В этой части статьи речь пойдет о проблемных точках внутренних процессов по движению товарно-материальных ценностей (ТМЦ) в компании. Мы рассмотрим слабые стороны процедуры приемки товара, детали, на которые необходимо обратить внимание и способы предотвращения хищений.

В основном потери ТМЦ происходят внутри компании, при движении товара на складе. Наибольшее количество нарушений в области товарных операций является следствием невыполнения исполнителями должностных инструкций и утвержденных технологических процессов. При этом, причинами нарушений могут быть как ошибки вызванные неподготовленностью или усталостью исполнителей, так и сознательные мошеннические действия. Необходимо помнить, что хищение товара практически всегда подразделяется на четыре стадии: подготовка к хищению; припрятывание товара; вынос товара; реализация похищенного. Предлагаю рассмотреть возможные нарушения. Начнем с нарушений при приемке товара:

ПОСТУПЛЕНИЕ ТОВАРА НА СКЛАД В МЕНЬШЕМ КОЛИЧЕСТВЕ ПО СРАВНЕНИЮ С ТОВАРНО-ТРАНСПОРТНЫМИ НАКЛАДНЫМИ (ТТН) Причинами таких нарушений могут быть: Отгрузка товара со склада поставщика произошла не в соответствии с отгрузочными документами (например, товарно-транспортными накладными (ТТН)). Причиной может послужить халатность сотрудников фирмы-поставщика или мошенничество с целью наживы. Поэтому, во избежание спорных вопросов и потерь товара, необходимо в присутствии ответственного лица со стороны поставщика проверить сохранность пломб, сверить их номера с ТТН (в ней всегда указываются номера пломб), сделать соответствующие отметки в ТТН. Данная операция ограничивает круг лиц, причастных к недостаче товара: это либо сотрудники транспортной компании, доставляющие груз, либо сотрудники склада поставщика.

Хищение товара в пути. Хищение товара происходит при сговоре водителя и экспедитора, либо водителем-экспедитором путем подделки ТТН с указанием меньшего количества товара. Однако это трудоемкий и легко проверяемый способ. При рассмотрении сопроводительных документов в ходе сверки по товару между фирмами, сразу будут изобличены мошенники с документальным подтверждением своих действий. Механизмом хищения могут быть следующие действия: сорвать пломбу, похитить товар, и опять опломбировать; расшнуровать тент (следует обращать внимание на единую целостность шнура, которым прошнурован тент кузова, не допускаются скрутки, степень натяжки шнура должна быть такой, чтобы нельзя было оттянуть тент); некоторые виды прицепов с тентами имеют поворачивающуюся переднюю стенку для натяжки этого тента, с помощью нее можно обеспечить доступ внутрь прицепа не нарушив пломб; иногда даже прибегают к разбору полов прицепа. Хищение может также произойти вследствие кражи или грабежа в пути, путем открытого проникновения в кузов машины, разрезав тент или соврав пломбы и открыв двери.

В данном случае лицам, ответственным за доставку груза необходимо принять все меры для сохранности груза, незамедлительно связаться со своим руководством, и вызвать сотрудников милиции на место происшествия. Нельзя забывать, что и ответственные лица могут совершить хищение таким способом и обвинить во всем «неизвестных в масках и с оружием». Большую часть вариантов краж и ограблений перевозимого груза было описано в предыдущей главе.

Намеренное неприходование перегрузов при приемке товаров на склад. Вследствие каких-либо причин может произойти ошибка сотрудников поставщика, в результате чего товар на склад поступит в количестве, большем, чем указано в ТТН. Данным фактом может воспользоваться недобросовестный сотрудник и намеренно не оприходовать товар на склад. В дальнейшем он, используя разные мошеннические способы, постарается вынести/вывезти этот товар со склада (эти способы будут описаны ниже).

Занижение количества товара при приемке. Это нарушение может произойти из-за халатности в работе сотрудника, принимающего товар. Хорошо, если излишки товара обнаружатся при проведении инвентаризации и ошибки будут исправлены. Хуже, если это произойдет из-за заведомого занижения количества товара, с целью личной наживы сотрудника, принимающего товар на склад. В дальнейшем товар может быть припрятан в укромном месте и при удобном случае вынесен (вывезен) с территории склада. С целью выявления данного нарушения сотрудникам безопасности необходимо с определенной периодичностью осматривать складские помещения на предмет обнаружения потайных мест хранения приготовленного к хищению товара. Также необходимо делать сверки по поступающему товару с поставщиком, не реже одного раза в месяц. Это позволит в кратчайшие сроки выявить недостачу товара и инициировать инвентаризацию по отдельным видам товара с последующим проведением служебного расследования.

Рассмотрим нарушения при работе с товаром:

Маскировка дорогого товара под дешевый. К такому методу мошенничества относятся действия недобросовестных сотрудников склада, когда в упаковку из-под дешёвого товара упаковывают дорогостоящий товар, и в последствии, под видом покупки, осуществляется вынос товара с территории склада. Этот вид мошенничества требует тщательной подготовки и осуществляется сотрудниками, имеющими доступ к ценным товарам. Такой вид хищения сложен для выявления и требует проведения тщательного расследования, качественных инвентаризаций, агентурной работы с сотрудниками склада и систематизированного анализа результатов.

Забраковка качества товара. Целью этого мошенничества является забраковка товара хорошего качества, в документах указываются несуществующие дефекты и товар получает максимальную уценку. В дальнейшем происходит продажа «своему» клиенту и дальнейшая реализация уже за пределами фирмы. Данным мошенничеством занимается группа лиц по предварительному сговору: складской работник, сотрудник по работе с браком и клиент, скупающий такой «брак». Для выявления нарушения следует проверить документ, разрешающий переоценку, а так же правильность установленной меньшей цены на товар в соответствии с разрешающим документом.

Намеренное неприходование перегрузов при приемке возврата от клиента. По ошибке клиента или по какой-либо другой причине на склад может быть возвращен товар, от которого клиент отказался, в большем, чем указано в сопроводительных документах количестве. Недобросовестный сотрудник склада может воспользоваться этим, не оприходовав излишек товара, затем организовать перемещение этого излишка в зону собственного контроля, и позже, найдя канал реализации (например, вступив в сговор с другим клиентом), воспользовавшись удобным случаем, отгрузить товар «своему» клиенту. Для выявления данного мошенничества рекомендуется к приему товара подключать сотрудников безопасности.

Мы рассмотрели различные виды мошенничества с товаром, а теперь предлагаю поговорить о способах и методах хищения товара с территории склада. Сотрудники склада, имея постоянный доступ к товару, под давлением внешних обстоятельств могут совершать хищения товара с целью присвоения и реализации с личной выгодой. Вот основные способы хищения товара:

Вынос товара на себе. Для осуществления такого способа хищения обязательно требуется предварительная подготовка: товар должен быть изъят из коробок или упаковок. При этом остаются следы вскрытия, надрыва, а также пустые места в коробках и упаковках (это должно вызывать интерес сотрудников безопасности). Как правило, следующий шаг мошенника - сокрытие товара в «укромных местах» (туалетах, раздевалках, погрузо-разгрузочной технике, на верхних полках стеллажей и др.). Окончательным этапом в совершении хищения является вынос товара за территорию склада. Для этого нарушитель прячет товар в заранее изготовленных потайных местах в одежде, иногда товар проносится под одеждой. Для выявления такого вида нарушений необходимо производить досмотр сотрудников склада при выходе (выезде) с территории склада (с дополнительным осмотром техники, сумок, папок, дипломатов и т.п.). Кроме того, чрезвычайно полезными бывают осмотры возможных мест сокрытия товара при подготовке его к хищению. Немаловажным будет ограничение выхода сотрудников склада через места выдачи товара и в зону нахождения клиентов без досмотра сотрудником безопасности.

Вынос/вывоз товара вместе с мусором. Это вариант, когда сотрудник прячет товар в мусоре и выносит его за пределы склада, а уходя с работы, спокойно забирает товар. Такой вид хищения может быть осуществлен как на складах, так и в центрах оптовой торговли. Для предотвращения этого вида мошенничества сотрудники безопасности должны проверять выносимый с территории склада мусор.

Перегруз товара в заказы клиентов. Наиболее часто мошенники пользуются очень простым и наименее рискованным способом хищения (его практически всегда можно объяснить ошибкой в случае неудачи). Этот способ - перегруз товара в заказы клиентов (товар берется с соседних заказов, или готовится перегруз в зоне хранения товара, при формировании заказа). Этот метод трудоемок из-за того, что в сговоре находится группа людей (сотрудники склада, клиент). Для выявления данного вида нарушений очень важно осуществлять проверку заказов перед отгрузкой товара клиенту силами сотрудников безопасности.

Умышленная пересортица. Этот способ также предполагает сговор между клиентом и сотрудником склада. В основе этого способа лежит умышленная подмена отгружаемого товара аналогичным. Предположим, в заказе, который должен быть отгружен клиенту, указан тип процессоров или линеек памяти для компьютеров определенных параметров. Недобросовестный сотрудник вместо нужной упаковки подставляет упаковку точно такого же на вид товара, но с улучшенными техническими характеристиками. Если пересортица будет обнаружена при проверке, мошенник может объяснить свои действия ошибкой. Если же по какой-то причине (например, усталость в конце необычайно интенсивного рабочего дня) пересортица не будет обнаружена, мошенник-сотрудник и мошенник-клиент добьются своего: дополнительной прибыли.

Есть еще способы выноса/вывоза товара - это вложение мелкогабаритного товара в коробки с крупногабаритным товаром (например; процессоры, планки памяти или другие дорогостоящие товары прячут в коробку с корпусом для системного блока, этот блок может купить сам сотрудник склада, как правило, упаковки с системными блоками не вскрываются, аналогичным образом могут быть использованы большие колонки аудиоаппаратуры и т.п.). Самым действенным способом борьбы с выявлением данных нарушений является проведение систематических инвентаризаций.

Но и при проведении инвентаризаций надо обращать внимание на то что сотрудники склада, зная о предстоящей инвентаризации, могут предпринять следующие маскирующие действия: - Предъявить для инвентаризации запечатанные пустые, или неполные упаковки товара; - Временно позаимствовать товары в других секциях склада, если товар уже похищен или передать товар на время в другие кладовые склада, если товар припрятан и подготовлен к хищению; - Осуществить перегруз товара в заказ клиента в случае подготовки товара к хищению, если хищение уже совершено; - Осуществить припрятывание излишков на территории склада, переместив товар в другую зону; - Предъявить ранее забракованный, но не переданный в брак товар. - Для выявления данных видов нарушений необходимо проводить инвентаризации одновременно во всех местах хранения товара (по выбранному ассортименту). Все методы нельзя перечислить и все нельзя предотвратить, но проводить мероприятия по предотвращению данных правонарушений необходимо своевременно, и после выявления правонарушителей информировать об этом всех сотрудников. Даже если со всеми сотрудниками будут подписаны договора о полной материальной ответственности, и хищения будут компенсироваться по этим договорам, это не будет положительно влиять на атмосферу среди сотрудников, так как обогащаться будет один или несколько, а платить за это будут все. Предотвращать проще, чем потом расследовать и взыскивать.

Михаил Королев, Председатель Объединения «Глобал-Безопасность»

Сопровождение грузов

Судьба любого бизнеса, не важно, будь-то крупный промышленный объект или небольшая фирма по торговле компьютерами и др., очень часто зависит от безукоризненного выполнения своих обязательств перед деловыми партнерами. В самую первую очередь это касается своевременной и безопасной доставки грузов. Мы понимаем, насколько важно для вас обеспечить защиту своего имущества на протяжении всего пути следования, а потому предлагаем вам воспользоваться нашими услугами по сопровождению грузов. Для заказа услуг обращайтесь по телефону 8 (499) 184-34-18 http://www.globez.ru/gruzy.html