Цель обучения
Основной посылкой к поиску нового знания являются затруднения. Человек, столкнувшийся с трудностями, ищет выход… или не ищет. Поиск выхода начинается, когда у человека есть возможности и ресурсы, а также непреодолимое желание найти новое знание.
Результативность в этом случае достаточно высокая. Как правило, даже не найдя «философского камня», человек обогащает свою жизнь многими новациями, которые в конечном итоге приводят его к новому уровню в практической деятельности.
Но в поиске новизны находятся далеко не все люди. Человек не ищет выхода, если желает остаться там, где он есть. «Таити, Таити… Нас и здесь неплохо кормят…» (помните, как сытый и толстый кот из старого мультика говорил о Таити, пожевывая сосиску). Самое плачевное то, что «сосиска» устраивает подавляющее большинство наших коллег.
В первом случае человек стремится познавать, узнавать, изучать, учиться, интересоваться, любопытствовать, совершенствовать свою практику, давать новое другим людям.
Во втором же он просто живет и делает то, что делал всегда, – его все устраивает. Это я называю «циклом директора»: собрал деньги за оказанные услуги, заплатил налоги, выдал заработную плату - и опять за сбор денежных средств. В этой рутине тонут многие руководители охранных предприятий.
Но для нас сегодня гораздо интереснее рассматривать первую категорию руководителей, тех, кто нашел время и средства для того, чтобы приехать в Москву на начавшиеся занятия по программе переподготовки руководителей охранных предприятий.
Необходимо сказать, что и сама программа обучения, и методики проведения занятий на начальном этапе были далеки от совершенства. С ее критикой выступали многие, в том числе и автор этих строк. Однако, к чести руководителей НОУ «Баярд» и «Витязь», они не довольствовались достигаемыми результатами и от занятия к занятию корректировали программы и совершенствовали формы и методики преподавания материала. Поиск новизны привел в конечном итоге к неким промежуточным результатам, о которых на совместном заседании 3-й и 4-й экспертных комиссии КС при ДООП МВД России доложил А.Колясинский. Результатами деятельности научно-методического совета НОУ явились окончательный вариант программы и некоторые рекомендации по подбору региональных НОУ, которым можно доверить продолжения этого процесса.
Я же в этой статье постараюсь показать те подводные камни, которые неизбежно появляются в ходе подготовки и проведения занятий с руководителями. Если учесть, тот факт, что в числе первых слушателей наших курсов были самые активные и, если хотите, продвинутые руководители, то на их примере наиболее рельефно и хорошо видны основные проблемы и мифы, мешающие обучению.
В отличие от классической мотивации поиска нового знания, о чем мы сказали в начале статьи, наши слушатели прибывают на занятия под воздействием обязательности переподготовки, установленной вступающими в силу с 1 января 2010 года законодательными и нормативными требованиями. Далеко не все они уверены в необходимости данного обучения, но затраченные средства и природное любопытство выступают первыми стимулами поиска знаний. Необходимо признать еще один факт: в подавляющем большинстве слушатели – высоко дисциплинированные и организованные люди, которые не привыкли делать что-либо спустя рукава.
Итак, перед вами группа слушателей, ожидающая не только новых знаний, но и практических рекомендаций для решения ряда конкретных вопросов, связанных с их практической деятельностью… Что делать?
Самый простой ответ – подробно и всесторонне изложить программные вопросы и оказать им помощь в поиске необходимых ответов на основании полученных знаний.
При этом необходимо учитывать, что руководитель подошел к границе своих возможностей, ему не хватает знаний и навыков, собственного опыта и понимания новых закономерностей. В этом случае он нуждается, с одной стороны, в новизне излагаемого материала, с другой - в его толковании. Только при таком подходе он сможет перейти границу познанного и продвинуться вперед в практической деятельности.
Если бы это было вот так просто, то любой из нас легко учился, например, только при помощи книг или текстов: прочитал, пошел, сделал - и все получилось.
Жизнь всегда вносит свои поправки. Да и знания не могут быть универсальны. То, что полностью удовлетворяет одного, второму может оказать содействие, а для третьего противопоказано полностью.
Обучение (освоение, повышение квалификации) тоже имеет две стороны. В обучении есть то, что нам помогает, и есть то, что нам мешает. Можно процитировать давно известную фразу: «Кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – ищет причины».
Но кто согласиться с тем, что он не ищет возможности решить стоящие задачи?
Мотивация таким «изысканным» способом порой уводит от успеха, а наша задача как раз противоположная – мы стремимся к нему.
Поскольку у слушателей за плечами есть СВОЙ жизненный опыт и за годы государственной службы и руководства коммерческой структурой накоплено много положительного, рассмотрим для начала некоторые популярные «мысли», которые призваны облегчить усвоение нового. Поговорим о мифах, сопровождающих обучение…
Миф – это утверждение, мысль, «правило», имеющее только одну сторону – положительную или отрицательную, показывающее что-то одно – преимущества или ущерб. Для понимания, что скрывают мифы, мы рассмотрим самые часто встречающиеся.
Миф 1. Все зависит от самого человека
Соглашусь: это красивый и обнадеживающий миф. Но всего лишь миф… Человечество всегда интересовали идеи сверхвозможности и превосходства…
Сами идеи хороши… Оставим их пока и продолжим мысль, что все зависит от человека, и рассмотрим, что же такого важного осталось в тени этого мифа.
Все зависит от самого человека… и от его окружения.
Человек живет не в вакууме – у него есть родные, друзья, семья, коллеги, руководство и пр. Человек живет в стране и мире, где есть некая ситуация, причем постоянно изменяющаяся. Как изменилось нормативно-правовое поле за последние 12 месяцев и какие трансформации ему предстоят в 2010 году?
Все связано со всем, даже если мы этого не помним… Все на все влияет, даже если мы это не учитываем…
В каком случае ВСЕ может зависеть от самого человека, при каких условиях сами условия будут от человека действительно зависеть?.. Совместным со слушателями поиском ответа на этот вопрос мы и должны заниматься. Необходимо показать каждому руководителю, как изменится его роль и место в бизнесе, что может произойти положительного и как не допустить негативного.
Миф 2. Я заплатил - они должны дать!
Очень часто в ходе занятий слушатели задают вопросы, на которые они сами не нашли ответов. Так, например, в ходе занятия по пропускному режиму на объекте мне был задан вопрос о том, что считать зоной объекта при охране трубопроводов. Такие вопросы возникают у многих, так как специфика охраняемого объекта требует от руководителя многофункционального подхода. Нередко и заказчик прикладывает к этому руку, требуя от охранной структуры невозможного.
Конечно, на такие вопросы ответить может только сам руководитель, а наша задача - помочь ему в поиске нормативно-правовых актов и рассказать, как ими можно воспользоваться.
Много вопросов возникает в отношении требований лицензионно-разрешительных органов на местах. Непрозрачность нормативно-правовых актов, многовариантность их толкования приводят к тому, что отдельные сотрудники ЛРУ считают свое видение единственно правильным, о других подходах даже слышать не хотят. В этом случае единственным выходом являются сбор и обобщение аналогичных вопросов, а также подготовка разъясняющих документов с публикацией их в профильных СМИ.
Что касается уплаченных денег, то они не могут быть гарантом познания. Если бы за деньги можно было бы купить новое знания, то и за парту не стоило садиться. Перечислил определенную сумму на определенный счет - и спи спокойно, знания тебе обеспечены.
Я всегда вспоминаю слова древних, которые говорили: «Ученик - это не сосуд, который необходимо наполнить знаниями, ученик - это факел, который необходимо зажечь». Вот в этом и заключается еще одна задача профессиональной переподготовки руководителей. Надо не только донести новое в теории и практике, но и научить руководителей самостоятельно отыскивать необходимые знания с использованием современных средств коммуникации, с использованием профильных СМИ.
Еще одна проблема нашей школы заключается в том, что длительное время мы не занимались научной работой. Скудность теоретического осмысления практических наработок налицо. В этом отношении и НОУ, и КС при ДООП МВД России необходимо заняться обобщением и научной проработкой сложившейся практики. Вопрос издания учебника или по крайней мере учебно-методического пособия по данному курсу стоит очень остро, так как начало обучения в регионах может привести к совершенно неожиданным результатам. Это случится, когда отсутствие преподавателей заставит руководителей региональных НОУ приглашать «людей со стороны», незнакомых с охранным бизнесом и не понимающих сущности происходящих на этом рынке процессов. Можно получить вместо желаемого результат совершенно обратный, что полностью дискредитирует саму идею повышения квалификации руководителей.
Миф 3. «Я сам с усам» - я сам все знаю. Учить тоже вздумали!
Очень многие слушатели прибывают на занятия с установкой, что лучше его никто не знает, как управлять охранной организацией, многие уже руководят ЧОПами более десятка лет и имеют неплохие экономические показатели. Все это так. Но повышение квалификации руководителей имеет еще одну функцию – коммуникативную. Приезжающие слушатели активно общаются не только с преподавателями, но и между собой, устанавливая дружеские отношения и обогащая друг друга своими знаниями, навыками и подходами. В решении этого вопроса правильно поступили руководители НОУ «Баярд» и «Витязь», заменив ряд лекций на более активные формы обучения - деловые игры, «круглые столы», мозговые штурмы. Занятия стали не только более интересными, но и взаимообогащающими. Слушатели активно делились знаниями с коллегами и сами впитывали новое.
Этот опыт требует своего развития. Необходимо проводить видеосъемки таких обсуждений. Готовить на их основе учебные фильмы и видеосюжеты, которые смогут стать как учебно-методическими пособиями, так и выкладываться в профильных СМИ для широкого обсуждения. Необходимо рассматривать начавшуюся подготовку руководителей не как единичный «поход за знаниями». Необходимо сформировать у руководителей потребность в постоянном совершенстве и общении как с преподавателями, так и между собой с использованием различных средств коммуникации.
Миф 4. Есть волшебная таблетка. Есть главный секрет. «Вот она – панацея от всех бед!»
Миф о философском камне - это самое серьезное заблуждение. Отдельные слушатели полагают, что преподаватели намеренно скрывают от них «золотое знание» и не дают заветную таблетку, приняв которую слушатель узнает секрет бизнеса.
Живучесть таких рассуждений достаточно высока… Так же как и высока вера взрослых людей в чудеса.
От себя добавлю: чудеса случаются… после долгих трудов, когда количество переходит на другой уровень качества. Чудеса не исключают кропотливой и долгой работы, они только подтверждают ее.
Поэтому, приезжая на занятия, отдельным руководителям очень сложно бывает перестроится на работу, они находятся в ожидании заветной таблетки и, не получив ее на первом занятии, просто угасают и теряют интерес ко всему курсу обучения.
В этой связи важно, кто проводит первые занятия, кто задает ритм всей работе учебной группы. Не менее важно знакомить заранее слушателей с учебной программой и расписанием занятий, настраивая их на серьезную и кропотливую работу.
Давайте подведем черту сегодняшнего нашего разговора и сделаем выводы
Спасибо мифам, что они есть. Они помогают еще лучше понимать, от чего может зависеть эффективность подготовки руководителей. Полагаем, что поднятые вопросы будут интересны читателям и они откликнуться на выдвинутые проблемы. Особый интерес будут представлять мнения региональных руководителей и преподавателей НОУ.
Для же себя отметим:
- все связано со всем. Многое зависит от человека, когда он учитывает другие взаимосвязи и знает, как происходит влияние;
- не все то золото, что лежит на поверхности; за истинными знаниями необходимо пройти длительный путь, постоянно сверяя правильность выбранного направления;
- философский камень скрыт в тяжелом труде познания окружающей действительности и желании обучающегося постоянно совершенствовать свои знания, навыки и умения;
- чудеса есть – они подтверждают долгую и кропотливую работу, направленную на повышение профессионального мастерства в важном для вас вопросе.
Фото Андрея НОЗДРАЧЕВА