Пыхтит, трудится наш разношерстный и разнослойный СРЕДНИЙ класс, пытается сделать свою жизнь комфортной. Вот и жилищные условия чуть лучше стали, и на машину теперь можно с удовольствием смотреть, а не только как на рабочую клячу, работу выбираешь ты, а не она тебя, семья растет – вот оно счастье. Однако стоит только чуток расслабиться, и вот она – очередная …. ЗАСАДА. О чем это он, спросите Вы? Да о том, что обязано предоставить нам наше дорогое государство взамен получаемых от нас налогов, - о защите и безопасности личной жизни и личного имущества - о «public goods». Нет, я не буду «растекаться мыслию по древу», сегодня хочу поговорить только о такой «мелочной», но очень неприятной проблеме как кражи и угоны транспортных средств, о том, как помочь государству повысить уровень безопасности и сохранности автотранспорта. Если не может государство, в лице своих чиновников, справиться с этой маленькой задачей, то может подключимся и поможем ему в этом. Далее постараюсь быть максимально лаконичным.

Цель данной работы: найти разумный способ решения вышеуказанной проблемы, выработать алгоритм действий для запуска механизма в работу.

Статистика краж и угонов в РФ:

2002 – 105 246 единиц ТС

2003 – 122 533 единиц ТС

2004 – 125 162 единиц ТС

2005 – 124 469 единиц ТС

2006 – 124 003 единиц ТС

2007 – 123 564 единиц ТС

2008 – 80 420 единиц ТС

2009 – 2010 достоверных данных найти не удалось – данные из разных источников уж очень сильно расходятся.

Основными причинами вышеуказанной проблемы, на мой взгляд, являются:

-  недоразвитость нашего законодательства, позволяющего преступникам достаточно легко уходить от ответственности;

-  нежелание властей решать данную проблему.

О сути проблемы:

Угон — это временное владение автотранспортным средством без цели хищения. Если кто-то без спроса взял ваш автомобиль, чтобы покататься, это считается угоном. А если он подделал документы, перебил номера и продал ваш автомобиль, то он уже считается вором, а его деяние — кражей (хищением).
Согласно статье 158 УК РФ, за кражу (хищение) автомобиля полагается штраф в размере до полумиллиона рублей или до десяти лет тюремного заключения (в зависимости от стоимости украденной машины).
За угон, как правило, дают условный срок или штраф!!!

Статья 166 УК РФ — «Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон)». Наличие на месте преступления отмычек, сканеров и прочего «специнструмента» не помогает доказать наличие преступного воровского умысла. Чтобы доказать факт хищения и тем самым дать суду основание для более жесткого наказания, нужно убедить судей в том, что человек брал автомобиль для последующей перепродажи, перебивки номеров и т.д, а это, как показывает практика, мало реально.

Мое предложение:

1). По ст.158 УК РФ и 166 УК РФ давать по 10 лет строгого режима без нижней границы.

За выдачу пособников, организаторов и руководителей уменьшение срока наполовину и смена режима со строгого на общий.
За кражу, угон или попытку угона, если ТС будет возвращено владельцу в течение 48 часов с момента обнаружения пропажи в исправном состоянии и без повреждений, давать год общественных работ или поселения.

Примечание:
Все решается достаточно просто, но кому-то очень выгодно ничего не менять!

2). Государству же СТРАТЕГИЧЕСКИ необходимо срочно, судя по аналитическому портрету преступников, увеличить доступ активных граждан мужского пола в возрасте от 18 до 45 лет к законным и достойным источникам заработка, а также иметь продуманную политику активной работы с подростками и юношами в возрасте от 14 до 18 лет.

Немного аналитической информации о механизмах совершения преступления по ст.ст. 158 УК РФ и 166 УК РФ (кража, угон), а также о портретах преступников:

(материал взят из диссертационного исследования Скибина С. Н. «Особенности расследования угонов и краж автомобилей или иных транспортных средств»

В работе рассмотрен механизм совершения краж и угонов автотранспортных средств, при этом обращалось внимание на те особенности действий преступника, которые бы свидетельствовали о его умысле - собирался ли он совершить кражу или угон.)

Итак:

«1. Способ распоряжения преступником автомашиной:

Анализ практики показал, что в случае УГОНА автомашины (18,6 % от всех пропаж ТС) преступники:

A) бросают автомашину (7,1 %):

на проезжей части (51,7 %);

в укромном месте (овраг, лес и т. п. - 48,3 %).

B) уничтожают ее (2,9 %).

C) В 8,6 % изученных уголовных дел по фактам угона преступники не успели распорядиться автомашиной, поскольку были задержаны работниками милиции/полиции.

В случае КРАЖИ автомашины (81,4 % от всех пропаж ТС) производится:

D) ее продажа (46,1 %):

в данном населенном пункте (45,2 %);

в другом городе (республике) - 54,8 %.

Похищенные автомашины могут продаваться:

а) скупщикам краденого (27,2 %);

б) случайным лицам (19,3 %);

в) через торговые предприятия (24,2 %);

г) заказчикам (29,3 %).

E) автомашина разбирается на запчасти (32,7 %), которые в последующем продаются.

F) в последнее время стали популярны угоны дорогих автомобилей с последующим требованием выкупа за их возвращение (2,6 %).

2. Время совершения преступления:

в «сезон консервации» (ноябрь-март) доля совершаемых краж транспортных средств снижается резко и значительно, а удельный вес угонов в этот период падает не так заметно;

для угонов более характерно дневное и вечернее время, большинство краж совершается преимущественно вечером и ночью (для угонов - период с 19 до 2 часов; для краж - между 19-24 и 0-2 часами).

3. Место совершения преступления:

с охраняемых гаражей - стоянок как открытого, так и закрытого типа (6,8 %) - только кражи. Они, как правило, становятся возможными при условии нарушения обязанностей лицами, осуществляющими охрану и пропускной режим на этих объектах;

со двора (48,5 %) - как кражи, так и угоны;

от магазинов, рынков и т. п. (39,56 %) - как кражи, так и угоны;

с автозаправки (5,14 %) - только угоны.

4. Условия хранения автомашин:

угонщики зачастую для осуществления преступного замысла пользуются транспортными средствами, оставленными без присмотра, что не привлекает постороннего внимания и не требует необходимости в конспирации.

5. Подготовка к совершению преступления:

1) Подготовка к совершению угонов практически не проводится, преступники выбирают случайную автомашину (46,8 %), имея при себе минимальный набор технических средств, позволяющих открыть дверцу автомашины.

2) Подготовка к совершению краж проводится более тщательно: выбирается автомашина определенной марки (53,2 %); активно изучается образ жизни потенциальной жертвы и установленная охранная система;

через обширные связи в автосервисах, мойках, автостоянках, авто магазинах, мастерских, фирмах-установщиках охранных систем преступниками приобретаются дубликаты ключей, коды и пароли;

подготавливается место, где автомашина будет стоять после кражи (25,8 %);

подготовка орудий преступления (29,1 %);

выбор места совершения преступления (гараж, бокс, платная стоянка, улица);

выбор времени кражи или угона (вечер, ночь, день);

изучение путей подхода и отхода от места преступления;

подбор участников преступления, распределение ролей и функций между ними;

планирование преступной деятельности;

поиск каналов сбыта похищенного (продавцов, покупателей, посредников);

выработка определенной линии поведения (противодействия) правоохранительным органам на случай «провала» и др.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОРТРЕТА ЛИЦ,

совершающих угоны и кражи автомобилей или иных транспортных средств..

Анализ информации о механизме совершения преступления, полученной на этапе возбуждения уголовного дела и проведения неотложных следственных действий, позволяет выдвинуть обоснованные версии о лицах, совершивших данное преступление:

УГОН

транспортного средства могут осуществить как одиночки, так и группы по предварительному сговору.

71,1 % одиночек - это лица, ранее не судимые, которые совершают спонтанные угоны, пользуясь благоприятной для них ситуацией.

26,1 % угонов совершаются ранее судимыми лицами за преступления против собственности, в том числе и за угоны.

Подавляющее большинство угонов совершается мужчинами в возрасте

от 18 до 24 лет - 31,6 %,

от 25 до 29 лет - 30,3 %,

от 30 до 40 лет - 22,8 %,

несовершеннолетними - 15,3 %, как правило, злоупотребляющими спиртными напитками или наркотическими средствами, отрицательно характеризующимися.

Анализ социальных закономерностей показал, что

25,83 % задержанных нигде не работали,

41,33 % трудились,

20,68 % по роду занятий учащиеся (студенты),

12,16 % предприниматели.

48,8 % лиц, совершивших угоны автотранспорта, являются профессиональными водителями. Особо необходимо подчеркнуть общественную опасность угона транспортных средств лицами, не имеющими необходимых навыков в управлении транспортным средством, создающих повышенную опасность для окружающих еще и тем, что, чаще всего, находятся в возбужденном состоянии, в том числе, связанном с опьянением. Они нередко совершают дорожно-транспортные происшествия, иногда с тяжелыми последствиями.

Преступники не совершают угоны по месту своего жительства. Как правило, они жители других районов города - 84 %.

Группы по предварительному сговору, как правило, создаются для совершения одного угона лицами, находящимися в приятельских или родственных отношениях. Как правило, группа состоит из 2-3 человек. Анализ следственной и судебной практики показал, что члены такой группы ранее не судимы (90,7 %),

в возрасте от 18 до 24 лет - 37,6 %,

несовершеннолетние -21,1 %.

Удельный вес преступлений, совершенных подростками в группе, составляет 42,4 %.

При анализе социальных закономерностей было установлено, что

65,16 % задержанных членов группы нигде не работали,

12,81 % трудились,

11,51 % по роду занятий учащиеся (студенты).

2. КРАЖИ

совершаются группами по предварительному сговору или организованными группами.

Анализ следственной и судебной практики показал, что, как и при совершении угонов, группа по предварительному сговору состоит из 2-3 человек. Как правило, члены группы ранее не судимы (90,7 %),

в возрасте от 25 до 29 лет - 24,3 %,

от 30 до 40 лет - 17 %.

Большинство автомобильных воров являются местными жителями - 79,8 %. Лишь немногие преступники прибывают в местность из других районов (20,2 %) специально для совершения хищения автомобиля.

При анализе социальных закономерностей было выявлено, что

65,16 % задержанных членов группы нигде не работали,

12,81 % трудились,

11,51 % по роду занятий учащиеся (студенты),

10,52 % предприниматели.

57,15 % лиц, участвовавших в совершении краж автотранспорта, являются профессиональными водителями.

Разделения ролей в группе по предварительному сговору нет, но уже сформировано руководящее ядро из наиболее активных и авторитетных членов группы. Как правило, его составляют лица с максимально выраженными антиобщественными установками. Однако большинство неформальных лидеров, так же как и непосредственных исполнителей, входящих в такие группы, не имеют достаточных навыков совершения и сокрытия краж автотранспорта. Главное для них - получение определенных материальных выгод, а также удовлетворение личных и групповых интересов.

ОРГАНИЗОВАННЫМИ ГРУППАМИ совершается 34 % краж транспортных средств. Совершенные в таких преступных группах кражи автомобилей отличаются особой дерзостью, организованностью, наличием отработанной системы сокрытия следов и реализации похищенного. Для преступной деятельности последних более характерно серийное совершение краж автомобилей, обычно дорогостоящих.

Членами ОРГАНИЗОВАННОЙ ГРУППЫ, совершающей кражи автомашин, являются мужчины, как правило, ранее не судимые (90,7 %),

в возрасте от 18 до 24 лет - 27,4 %,

от 25 до 29 лет - 29,1 %,

от 30 до 40 лет - 21,5 %,

несовершеннолетние - 22 %.

Удельный вес преступлений, совершенных подростками в организованной группе составляет 30,75 %, в том числе с участием взрослых лиц - 16 %.

Анализ социальных закономерностей показал, что

42,45 % задержанных членов организованных групп нигде не работали,

13,45 % трудились,

32,95 % по роду занятий учащиеся (студенты),

11,15 % предприниматели. 58,8 % лиц, участвовавших в совершении краж автотранспорта, являются профессиональными водителями.

Большинство членов организованных групп являются местными жителями (72,3 %), в то время как встречаются группы, которые специально приезжают из других городов для совершения краж автомашин (27,7 %).

Оценивая распределение ролей в организованной группе, специализирующейся на кражах автотранспорта, необходимо обратить особое внимание на наличие в группе лиц, которые осуществляют функции обеспечения деятельности преступной группы. К таким лицам относятся, прежде всего, пособники - лица, обладающие навыками по подделке технических паспортов и других документов, имеющие связи среди работников ремонтных мастерских систем «Автосервис», свои частные «автосервисы», госслужащих и др.»

Итак, подключайтесь к обсуждению. А вдруг, действительно, совместными усилиями справимся с данной проблемой?)