Сама по себе мысль о повсеместном соблюдении моральных норм очень правильная и всегда своевременная. Особенно в современном профессиональном мире. Цель подобных демаршей состоит в том, чтобы, прежде всего, оградить подписантов некоего Кодекса чести, а значит, инициаторов подобной идеи, то есть самих себя от всех тех, кто нарушает не только букву закона, но и декларируемые группой физических или юридических лиц морально-этические правила работы, в данном случае – на рынке частных охранных услуг.  

При этом, заявляя приверженность  подписанным принципам деятельности, участники кампании за праведное дело обязаны учесть, что любая идея должна быть основана на взаимном интересе. Идея правильная и красивая, но как, какими силами и средствами и, главное, с какой целью ее реализовать?

Очевидно, что о подобном документе и намерениях всех его подписавших лиц должны знать не только потенциальные конкуренты и  заказчики услуг, но и широкая корпоративная общественность. То есть это нужно, как говорят специалисты, пиарить. Должен быть некий узнаваемый рыночный или медийный бренд, который заинтересован в продвижении своих услуг, а значит, и идей, этому способствующих. Заявляя о своей позиции, этот бренд или организация автоматически выделяет своих единомышленников из всей остальной массы несознательных рыночных элементов. Все очень просто – кто не с нами, тот не мы. Хотите честной игры в частную охрану – все клиенты в гости к нам.

Таковым организационным брендом в ближайшие годы, исходя из складывающейся текущей ситуации на рынке частных охранных услуг, может стать только КС, но нужны ли все эти благочестивые декларации  его руководству – большой вопрос. Иными словами, выглядело бы весьма логично, если бы те тысячи ЧОПов, которые вошли в структуру КС, сразу же подписывали или автоматически присоединяли при вступлении в высокие административные ряды к тому, о чем говорит серьезный документ под названием «Правила корпоративной этики». Вот вам и элита охранного рынка, гарантом порядочности которой выступает МВД РФ!

Заметим, что под корпорацией или сообществом может подразумеваться некое значительное на единицу «общественной массы» по количеству участников единство. Подобное заявление даже нескольких десятков ЧОПов, например в Москве, где только в Центральном административном округе зарегистрировано около полутора тысяч ЧОПов, не вызовет большого резонанса, более того, подобные попытки уже неоднократно предпринимались. Для успеха подобной кампании необходима вполне ощутимая цифра подписантов, информационная поддержка и... соблюдение буквы и духа документа. Тогда эта затея начнет работать, если будет грамотно решаться самый интересный в этой истории вопрос. 

Заметим, что под корпорацией может подразумеваться некое значительное по количеству единство. Заметим еще раз, что в состав различных КС при ОВД различных уровней входит достаточное количество представителей ЧОО (попытка найти вторично эти цифры в отчетных документах на официальном сайте не увенчалась успехом, но в декабрьской аналитике, в материалах расширенного совещания КС от 23 октября фигурировала цифра в 6 467 ЧОПов, что составляет почти 22 % от официальной цифры в 30 тысяч. При этом, если учесть, что по минимум 15 % от зарегистрированных ЧОО не работают, то этот процент составит уже почти 26 %. То есть примерно четверть от всех «живых» ЧОО).

Если эта четверть «охранного сообщества» готова нести моральную ответственность за свою работу, то как понимать профессиональную позицию оставшихся трех? Подписание вне корпоративного бренда имело место быть в истории частного охранного рынка. Это называлось и «Реестром надежных партнеров», и еще как только не называлось. Комиссия по этике также создавалась, но ее деятельность остается кулуарной. Найти сведения о ней из открытых источников не представляется возможным.

Принимая Правила, подписанты конкретно отмежевываются от остальных, которые не приемлют подобное. Далее, они должны получить свою легитимность на каком-либо официальном сайте, иначе как можно доказать, что ты в составе честных и порядочных? Если это произойдет в рамках КС, то для администратора сайта разместить шесть с половиной тысяч ЧОПов с названиями и фамилиями подписантов (руководители ЧОП) не такая уж большая, но весьма муторная задача. Просто нужно понять: для чего им это надо?

Конкретный пример. 17 ноября 2009 года представитель управления информации столичного ГУВД заявил, что охранники Преображенского рынка Москвы избили во вторник днем съемочную группу программы «Вести» ВГТРК и были задержаны милиционерами. Что это за ЧОП и были ли задержанные частными охранниками, выясняют столичные милиционеры.

Не нужно никому удивляться, что на центральных каналах появляются передачи про беспредел частных охранных предприятий и просто охранников. Но если охрана рынка не была частной и вообще не была охраной, то это уже вопрос к хозяевам рынка. А если да? Почему бы ГУВД официально не объявить прилюдно, что это за дефективный ЧОП, если таковой был вообще? Нет названия – нет ЧОПа. Иными словами, а был ли мальчик?

Но представим, что такой ЧОП (название пока не известно, но оно должно быть, если уж заявили именно о ЧОПе) подписал вышеупомянутые Правила. Какая кара его ждет и кто, собственно, будет решать, что с ним делать дальше? Или вспомним громкую (2006 год, 28 ноября) историю с ЧОПом на рынке в Лужниках, после которой «... сотрудники московской милиции разоружили частное охранное предприятие (ЧОП) «Гарант», сотрудник которого на рынке «Лужники» избил представителей Федеральной миграционной службы (ФМС). По сообщению агентства «Интерфакс».

Очевидно, что после такого нарушения, которое установлено соответствующим документом, ЧОП или конкретный человек должен покинуть «высшую лигу» и переместиться из «золотого» в «черный» список. Но вот получает ли он на том же сайте «черную метку» и выбывает ли из КС или иной структуры подписантов – вопрос к организаторам самой идеи. Этот механизм можно заформализировать, а можно и предельно упростить.  Такие простые и надежные принципы в дипломатическом мире получили название «нон-грата» – и опыт их реализации на охранном рынке уже известен – и эффективно работают уже более пятнадцати лет.

Продолжение читайте в журнале «Вопросы безопасности. Калининград» № 15 – 2009.