения настоящих "Основных требований", показатели эффективности и соответствия системы поставленным перед ней задачам?
  • Оформляются ли результаты проверок документально и предпринимаются ли какие-либо действия с учетом содержащихся в них выводов?

Система охранного телевидения разработана и установлена! Что дальше?

Очень часто затратив немалые деньги на систему, заказчик приобретает некоторый объем железок и заодно уверенность, что теперь "все проблемы решены". Однако без эффективных решений по организации применения системы охранного телевидения можно оказаться в положении владельца ненужных «железок». Дальше необходимо учить персонал. Учить всему. И навыкам эксплуатации системы, и умению принимать решения, и действиям в экстремальных  ситуациях.
Как правило, все "косяки" охранных служб в экстренных ситуациях – это прямое следствие найма на работу необученного персонала либо сотрудников, не имеющих опыта практических действий в критических условиях. Оказавшись свидетелями незнакомых и потому неквалифицируемых событий, большинство людей склонны впадать в панику; это, в свою очередь, существенно снижает способность к адекватной оценке ситуации и ее трансляции ответственным за принятие оперативных решений. В реальности это проявляется в сбивчивой торопливой речи, неспособности сфокусировать внимание на приоритетных зонах и даже попросту объяснить, в каком конкретно месте объекта наблюдается нештатная ситуация. 

Что делать?

  • Для начала поставьте сотрудников, задействованных в обеспечении безопасности, в известность о том, что в организации планируется периодически проводить учебные мероприятия. Они должны усвоить, что мероприятия эти имеют целью стимуляцию их служебного роста и наращивание рабочего потенциала.
  • Сценарии учений вводите по степени нарастания сложности, чтобы операторы смогли привыкнуть к поэтапному ужесточению требований и уровня ответственности. То есть вначале нормы времени можно "растянуть", а набор возможных действий  ограничить. И повышать от одного мероприятия к другому сложность заданий, при этом сокращая нормативное время реагирования.
  • Позаботьтесь о том, чтобы учебные события оказались не слишком предсказуемыми. К примеру, вовсе не стоит посвящать сотрудников в подробности того, с чем им предстоит столкнуться в ходе учений.

Продолжение следует

Об авторе Комаров В.Н. -Центр Безопасности Бизнеса
генеральный директор