Телефон – пожалуй, самый распространенный инструмент производственной деятельности, использующийся практически всеми сотрудниками любого предприятия. Работает ли сотрудник с компьютером или со станком, находится ли он в офисном помещении или следит за порядком на проходной – под его рукой должен быть телефон.
Современные корпоративные сети связи, построенные на IP-технологиях, используют телефоны, возможности которых далеко выходят за рамки традиционных аппаратов, к которым мы привыкли. Аналоговые телефоны заменяются на «умные» IP-устройства, способные обрабатывать информацию и поддающиеся программированию.
Что же мы имеем в итоге: у каждого сотрудника предприятия стоит устройство (телефон) с ЖК-дисплеем, внешним динамиком и средствами ввода информации. Причем это устройство гарантированно включено. Более того, мы умеем программировать эти устройства и управлять ими.
Можно ли использовать такую сеть для повышения уровня безопасности предприятия? Нужно! Итак, по порядку…
Контроль телефонных переговоров сотрудников
Несмотря на свой «интеллект», основная функция IP-телефонов – обеспечение связи, и первая задача, которая приходит в голову – контроль использования сети связи. Здесь можно выделить несколько задач, которые могут быть решены с помощью функций современных IP-телефонов.
Во-первых, запись переговоров сотрудников. Для определенных сотрудников необходимо регистрировать все совершенные переговоры, некоторым работникам надо дать возможность «записи по требованию» (инициировать запись в процессе разговора нажатием кнопки на телефоне), а для ряда телефонов, установленных у топ-менеджеров – наоборот, требуется запретить любую попытку записи.
Во-вторых, сотрудник получает возможность ограничить использование телефонного аппарата во время своего отсутствия. Покидая рабочее место, он будет блокировать свой телефон, и никто в его отсутствие не сможет сделать вызов по платному направлению. Это избавит службу безопасность от инцидентов типа «я не знаю, кто с моего телефона позвонил за рубеж и проговорил полчаса». Кроме того, посторонние лица не смогут получить доступ к истории звонков и контактам персональной телефонной книги сотрудника.
В-третьих, служба безопасности может вести «черный список» номеров (конкуренты, кадровые агентства), а специальное программное обеспечение будет регистрировать каждый звонок и уведомлять сотрудников отдела безопасности о каждом соединении с телефоном из «черного списка».
Экстренное оповещение сотрудников
Внешние динамики телефонов, установленных на рабочих местах, могут использоваться для трансляции голосовых объявлений на группы сотрудников. Таким образом, телефонную сеть можно задействовать в качестве дополнения к традиционной системе громкого оповещения предприятия. В ряде случаев будет полезным также рассылать и текстовые объявления – телефоны получателей объявления проиграют звуковой сигнал и отобразят текст сообщения. Приведем несколько примеров срочных групповых оповещений сотрудников, когда доставка сообщений на телефоны группы сотрудников предпочтительнее использования внешней системы громкого оповещения.
- Необходимо срочно оповестить узкую группу лиц без привлечения внимания остального персонала. Здесь поможет рассылка текстового объявления на телефоны группы.
- Требуется оповестить сотрудников службы безопасности и охранников о нарушении, зафиксированном системой безопасности. Для решения этой задачи можно проинтегрировать систему оповещения через телефоны с развернутыми системами безопасности предприятия. Тогда, при любом нарушении (например, сработал датчик движения) телефоны сотрудников отдела безопасности автоматически проиграют голосовое объявление.
- Телефон сотрудника можно превратить в аналог «тревожной кнопки» – при возникновении чрезвычайной ситуации любой сотрудник получит возможность нажать кнопку на телефоне и проговорить сообщение, которое будет транслироваться на максимальной громкости через внешние динамики телефонов отдела безопасности.
Кстати, рассылку оповещений на IP-телефоны можно дополнить возможностью отправки сообщений и на сотовые телефоны ответственных лиц. Это поможет повысить скорость реагирования на возникшую проблемную ситуацию и вероятность принятия своевременных мер по ее разрешению.
Аудиомониторинг помещений
Существующую сеть связи можно использовать для аудио-мониторинга помещений в нерабочее время. Для этого в нерабочее время включаются внешние микрофоны всех телефонов, а специальное программного обеспечение в режиме реального времени анализирует снимаемые звуковые потоки. В случае если уровень шума превысит определенное пороговое значение, охрана предприятия получит немедленное оповещение и сможет прослушать, что происходит в офисе, где зафиксирован посторонний звук. Причем, для прослушивания будет использован микрофон телефона, наиболее близкий к источнику звука.
Вывод изображений с камер видеонаблюдения
На большинстве предприятий установлена система видеонаблюдения, но не во всех точках предприятия есть доступ к изображению с видеокамер. Если же на предприятии внедрена IP-телефония, то можно использовать любой IP-телефон для быстрого просмотра изображения с видеокамер.
Резюме
Современные технологии организации корпоративной сети связи могут предоставить целый ряд новых возможностей, ранее даже не ассоциировавшихся с телефонными аппаратами. Многие из новых функций можно использовать для решения задач по обеспечению безопасности предприятия. Привлекательность такого подхода состоит в использовании уже развернутой телефонной сети, что, во-первых, снизит затраты на решение этих задач (не требуется приобретение и установка дополнительного оборудования), а во-вторых, ускорит возврат инвестиций в сеть связи.
Об авторе Аношин Александр Юрьевич родился в 1976 году в г. Новокузнецке Кемеровской области. Окончил Новосибирский государственный университет по специальности «Прикладная математика». С 1997 по 2001 год работал в ряде IT-компаний, таких как Novosoft.Inc, Российское представительство компании Netmedia (Великобритания) на должности менеджера проектов по разработке программного обеспечения. В 2001 году стал одним из основателей компании «АйТи Консалтинг» и ее техническим директором. После вхождения «АйТи Консалтинг» в состав группы компаний «Брокеркредитсервис» является директором компании «БКС-АйТи». БКС-АйТи – российский технологический партнер Cisco Systems , специализируется на создании приложений для корпоративной IP телефонии, автор и разработчик пакета программных сервисов PhoneUP, предназначенных для расширения базового функционала IP-телефонной сети.