Современное бизнес-пространство с каждым днем пополняется все большим и большим количеством коммерческих организаций в самых разнообразных сферах деятельности. В любой отрасли появляются новые игроки со своим видением бизнеса, методами и технологиями. Каждый субъект рынка, прежде чем выйти на арену, готовится к выходу, изучая соперников, их тактику, слабые и сильные места.  

Многие руководители бизнеса, игнорирующие анализ сигналов политического, экономического и законодательного характера, рискуют потерять свое «место под солнцем». При этом они могут считать, что отслеживают все, ежедневно читая и слушая новости и так далее. Однако важно получать всю информацию в совокупности. Читая, например, свежую новость, где говорится о компании ― вашем логисте, трудно вспомнить, что она также упоминалась в региональной прессе за прошлый месяц, причем упоминались планы компании о перенесении своего бизнеса в другой регион. Или, скажем, речь идет об утверждении нового закона, ограничивающего некоторые права строительных организаций. Обычно реакция на подобные законы происходит за считанные дни до его утверждения, в то время как первые признаки его формирования обычно начинают появляться минимум за три-четыре месяца до публикации  

В настоящее время поток информации, которую необходимо анализировать для обеспечения конкурентной жизнеспособности компании, постоянно растет. Очевидна необходимость организации собственного информационно-аналитического подразделения и внедрения соответствующих решений.  

Основными задачами подобного подразделения, которое также именуется «службой конкурентной разведки», являются:  

  • Регулярное информационное обеспечение лиц, принимающих управленческие решения, как на стратегическом, так и на тактическом уровне.  
  • «Система раннего предупреждения» ― привлечение внимания к угрозам, которые потенциально могут причинить ущерб бизнесу. Отставки и назначения в коммерческих и государственных организациях, своевременное выявление предпосылок создания законов и постановлений  
  • Выявление благоприятных для бизнеса возможностей. Анализ потребительского спроса, претензий, предпочтений, изменений цен и их причин, выявление конкурентных рынков и продуктов. Отслеживание конкурсов, тендеров, подрядных торгов, распределения бюджетных средств и специальных предложений кредитных организаций, грантодателей и благотворительных фондов.  
  • Постоянный мониторинг и оценка деятельности конкурентов, партнеров, контрагентов. Сбор публикаций и высказываний о деятельности собственной компании, а также об успехах и провалах конкурентов Проверка кадров, их переписка, связи, участие в сообществах. Выявление попыток конкурентов получить доступ к закрытой информации.  

 

Подобная деятельность неизменно требует применения проверенных, эффективных и надежных решений, то есть внедрения инструмента, решающего все вышеуказанные задачи.  

Очевидна необходимость организации собственного информационно-аналитического подразделения и внедрения соответствующих решений. Однако и тут многое зависит от конкретной ситуации, внутренней политики и масштабов компаний. Чтобы сформировать структуру информационно-аналитической разведки вашей организации, необязательно специально для этого формировать отдельный штат. В рамках текущей работы сотрудников можно организовать комплексную систему бизнес-разведки. Одним из важнейших условий для организации подобной работы является правильный выбор инструментария.  

Рынок информационно-аналитических систем постоянно изменяется и пополняется, но как определить:  

Что именно из существующего программного обеспечения подходит для нужд вашей организации?  

Отвечая на этот вопрос, вы обязательно столкнетесь с рядом сопутствующих вопросов касательно того, какими именно свойствами должен обладать программный продукт.  

Комплексность  

Наличие функциональных модулей в единой системе, охватывающих весь спектр информационно-аналитической работы. 

На практике, когда компания для автоматизации сбора информации приобретает интернет-робот у одного разработчика, модуль для синхронизации с почтовыми ресурсами ― у другого, генератор отчетов ― у третьего и так далее, то на выходе он будет получать итоговую информацию в разных форматах, и, кроме того, пользователь непременно столкнется с проблемой совместимости этих «разношерстных» модулей между собой. Это, в свою очередь, обязательно скажется на временных затратах сотрудников, которые будут тратить свое недешевое рабочее время на генерацию итогового отчета из информации, полученной в разных форматах.  

В идеале комплексная система должна иметь следующие основные параметры:  

  • Автоматический поиск и сбор информации из разнородных источников. Наличие модулей, позволяющих отслеживать информационные изменения на сайтах конкурентов, партнеров, контрагентов, на ресурсах государственных ведомств, в федеральной и региональной прессе. Вести поиск по ключевым фразам в общедоступных интернет-ресурсах, в блогах и специализированных ресурсах. Это значительно упростит рутинную деятельность специалистов по постоянному мониторингу информационной среды.  
  • Аналитическая обработка информации. Важно формировать базу не только документов, но и ключевых смысловых значений, взятых из них. Это, в основном, объекты (персоны и организации) и связанные с ними факты (встречи, сделки купли-продажи, слияния, контроль, акционирование и многое другое). Выбранная система должна иметь функциональные возможности по выделению подобных смысловых фрагментов и присваиванию им соответствующих типовых значений. Система должна иметь удобный интерфейс для просмотра объектов и фактов.  
  • Удобный и быстрый поиск данных в базе. В системе обязательно должен присутствовать модуль для сквозного поиска данных по совокупности подключенных баз знаний. Таких баз может быть сколько угодно. Главное ― это иметь инструмент, позволяющий быстро сканировать базы и представлять найденную информацию в удобном для дальнейшей работы виде.  
  • Генератор аналитической отчетности. Система должна быстро и качественно выдавать итоговую отчетность в удобном формате согласно заданным запросам. Конечно же, аналитическая справка должна быть написана аналитиком, человеческий разум никакая система не заменит. Однако для подробного и качественного ее написания аналитик должен иметь под рукой инструмент, позволяющий визуализировать знания в виде семантических сетей, генератор дайджестов, подсчитывающий статистику упоминаемости объектов в документах, четкую и настраиваемую форму для автоматической генерации бизнес справок.  

Готовность решения к эксплуатации. FPP (Full Package Products)  

Коробочный программный продукт — это ПО, поставляемое в основном на условиях «под ключ», с универсальным функционалом, полностью готовым к эксплуатации. Заказное или проектное ПО сопровождается проектной доработкой или разработкой функций, дополняющих стандартные (базовые) возможности. Это требует немалых временных и финансовых затрат.  

В целях конфиденциальности информации важно формировать свою внутреннюю базу знаний так, чтобы она не зависела от сторонних ресурсов. Важно иметь систему, которая хранит всю бизнес-информацию в едином хранилище, доступном лишь компетентным сотрудникам внутри компании.  

  • Все онлайн доступы и запросы фиксируются и при желании легко отслеживаются. В связи с этим использование систем, предоставляющих доступ к собственной базе данных, не всегда бывает безопасным.  
  • Коробочный продукт значительно упрощает создание в организации единой информационно-аналитической структуры, так как предусматривает упрощенную интеграцию с другими используемыми программными приложениями.  

Функциональность  

Важно использовать продукт, имеющий все необходимые модули для настройки и изменения формируемой базы знаний. Конечно, сопутствующие модули не всегда необходимы, так как зачастую разработчик поставляет также и универсальную модель базы, которая пригодна практически для любой сферы деятельности.  

  • Самостоятельное управление структурой формируемой базы знаний ― это так же важно, как наличие коробочного продукта. Система в целях информационной безопасности должна позволять изменять структуру формируемой базы данных без привлечения разработчиков. Обработка информации, подразумевающая выделение из текста объектов и связанных с ними фактов, а также присвоение каждой сущности своего типового значения является залогом формирования у себя не «информационного кладбища», а структурированной базы знаний. В дальнейшем это поможет упросить выполнение запросов по поиску информации конкретного типа, например, «все кадровые перестановки компании за данный период» или «все документы/факты за данный период с упоминанием объекта Х» и так далее.  
  • Возможность конвертации внутренних баз компании в единый формат без привлечения услуг разработчика также является важным фактором  

Рынок информационно-аналитических систем не очень велик, но достаточно разнообразен. Важно не ошибиться в выборе. Наличие у вашего конкурента более профессионального логиста, чем ваш, уже дает ему преимущество. Переход квалифицированных сотрудников к конкуренту также увеличивает его шансы на получение конкурентного преимущества.  

Наличие же у компании мощного инструмента для информационной бизнес-разведки не всегда привлекает внимание. А зря! Информация хороша тогда, когда она есть, и она может очень дорого обойтись, когда ее нет под рукой!  

Продолжение следует