По данным МВД России зарегистрировано около 30 тысяч негосударственных охранных организаций, в которых трудится более 745 тысяч охранников. По оценкам специалистов до двух миллионов российских граждан «кормятся» за счет охранной деятельности! Чтобы лучше есть, нужно больше зарабатывать. Такую возможность предоставляют новые нормативные правовые документы, которыми предусмотрены три категории частных охранников -6, 5 и 4 разрядов. Охранник 6 разряда может быть допущен к более сложной и ответственной работе, естественно, с более высокой оплатой труда. Поэтому он должен иметь серьезную подготовку, более высокий уровень знаний, умений и навыков.

Однако какой бы разряд не намеревались получить охранники, все они должны пройти профессиональную подготовку в образовательном учреждении. Только после прохождения обучения гражданин допускается к сдаче квалификационного экзамена с присвоением соответствующего разряда и может претендовать на получение удостоверения частного охранника, которое дает право приступить к работе в частной охранной организации.

Этот порядок прописан в нормативных правовых документах, доводился до сведения сферы охранного бизнеса на совещаниях, конференциях, комментировался специалистами и должностными лицами УЛРР ДООП МВД.

Хочу остановиться лишь на одном аспекте, который для многих остается «тайной» за семью печатями: сколько стоит в негосударственном образовательном учреждении обучение одного охранника и кто оплачивает образовательные услуги. Если человек не привык мыслить экономическими категориями или думать вообще, то понять за что «берут такие деньжищи», он вряд ли сможет. На днях гендиректор одного из ЧОПов посетовал, мол, слышал, что повышение квалификации руководителя стоит 25 тысяч рублей. И тут же задал вопрос: а кто должен платить? И ответ, что ваши охранники, приходя в учебный центр, таких вопросов не задают, хотя это не самые состоятельные люди, его не удовлетворил.

Закон Российской Федерации «Об образовании» содержит такую норму: «Деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними. По договору между учредителями и образовательным учреждением последнее может функционировать на условиях самофинансирования (ст.41 п.1). Поскольку учредителями НОУ, чаще всего являются физические лица, понятно, что они платить из своего кошелька не могут. И еще в п.6 ст.41 (п.6 утратил силу в 2005г.) сказано: нормативы финансирования негосударственных образовательных учреждений не могут ниже нормативов финансирования аналогичных государственных и муниципальных образовательных учреждений на данной территории.

Негосударственные образовательные учреждения вправе взимать плату с обучающихся. Платная образовательная деятельность не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат, на обеспечение образовательного; процесса, его развитие и совершенствование (ст.41 Закона «Об образовании»).

Обратимся еще к одному документу: постановлению Правительства РФ от 5 июля 2001г. №505 (в ред. от 15.09.2008г.) «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг». В п.17 говорится: «Потребитель обязан оплатить оказываемые образовательные услуги в порядке и в сроки, указанные в договоре. Потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть выдан документ, подтверждающий оплату образовательных услуг», в п.18 «Стоимость оказываемых образовательных услуг в договоре определяется по соглашению между исполнителем и потребителем и в п.19 «На оказание образовательных услуг, предусмотренных договором, может быть составлена смета. Составление такой сметы по требованию потребителя или исполнителя обязательно. В этом случае смета становится частью договора.»

Давайте попытаемся вместе с вами, уважаемые читатели, составить примерную смету затрат на образовательную деятельность. Сразу же скажу, к моему сожалению, я не экономист и не финансист... Хотя любому руководителю коммерческой или некоммерческой организации такие знания в условиях рыночной экономики нужны, а в период кризиса просто необходимы. Вспоминается разговор с заместителем генерального директора одного из ЧОПов. Он поинтересовался, какие проблемные вопросы изучают на курсах повышения квалификации руководящего состава. Я ответил: правовые основы деятельности, трудовое законодательство, финансово-экономические проблемы, а вот стрельба из пистолета с кувырка, по моим сведениям, не предусмотрена. Собеседник заявил: «Зачем руководителю изучать экономические вопросы. Это дело бухгалтера!»

В смете расходов на реализацию образовательных программ наибольший удельный вес имеют заработная плата преподавателей, инструкторов, тренеров, административно-управленческого персонала НОУ, а также арендная плата за пользование помещением, спортивным залом, стрелковым тиром. IV Всероссийская конференция руководителей НОУ одобрила методику расчета минимальной стоимости обучения работников частных охранных организаций.

В ней приводятся такие цифры: от 150 до 500 рублей за один учебный час составляет оплата преподавателя при обучении охранников, то есть, в среднем, 300 рублей. Эта цифра не вызывает возражений. В моей практике немало примеров увеличения или уменьшения стоимости часа занятий. Так, бывший преподаватель академии ФСБ, полковник в отставке, предложил свои услуги за 100 долларов в час. А мастер спорта по самбо, выпускник института физкультуры, прошедший специализацию по рукопашному бою, профессиональный телохранитель несколько лет проводил занятия по своей специальности в Учебном центре «Безопасность-М» довольствуясь 10 рублями за один учебный час. Мы, конечно, не возражали, но однажды я все-таки высказал свое мнение по поводу столь низкой оплаты, на что Александр Семенович ответил: «Эти занятия я провожу не из-за денег, а чтобы быть в форме» Каково? Мы и сегодня поддерживаем с ним добрые отношения. Могу порекомендовать замечательного профессионала.

Итак, оплата услуг преподавателей при подготовке охранников:

– 4-го разряда (80 уч.час, продолжительность курса 2 недели) –24 тыс.рублей;

– 5-го разряда (160 уч.час, продолжительность курса 1месяц) – 48 тыс.рублей;

– 6-го разряда (252 уч.час, продолжительность курса 1,5 месяца) –75600 рублей (в пересчете на месяц – 50400 рублей).

Продолжительность курса обучения, охранников 4-го разряда позволяет в течение месяца обучить две группы, т.е. 40 человек. Оплата преподавателей двух групп составит 48 тыс. рублей.

Теперь об административно-управленческом персонале (руководитель НОУ, гл.бухгалтер, секретарь-референт, уборщица). Думаю, оплата их труда составит не менее 80 тысяч рублей. Согласитесь, что опытного бухгалтера менее чем за 30 тысяч рублей в месяц не найдешь.

Аренда помещения. По санитарным нормам площадь аудитории должна составлять 3,5 кв.м на одного обучающегося. В помещении учебного центра не обойтись без служебного кабинета (хотя бы 10-12 кв.м); коридора или вестибюля, куда курсанты выходят во время перерыва в ненастную погоду (не менее 30 кв.м), комнаты для бухгалтерии (хотя бы 10 кв.м), 2 туалетов (мужской и женский) Таким образом, полноценный учебный центр должен располагаться не менее чем на 130 кв.м. Это, конечно, очень мало.|

Арендная плата. Разброс цен очень велик. Плата зависит от потребительских качеств помещения; в Москве решающую роль играют удаленность от центра, близость метро или другого общественного транспорта, кто является собственником помещения и др. факторы. Вот один пример. Центр арендует помещение, являющееся муниципальной собственностью, вблизи МКАД. Согласно договору арендная плата составляет 530 руб. за 1 кв.м в месяц плюс 50 руб. за коммунальные услуги.

Ежемесячная арендная плата при площади 130 кв. м составит 83,2 тыс. рублей.

Несложные расчеты показывают, чтобы покрыть эти расходы, обучающиеся по 5-му разряду должны платить приблизительно 6,5 тыс. рублей, а по 6-му – около 10 тыс. рублей. Здесь не учтены расходы по аренде спортивного зала, проведению занятий по огневой подготовке (практических стрельб), 6-процентный налог для организаций с упрощенной системой налогообложения, расходы на приобретение и обслуживание оргтехники, канцелярские расходы, услуги связи, Интернет, хозяйственные расходы (уборочный инвентарь, моющие и чистящие средства) и др.

Можно ли минимизировать расходы по обеспечению образовательного процесса?

Во-первых, следует постоянно заботиться об укомплектовании учебных групп, использовать все виды рекламы, поддерживать деловые связи с руководителями охранных организаций, центрами занятости населения.

Во-вторых, постараться укомплектоваться преподавателями, работающими в НОУ согласно штатному расписанию на постоянной основе с месячным окладом, прежде всего по правовой, тактико-специальной подготовке, т.е. по тем дисциплинам, по которым предусмотрено наибольшее количестве учебных часов. Преподаватели-почасовики «стоят» дороже.

В-третьих, максимально использовать арендуемое помещение, чтобы оно не пустовало. Организовать занятия в две смены, открыть автошколу, любые другие курсы, вплоть до курсов кройка и шитья. Помнится ко мне обратились с просьбой разрешить проведение религиозных чтений в вечернее время за определенную плату.

В-четвертых, занятия по физической подготовке без всякого ущерба можно проводить вне спортивного зала, на природе, в парке, сквере, на лужайке. В том числе и в зимнее время.

Не следует забывать о предпринимательской деятельности, предусмотренной уставом НОУ. Эта деятельность правомерна, она закреплена в 47 статье Закона «Об образовании».

И в заключение хочу сказать, что эти заметка адресованы не руководителям НОУ. Они лучше, чем кто-либо, знают проблемы, трудности и тонкости образовательной деятельности. Ко мне нередко обращаются с просьбой помочь открыть школу охраны, видя в этом легкий способ зарабатывания денег. После первой обзорной беседы-консультации, как правило, обещают придти еще раз, но обычно почему-то не приходят. И еще, если вам цена за обучение охранника или руководителя кажется завышенной, не поленитесь, возьмите ручку и листок бумаги и просчитайте все сами. Конечно, гораздо дешевле купить диплом об окончании школы, но вспомните, сколько денег вы уже затратили на образование ЧОПа, подготовку сотрудников, подбор кадров – стоит ли рисковать тем, что уже работает ради желания сэкономить?

Об авторе - Вячеслав СОЛЯНОВ, бывший генеральный директор НОУ, постоянный автор журнала «Охранная деятельность».