Телефон – пожалуй, самый распространенный инструмент производственной деятельности, использующийся практически всеми сотрудниками любого предприятия. Работает ли сотрудник с компьютером или со станком, находится ли он в офисном помещении или следит за порядком на проходной – под его рукой должен быть телефон.

Современные корпоративные сети связи, построенные на IP-технологиях, используют телефоны, возможности которых далеко выходят за рамки традиционных аппаратов, к которым мы привыкли. Аналоговые телефоны заменяются на «умные» IP-устройства, способные обрабатывать информацию и поддающиеся программированию.

Что же мы имеем в итоге: у каждого сотрудника предприятия стоит устройство (телефон) с ЖК-дисплеем, внешним динамиком и средствами ввода информации. Причем это устройство гарантированно включено. Более того, мы умеем программировать эти устройства и управлять ими.
Можно ли использовать такую сеть для повышения уровня безопасности предприятия? Нужно! Итак, по порядку…

Контроль телефонных переговоров сотрудников

Несмотря на свой «интеллект», основная функция IP-телефонов – обеспечение связи, и первая задача, которая приходит в голову – контроль использования сети связи. Здесь можно выделить несколько задач, которые могут быть решены с помощью функций современных IP-телефонов.

Во-первых, запись переговоров сотрудников. Для определенных сотрудников необходимо регистрировать все совершенные переговоры, некоторым работникам надо дать возможность «записи по требованию» (инициировать запись в процессе разговора нажатием кнопки на телефоне), а для ряда телефонов, установленных у топ-менеджеров – наоборот, требуется запретить любую попытку записи.

Во-вторых, сотрудник получает возможность ограничить использование телефонного аппарата во время своего отсутствия. Покидая рабочее место, он будет блокировать свой телефон, и никто в его отсутствие не сможет сделать вызов по платному направлению. Это избавит службу безопасность от инцидентов типа «я не знаю, кто с моего телефона позвонил за рубеж и проговорил полчаса». Кроме того, посторонние лица не смогут получить доступ к истории звонков и контактам персональной телефонной книги сотрудника.

В-третьих, служба безопасности может вести «черный список» номеров (конкуренты, кадровые агентства), а специальное программное обеспечение будет регистрировать каждый звонок и уведомлять сотрудников отдела безопасности о каждом соединении с телефоном из «черного списка».

Экстренное оповещение сотрудников

Внешние динамики телефонов, установленных на рабочих местах, могут использоваться для трансляции голосовых объявлений на группы сотрудников. Таким образом, телефонную сеть можно задействовать в качестве дополнения к традиционной системе громкого оповещения предприятия. В ряде случаев будет полезным также рассылать и текстовые объявления – телефоны получателей объявления проиграют звуковой сигнал и отобразят текст сообщения. Приведем несколько примеров срочных групповых оповещений сотрудников, когда доставка сообщений на телефоны группы сотрудников предпочтительнее использования внешней системы громкого оповещения.

  1. Необходимо срочно оповестить узкую группу лиц без привлечения внимания остального персонала. Здесь поможет рассылка текстового объявления на телефоны группы.
  2. Требуется оповестить сотрудников службы безопасности  и охранников о нарушении, зафиксированном  системой безопасности. Для решения этой задачи можно проинтегрировать систему оповещения через телефоны с развернутыми системами безопасности предприятия. Тогда, при любом нарушении (например, сработал датчик движения) телефоны сотрудников отдела безопасности автоматически проиграют голосовое объявление.
  3. Телефон сотрудника можно превратить в аналог «тревожной кнопки» – при возникновении чрезвычайной ситуации любой сотрудник получит возможность нажать кнопку на телефоне и проговорить сообщение, которое будет транслироваться на максимальной громкости через внешние динамики телефонов отдела безопасности.

Кстати, рассылку оповещений на IP-телефоны можно дополнить возможностью отправки сообщений и на сотовые телефоны ответственных лиц. Это поможет повысить скорость реагирования на возникшую проблемную ситуацию и вероятность принятия своевременных мер по ее разрешению.

Аудиомониторинг помещений

Существующую сеть связи можно использовать для аудио-мониторинга помещений в нерабочее время. Для этого в нерабочее время включаются внешние микрофоны всех телефонов, а специальное программного обеспечение в режиме реального времени анализирует снимаемые звуковые потоки. В случае если уровень шума превысит определенное пороговое значение, охрана предприятия получит немедленное оповещение и сможет прослушать, что происходит в офисе, где зафиксирован посторонний звук. Причем, для прослушивания будет использован микрофон телефона, наиболее близкий к источнику звука.

Вывод изображений с камер видеонаблюдения

На большинстве предприятий установлена система видеонаблюдения, но не во всех точках предприятия есть доступ к изображению с видеокамер. Если же на предприятии внедрена IP-телефония, то можно использовать любой IP-телефон для быстрого просмотра изображения с видеокамер.
Резюме

Современные технологии организации корпоративной сети связи могут предоставить целый ряд новых возможностей, ранее даже не ассоциировавшихся с телефонными аппаратами. Многие из новых функций можно использовать для решения задач по обеспечению безопасности предприятия. Привлекательность такого подхода состоит в использовании уже развернутой телефонной сети, что, во-первых, снизит затраты на решение этих задач (не требуется приобретение и установка дополнительного оборудования), а во-вторых, ускорит возврат инвестиций в сеть связи.

Об авторе Аношин Александр Юрьевич родился в 1976 году в г. Новокузнецке Кемеровской области. Окончил Новосибирский государственный университет по специальности «Прикладная математика». С 1997 по 2001 год работал в ряде IT-компаний, таких как Novosoft.Inc, Российское представительство компании Netmedia (Великобритания) на должности менеджера проектов по разработке программного обеспечения. В 2001 году стал одним из основателей компании «АйТи Консалтинг» и ее техническим директором. После вхождения «АйТи Консалтинг» в состав группы компаний «Брокеркредитсервис» является директором компании «БКС-АйТи».            БКС-АйТи – российский технологический партнер Cisco Systems , специализируется на создании приложений для корпоративной IP телефонии, автор и разработчик пакета программных сервисов PhoneUP, предназначенных для расширения базового функционала IP-телефонной сети.