«История мидян темна и непонятна», но мы вынуждены возвращаться к нашей истории, чтобы не повторять ошибок вновь. Необходимо научиться делать правильные выводы из чужих ошибок. Сегодня мы расскажем недавнюю историю о том, как «разводили» «Спортмастер».

 

Весной 2008 года Останкинский районный суд города Москвы вынес приговор по очень интересному уголовному делу о мошенничестве. На скамье подсудимых оказались сотрудник службы безопасности компании «Спортмастер» Алексей Хомутов и его подельник Евгений Чурбанов. Оба зрелые мужики – далеко за сорок, оба бывшие сотрудники правоохранительных органов. В 2005 году они «развели» эту крупную торговую сеть на 280 тысяч «зеленых». Идея «подняться» пришла в голову Алексею Хомутову, который к этому моменту уже три года подряд имитировал деятельность по обеспечению безопасности «Спортмастера». Таких бывших сотрудников полно во всех структурах, не являлся исключением и этот магазин.

Как следует из материалов уголовного дела, первопричиной разводки гиганта торговли были действия начальника службы безопасности группы компаний «Спортмастер» Виктора Ярлыкова, именно он подал первый сигнал мнимой тревоги. До Ярлыкова стала доходить непроверенная информация, а точнее, просто слухи, что в департаменте экономической безопасности МВД существует некий «черный список» крупных сетевых компаний, которые в ближайшее время попадут под жесткий пресс дэбовских проверок. «Спортмастер» был в этом списке чуть ли не во главе списка.

Что же в этой ситуации делает начальник службы безопасности группы компаний? Вместо того чтобы, во-первых, перепроверить информацию и, во-вторых, готовиться к проверкам, он без особых затей обращается к своему подчиненному Хаустову с просьбой найти человека в МВД, который смог бы помочь исключить компанию из «черного списка». Почему именно к Хаустову? Ну как же, он бывший сотрудник МВД, правда, районного разлива (руководил когда-то криминальной милицией Замоскворецкого района Москвы). Да, нашел, у кого помощи просить. Впрочем, и сам начальник СБ Ярлыков, судя по всей этой истории, вряд ли является профессионалом высокого класса (или даже начального…).

Почувствовав профнепригодность Ярлыкова, аферисты на него первого обратили свое внимание. После получения столь ответственного задания Хаустов встретился со своим давним приятелем Евгением Чурбановым, с которым они и порешили «раскрутить коммерсов на хорошее бабло».

Осенью 2005 года, по рекомендации Хаустова, Ярлыков приехал на встречу с Чурбановым, который представился сотрудником Главного управления собственной безопасности МВД. Ни больше ни меньше. Почему Ярлыков не проверил, есть ли такой сотрудник в УСБ МВД, почему это показалось ему излишним, нам неизвестно. Но начальник службы безопасности повел с жуликом переговоры о «цене вопроса», так как последний заявил, что «Спортмастер» в этом самом «черном списке» значится и вот-вот приедут люди в масках и начнут всех трясти, как яблоню на колхозном поле.

Чурбанов играл свою роль прекрасно. Для убедительности назвал несколько структур, которых уже «утюжат» жесткие ребята из ДЭБа, а также несколько фирм, которым удалось «отмазаться» от неприятностей. Понятно, небесплатно. Ведь вопросы решает сам генерал-полковник Мещеряков, возглавлявший в ту пору департамент. Чурбанов озвучил сумму разового взноса в некий фонд поддержки правоохранительных органов – 400 тонн «зеленых». Плюс по «полтиннику зелени» туда же ежемесячно. Обдумав такое заманчивое предложение, руководство компании согласилось заплатить единовременно 200 тысяч долларов, а ежемесячный взнос попросили сократить до 15 тысяч (предлагая их как за страховку от возврата в «черный список»).

Чурбанов продолжал играть грамотно – он попросил время якобы для согласования суммы с Мещеряковым. Когда уважаемому боевому генералу С.Мещерякову пришлось давать свидетельские показания в суде, он сообщил, что никакого списка не существует, а уж о том, что под его имя берут деньги, он и представить себе не мог. Итак, потянув для солидности время, отрекомендовав для убедительности своего сообщника Чурбанова как родственника знаменитого зятя Леонида Брежнева, аферисты получили 200 тысяч долларов, а вскоре еще восемьдесят как предоплату за несколько месяцев.

Подельники также выцыганили себе еще три мобильных телефона якобы для экстренной связи с офицерами МВД на случай возникновения проблем. При этом почему-то связь могла быть только односторонней, никто из сотрудников «Спортмастера» не должен был пытаться связаться с милиционерами. Хаустов также пообещал устроить личную встречу президента «Спортмастера» Николая Фартушняка с генералом Мещеряковым. Встреча по понятным причинам не состоялась.

Впрочем, Хаустов и Чурбанов вполне могли привезти на встречу с коммерсантами какого-нибудь лжегенерала, сработавшего под Мещерякова, и сумели бы их убедить в том, что встреча проходит с самим начальником Департамента экономической безопасности МВД.

Непонятно следующее. За что же заплатили хозяева мощной сети деньги? Чего они так боялись? За что готовы были платить ежемесячно и уже стали это делать? За гораздо меньшие деньги хорошая адвокатская контора измотала бы любой проверяющий орган, если бы в магазинах даже и были серьезные нарушения (включая и экономические преступления). Было, значит, за что платить?

Развязка наступила через несколько месяцев, когда в «Спортмастер» с проверкой явились сотрудники… ДЭБа. Вот жалко Гоголь рано умер, он бы описал удивление владельцев сети, заплативших хорошие деньги за небольшую театральную постановку в исполнении двух бывших ментов. Финал, достойный «Ревизора». Делать было нечего, коммерсанты прозрели и настрочили заявления в ФСБ и МВД. Ситуация прояснилась, жуликов повязали. На суде подельники все валили друг на друга («сливать» друзей в этих структурах в порядке вещей)… и отделались условными сроками! Причем в ходе следствия и суда оба мошенника находились под подпиской о невыезде. Редкий случай. Но, может быть, суд счел, что если бы не легкие деньги от бизнесменов, то и преступление бы не состоялось? Понятно, что отданные деньги были не последними на счету фирмы. Интересно, и откуда у нас коррупция берется?

 

Жить будет легче?

Работать, как обещают, скоро бизнесу станет легче. По крайней мере, малому и среднему. Обещают, что проверок со стороны контрольно-надзорных органов должно стать меньше («…лишить правоохранительные органы внепроцессуальных полномочий по контролю за малыми предприятиями...» - как будто раньше не нужно было соблюдать процессуальный порядок!). Речь идет о внеплановых проверках. Законодательно милиции будет запрещено проверять предприятия на наличие состава преступления. Говоря русским языком, даже если сотрудник милиции подозревает, что на таком предприятии нарушается законодательство, то он только на основании своей интуиции на это предприятие прийти с проверкой не сможет. Правда, тут же выясняется, что у доблестных милиционеров все-таки остается некая возможность проводить проверки по тем же составам преступлений там, где есть высокая латентность правонарушений. Например, при выявлении контрафакта. Позвольте, какая латентность? Практически весь контрафакт давно под милицейской «крышей». Это общеизвестно. А мелочевка и так мало кого интересует. Не до нее, с крупняком бы разобраться.

А теперь давайте вернемся к неплановым проверкам. Теперь основанием для проведения внеплановой проверки может быть только факт преступления или данные об угрозе жизни и здоровью потребителя, причинений вреда природе. Причем милиционерам придется получать разрешение на эту проверку у прокурора. И не просто прокурора, а, как хотят закрепить, прокурора субъекта Федерации. Как это будет происходить, пока неясно. Например, чтобы получить разрешение прокурора на проверку фирмы, поставляющей гнилое мясо, например, в Туруханске, оперу нужно будет добираться до Красноярска? Скорее всего, спустят до районных прокуроров. А здесь проблем никаких. Проблемы будут у предпринимателей.

Если сейчас милиция, как правило, клюет по зернышку, то скоро ей нужно будет обоснование своих действий, то есть, как уже сказано, факт преступления или данные об угрозе жизни и здоровью потребителя. Думаете, таких фактов не будет? Уже в самое ближайшее время все милицейские осведомители, алкаши, бомжи и просто доброжелатели, желающие подпортить жизнь коммерсантам, наперебой будут сообщать в органы об отравлениях продуктами питания, суррогатной водкой, о продаже алкоголя несовершеннолетним, обсчетах, обвесах и т.п. Организовать заявление не составляет никакого труда. И эти заявления будут обязательно.

Да, нужно будет получить санкцию у прокурора, но какой прокурор откажет? Ведь страдают наименее защищенные люди, есть заявления от пострадавших, медицинские справки, а если кто-то умрет? Прокуратура дает «добро». А вот тут-то милиции отступать уже и некуда, постановление прокурора нужно отработать по полной программе. А куда деваться? И оперативные силы задействованы, и начальство ждет результат, и дело теперь на контроле в прокуратуре. Значит, вперед – выполнять задачу, спасать потребителя.

Дорисуйте картину такой проверки сами. Милиция без работы не останется, это факт. В стране около полутора миллионов малых предприятий. Проверять - не проверить, даже планово. Да, и это все не имеет значения по одной простой причине: Закон «Об оперативно-разыскной деятельности» отменять никто не собирается. А нарушения у предпринимателей есть и будут, без них уже не дает возможности работать сложившаяся коррупционная система. А у бизнеса один принцип – прибыль любой ценой. Многие предприниматели смысл и юридическое значение слова «потребитель» даже не понимают. Мы не о правовом нигилизме ведем речь. Нигилизм – это отрицание тех общественных правил, которые осознаются. Здесь другое. Дискриминация по отношению к покупателям. Проверять будут жестче, и санкции будут серьезней. Кстати, в милицейской среде уже сквозит недовольство, мол, коммерсанты нас заложили. Приводят сведения Генпрокуратуры, которая рапортовала, что по итогам 2007 года прокуроры выявили более миллиона случаев нарушения прав предпринимателей. Откуда взялась такая цифра? Прокурорские, конечно, кивают на милицию. Ладно, говорят милиционеры, среди которых, как и везде, много просто честных людей и добросовестных трудяг - оперов и следователей, посмотрим, что будет дальше, т.е. как ощутит себя простой покупатель и какая статистика будет с раскрытием преступлений в потребительской сфере. Ждать осталось недолго.

 

Об авторе: Корягин Алексей Евгеньевич, президент Центра поддержки правовых инициатив