Бить или взрывать ? — вот в чем вопрос.
После того, как разведка проведена и выявлены уязвимые места в вашей обороне, собрана информация на охраняемое лицо и его ближайшее окружение противник приступает к выбору вариантов проведения акции и подбору непосредственных исполнителей. Обычно готовится 2-3 варианта покушения. Понятно, что в итоге выбирается самый простой, дешевый и безопасный для исполнителей вариант. А потому самый надежный и эффективный. Но остальные тоже не отбрасываются. Они теперь выступают в роли запасных. На тот случай, если основной вариант будет провален.
В зависимости от преследуемой цели (ведь не всегда ставится задача именно убить, бывает, что только напугать) выделим основные варианты.
НАПАДЕНИЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ
Если снайпер нажал на спуск, Значит, кому-то пришла пора пораскинуть мозгами.
Из собрания афоризмов автора.
Самый распространенный вариант. В основном используется в тех случаях, когда разведка противника получила сведения, что клиент либо не имеет охраны вообще, либо охрана малочисленна и слабо подготовлена (действуют тактически не грамотно, плохо владеют оружием и т.д.). Т.е. серьезной опасности для исполнителей «заказа» нет.
Исключение составляют разве что снайпера, которые используются в случаях, когда подойти к клиенту близко не представляется возможным.
Кроме того, огнестрельное оружие используется и в тех случаях, когда у противника нет необходимости запугивать соратников охраняемого лица. Как говорится, одни отработали и ушли, другие полдня повздыхали и забыли. Много ли шумихи вокруг застреленных коммерсантов? Да вообще никакой. Так пара заметок в газетах и все. Через три дня уже никто и не помнит, кого убили и за что.
Но плохая память - это удел обывателей. Телохранители же, и подразделение безопасности в целом должны постоянно отслеживать все случаи покушений. А затем проводить их тщательный анализ, чтобы по каждому случаю выработать адекватные меры противодействия и отработать их на тренировках. По возможности желательно посетить места этих нападений и прокрутить всю ситуацию в реальных условиях. Вот здесь сидел киллер. А почему именно это место он выбрал? А как действовали телохранители в этот день? И как надо было им действовать, чтобы уцелеть?
Верите ли, когда вы со своими подчиненными разбираете ситуацию не в спортзале, а на реальном месте преступления, у телохранителей формируется совсем другой подход к обучению. Усвоение материала идет значительно быстрее. Аура места способствует.
Такой подход особенно важен, если учесть тот факт, что противник тоже будет отрабатывать выбранный вариант нападения. Хороший «профи» при серьезном заказе не только до седьмого пота отработает все свои действия, но еще может и проверить надежность выбранного варианта в «живую». Так что, когда читаете в газете об очередном заказном убийстве мелкого лавочника в уездном городе Урюпинске, никогда не забывайте о том, что возможно это тренировка для проведения акции в отношении более серьезного лица в Москве. Например, вашего охраняемого лица. Как говорится, не спрашивай по ком звонит колокол, он звонит и по тебе.
Мы часто приводим в качестве примера на занятиях разницу в заказных убийствах в Москве и Питере. В Москве схема покушения с применением огнестрельного оружия практически одна и та же на все случаи жизни - при выходе из подъезда, или при входе в подъезд подбегает один или два стрелка, и расстреливают клиента из пистолетов. Охрану часто даже не трогают. Потому что в большинстве случаев ни телохранитель, который вокруг себя ничего не видит, ни уж тем более водитель-телохранитель, вечно сидящий в машине, не могут даже понять, что произошло. Мы уже не говорим об ответной реакции. Когда до них, наконец, доходит смысл происходящего, то клиент, как правило, уже мертв, а киллеров и след простыл.
Взять хотя бы убийство директора рекламного агенства «Атор» Владимира Каневского в феврале 2002г. Его бронированный «Мерседес» остановился на светофоре, убийца распахнул дверь и шесть раз выстрелил в бизнесмена. Заказчики и исполнители убийства не найдены.
Как? Не слабо? Где уж об ответной реакции говорить, когда элементарное правило безопасности - блокировка дверей, не было выполнено. Вроде мелочь, но в жизни, как известно, нет ничего важнее мелочей. Именно они составляют общее целое, либо разрушают его. Вот и превратила эта мелочь бронеавтомобиль из средства защиты в консервную банку.
Другое дело в Питере. Здесь работают снайпера, гремят взрывы. В Маневича стреляли с чердака из автомата. Причем стреляли через крышу автомобиля. Руководителя Балтийской финансово-промышленной группы Капыша убили с использованием гранатомета. Новоселову взрывное устройство положили на крышу. Одним словом, наблюдается редкая изобретательность в способах покушений. Можно, конечно, уподобляясь лоху вздохнуть, мол, что поделать - интеллектуальная столица. Даже президент об этом сказал.
Но нам все же кажется, что дело в подготовке охраны. Если в Москве она из себя в большинстве своем ничего не представляет, так ее и расстреливают в упор. А в Питере видимо подойти близко трудно, да и для жизни опасно. Вот преступники и работают дистанционно. То есть с меньшим для себя риском. А уж для себя любимого не такую изобретательность проявишь. Тут такой «мозговой штурм» применят - ого-го! Но это преступники. А вот у охраны с этим тяжело. Причин тут много и мы не будем на них сегодня останавливаться. О них мы очень подробно говорили в «Азбуке телохранителя». Кому интересно, возьмите и прочитайте. Но бесспорно одно, главная причина - это слабая профессиональная подготовка нынешних хранителей тела.
Как по вашему должен стрелять телохранитель, чтобы противодействовать нападению с огнестрельным оружием? Правильно, очень быстро - на опережение. Поэтому, если вы стреляете только с двадцати пяти метров и без учета времени - вас убьют. Если критерием вашей огневой способности вы избрали одно единственное упражнение, и оттачиваете его день за днем, для того чтобы «блеснуть» на соревнованиях - вас УБЬЮТ. Потому что однообразие ваше превращает вас в спортсмена, а не в бойца. Пусть даже в профессионального спортсмена. И не важно как называются ваши соревнования - «чемпионат», или «аудит». Не важно, какое упражнение вам, уж извините, втюхивают. Базовое оно там, «топ» или «поп», скорее всего, правда, «хлоп». Все это приближает вас к гибели. Жизнь очень разнообразна, и если вы не готовы к встрече с этим разнообразием - вы проиграли.
Выход из этого положения - ситуационная (по итогам анализа покушений) стрельба. А что касается скорости, то возьмите себе в пример бойцов Группы «А». Норматив «777» вам как раз подойдет. В чем его суть? Все просто. С семи метров вы должны поразить семь мишеней, за семь секунд. При этом поразить каждую двумя пулями. Да еще произвести смену магазинов во время стрельбы.
Короче, стремитесь к постоянному росту своих результатов, чтобы в случае чего опередить противника.
Другой разновидностью нападения с применением огнестрельного оружия, как уже отмечалось выше, являются снайперы.
Тут стоит оговориться, что снайпера используются не часто. Лишь в особо сложных для противника случаях. Например, когда охрана серьезная.
Удовольствие это не дешевое. По сведениям из различных источников такого рода услуги могут обойтись заказчику от 50 тысяч «зеленых» и выше. Что является еще одной причиной не частого применения данной категории киллеров.
Но если к ним все же обратились, то смерть клиента - вопрос времени. Стройной системы защиты от снайперов в большинстве подразделений безопасности просто нет. А бороться со снайпером трудно, особенно по не знанию. Поэтому, чтобы организовать противодействие наряду с оперативными мероприятиями необходимо еще и знать тактику их действий в различных условиях, баллистику, тактико-технические характеристики оружия и прицелов и еще многое другое. Вариантов у вас всего два. Первый - вы нанимаете на работу снайпера-профессионала. Далее организацией противодействия занимается он.
Нет. Не сидит с винтовкой и ловит противника. А вычисляет места удобные для производства выстрела, пути подхода и отхода, выявляет мертвые зоны и т.д. В дополнение с другими охранными мероприятиями такая работа просто не даст противнику работать, или «высветит» его на стадии подготовки. Вариант второй - вы учите всем снайперским премудростям охрану. Тоже выход, но с рядом минусов. Это и время на изучение, и качество усвоения, и отношение к предмету каждого отдельно взятого охранника. Если для действующего снайпера его работа - это образ жизни. То для охранника возможно еще одна «заморочка» руководства. К которой и относятся соответственно. Со всеми возможными дальнейшими последствиями.
Отсюда и результативность снайперов. Самая громкая снайперская акция - убийство президента США Джона Кеннеди. Группа, которая ее провела, по разным сведениям состояла из снайперов мафии, и профессионалов американских спецслужб. В Кеннеди стреляли с нескольких точек и не разу не промахнулись. Действия группы корректировал наводчик находящийся прямо на пути следования кортежа.
Действия охраны оставляем без комментариев, т.к. даже личный телохранитель находящийся с президентом в машине, увидев что в того попали, целых пять секунд, по его собственным словам, принимал решение. Через пять секунд принял. За это время в Кеннеди попали еще пару раз. Но охранник не закрыл его собой и после этого. Через пять секунд он подал команду водителю на увеличение скорости и отъезд в безопасное место. Водитель соображал еще дольше. Думаю, комментарии тут излишни.
В постсоветской России первое подобное убийство - убийство Отари Квантришвили в Москве. Преступники выяснили, что по четвергам он со своими друзьями-спортсменами и партнерами по бизнесу ходит в Краснопресненские бани. Дальнейшее -дело техники. Как только объект вышел из бани и остановился проветриться и перекурить, зазвучали выстрелы. Четырьмя пулями калибра 5,6 мм выпущенных из винтовки с оптическим прицелом он был убит.
Из последних случаев можно выделить убийство в феврале 2004г. в Новосибирске. Тогда предприниматель Н. вышел из своего офиса и направился к машине. Снайпер, из одного из стоящих напротив офиса зданий, произвел выстрел с расстояния в 300 метров и попал объекту точно в сердце. Самое смешное, что местная милиция заявила, что работал не профессионал. Их мнение основывалось на том, что убийца не бросил оружие на месте преступления, как обычно случается. Не уложился данный стрелок в привычную милицейскую схему. И значит, он не «профи». А то, что на выстрел у него было не более 15 секунд, стрелял он с 300 метров и соответственно должен был произвести все необходимые в этих случаях расчеты и поправки, не говоря уже о том, что попал он точно в «яблочко» - это милицейских «специалистов» не смущает.
Нам-то с вами ясно, что работал именно специалист. И оружие он не бросил именно поэтому. Скорее всего, это была какая-то зарубежная дорогостоящая винтовка. Изготавливаются они штучно, а значит можно четко отследить - кому она продана. Стоит добавить, что даже если покупка проводилась через цепь посредников, то специалист все равно лишний раз рисковать не станет, разбрасывая оружие где попало. Он страхуется от всех возможных вариантов. В том числе и от того, что даже цепь посредников, как бы сложно она не выглядела, можно вычислить. Было бы желание.
А если допустить еще, что киллер собирался на покой, и за это дело ему очень хорошо заплатили, то ему лишние улики тем более не нужны. Мало ли что и когда всплывет.
А оружие, как говаривал Глеб Жиглов, оно не перетянет. Так-то вот.
Получилось в итоге, как всегда – смешно и горько.